yandex

Мадонна с гранатом (Мадонна делла Мелаграна) - Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с гранатом (Мадонна делла Мелаграна)
Мадонна с гранатом (Мадонна делла Мелаграна)
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Галерея Уффици
Произведение: Мадонна с гранатом (Мадонна делла Мелаграна)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV века, Кватроченто
Дата создания: 1487 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

В период Высокого и отчасти Позднего Возрождения в живописи имел место процесс отвлечения от сюжетного повествования, иллюстрирующего некий текст, и обращения к образам синтетическим, созерцательным, рассчитанным на восприятие некой большой темы. Таковыми являлись композиции Мадонны с Младенцем, исходящие из иконографической истории детства Христа. В течение своего творчества С. Боттичелли создал множество живописных вариантов Мадонны с Младенцем, часто воплощая их в форме тондо.

Помещенную в центре круга Богоматерь симметрично окружают шесть ангелов, по три с каждой стороны. Они поклоняются Марии как царице небесной, держа в руках гирлянды роз и белые лилии – символизирующие ее цветы. Мадонна, закутанная в темно-синий мафорий с золотой каймой и полосатый шарф в византийском стиле, ласково поддерживает лежащего у неё на коленях Младенца Христа. Все силуэты художник обрисовывает плавной динамичной линией, то извилистой, то стремительной. В результате этого построение наполняется внутренним движением и состоянием скрытой тревожности. На фоне оживлённых ангелов Мадонна выглядит бесконечно грустной, и эту ноту подхватывает не по-детски серьёзное личико Иисуса. И Мать и Сын держат левой рукой плод граната – символ Страстей Господних, который и дал название картине. Грудь крайнего слева ангела украшает красно-золотая, узкая шёлковая лента – стола, повязанная крест-накрест, как у священника на литургии. На столе вышиты начальные слова латинской молитвы Ave grazia plena… (Радуйся, благодатная…).

По сравнению с близкой ей картиной «Мадонна дель Магнификат», «Мадонна с гранатом», написанная несколько позднее, приобретает более отвлечённый характер. Исчезают какие бы то ни было признаки реального пространства – на смену пейзажу приходит нейтральный фон. Вместо оптической иллюзии выпуклой поверхности возникает вогнутая. Нет прежнего подчинения всех контуров общей форме тондо. Напротив, вытянутый абрис фигуры Марии контрастирует с кругом, а её образ приобретает черты возвышенной потусторонности и торжественности, и все персонажи разобщены, переживая некое состояние сна наяву. «Картина трактована как благостное видение, которое позволено созерцать лишь с чувством глубокой веры».

История создания

Это тондо было написано по заказу флорентийского налогового ведомства для украшения аудиенц-залы, находившейся в палаццо Веккьо. Богатая резная рама выполнена в мастерской Дж. да Сангалло. Один из искусствоведов распознал на ней украшение с французскими лилиями на синем фоне и сделал предположение, что заказ был приурочен к празднованию исторического союза с французами. Однако невозможность отследить исходный документ вызывает по этому поводу сомнения у многих критиков. Поскольку картина находилась на экспозиции в общественном месте, с неё были заказы многочисленные авторские реплики. На сегодняшний день известны три из них, принадлежащие кисти самого Боттичелли: в Государственном музее в Берлине, в коллекции Айнара в Лионе и в коллекции Вернера в Лондоне.

Отношение автора к вере

Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.

В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.

Биография

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.

В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.

В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.

Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.

Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий