Слушать произведение

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Лотова жена»
«Лотова жена»
Автор: Ахматова Анна Андреевна
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1924 г.
Эпизод в Библии:

«Лотова жена»

«Жена же Лотова оглянулась позади

его и стала соляным столпом».

Книга Бытия.

И праведник шёл за посланником Бога,

Огромный и светлый, по чёрной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью,

Глаза её больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Описание произведения.

В стихотворении «Лотова жена» Ахматова обращается к известному ветхозаветному сюжету бегства Лота из Содома. Города Содом и Гоморра были разрушены Господом за грехи их жителей. В стихотворении изображается кульминационный момент в жизни жены Лота, которая должна была спешно оставить свой дом и уйти в неизвестном направлении.

Поэтесса изображает Лота огромным и светлым. Праведник не отступает от слов Господа, и несмотря ни на что следует «за посланником Бога». Не так ощущает себя его жена, которую одолевает «тревога» — невидимая, но властная сила: «Но громко жене говорила тревога».

В отличие от праведника мужа, жене сложнее расстаться с родиной, привычной жизнью и достатком. Тревога вызывает в страдающей душе женщины лучезарные картины прошлой жизни. Пространство воспоминаний постепенно сужается: сначала изображаются «башни» Содома, после — площадь, где женщина «пела», «двор, где пряла». Последними являются пустые окна родного дома, где «детей родила». Чем меньше пространство, тем более интимным и важным оно является для Лотовой жены.

За взгляд в сторону разрушаемого Содома на женщину пала неизбежная кара: «И сделалось тело прозрачною солью, / И быстрые ноги к земле приросли». Томление жены и тоска по потерянной жизни сковали её навеки, превратив в соляной столп.

В последней строфе стихотворения Ахматова выражает авторское отношение к поступку жены Лота. Женщина, отказавшаяся от спасения ради взгляда и оставшаяся верной своей любви, для Ахматовой является достойной оплакивания и вечной памяти. Так когда-то и она сама отказалась покинуть осквернённую людским грехом и произволом родину ради спасения на чужбине.

История создания.

Стихотворение «Лотова жена» было написано в 1924 году и опубликовано в составе небольшого цикла «Библейские стихи» в прижизненной книге Ахматовой — «Бег времени» (1965 г.). В основу стихотворения вошла история Лота и его жены, которые были выведены ангелом из обречённого на гибель Содома с запрещением оглядываться.

Цикл «Библейские стихи» написан на известные ветхозаветные сюжеты. Оригинальная интерпретация легендарных сцен вывела на первый план образы главных героинь, женщин искренних, эмоциональных, сильных духом. Ахматова сосредотачивается на изображении кульминационного момента в жизни персонажей: душевная боль, которая их одолевает, вызвана отчаянием и мучительным выбором между повелениями долга и сердца.

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Лотова жена. читает Елена Габец.
--:--
02:06
1x

Оставить комментарий