Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Лот, являясь племянником Авраама, переселился с ним из Ура Халдейского в Ханаанскую землю . Со временем, умножившись, семья Лота отделилась и стала жить в долине Сидим, Содоме. Однако нечестие его жителей возбудило гнев Господень и города в долине были уничтожены дождем из серы и огня. Погибла и жена Лотова, нарушившая повеление не оборачиваться на гибнущие города, она превратилась в соляной столб. Лишь Лот с дочерьми чудесным образом был выведен Ангелом и поселен в пещере на горе вблизи города Сигор. Череда трагических событий, изолированность, долгое пребывание в среде развращенных людей, породили в дочерях Лота страхи и неблагочестивые помыслы: "И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя" (Быт. 19:31-32). "И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне" (Быт. 19:36-38). Племена Аммонитян и Моавитян будут воевать с сынами Израиля за Землю обетованную. Больше бытописатель о Лоте не упоминает.
Перед художниками, изображающими этот сюжет, стояла деликатная задача передать, точный смысл происходящего, избегая излишней откровенности. На своей картине Арент де Гелдер решает эту задачу при помощи хорошо продуманной композиции. В центре за столом изображен сам Лот, его обмякшее тело, склоненная голова и остановившийся взгляд передают крайнюю степень опьянения. Одной рукой он оперся на плечи девушки. Чтобы отец не отвлёкся, одна из дочерей удерживает его лицо за подбородок, одновременно вставляя бокал с вином в раскрытую ладонь. Другая, поддерживая отца за плечи, старается заглянуть ему в лицо и определить его состояние. Фигуры девушек напоминают движение двух диких хищниц, окруживших свою жертву и осторожно подбирающиеся к ней для броска.
Картину довершает изображение деревянного стола с изящным глиняным сосудом вина и блюдом с закуской. Нож, лежащий на краю стола, аллегорически может обозначать опасность.
История создания
Картина "Лот с дочерьми" написана Арентом де Гелдером в 1680 году. На сайте музея в описании сказано, что художник "стремился к обостренной трактовке ситуаций, человеческих страстей и инстинктов. Изображая библейскую историю о праведнике Лоте, спасшемся после гибели Содома, Арент де Гелдер откровенно показывает преступные влечения дочерей старца, одурманивших отца вином, дабы продолжить свой род".
Произведение находится в собрание ГМИИ с 1924 года. Ранее картина принадлежала Эрмитажу, куда попала из собрания принца Генриха Прусского, брата короля в 1862 году.
Отношение автора к вере
Поскольку документальных свидетельств о жизни Арента де Гелдера сохранилось мало, то судить об отношении художника к вопросам веры возможно лишь на основании его творческого наследия и косвенных личных данных. Арент родился и проживал в Голландии, протестантской стране. Однако, его продолжительное сотрудничество с Рембрандтом, которое можно назвать дружбой, поскольку он не оставил своего учителя в последние сложные годы его жизни, может говорить не просто о человеческой симпатии, а о духовном единстве. Известно же, что Рембрандт, воспитанный в строгом католическом духе, с честью пронес свою веру, невзирая на удары судьбы и протестантское окружение.
Одним из лучших произведений Арента де Гелдера считается серия картин на тему «Страстей Христовых», которую он написал в последние годы своей жизни. Двадцать две картины, оконченные примерно в 1715 году, художник хранил у себя до самой смерти, очевидно, что тема, отображенная на полотнах, была очень близка художнику. Ее исполнение стало итогом творческой жизни мастера, в котором он выразил свой жизненный и духовный опыт. После окончания серии Гелдер почти не писал, а вел мирную христианскую жизнь, пока 27 августа 1727 года не отошел ко Господу.
Биография
Арент де Гелдер родился 26 октября 1645 года в Дордрехте. Сведений о его жизни сохранилось достаточно мало. Известно, что первым наставником в живописи юного Гелдера стал Самюэл ван Хогстратен. В 1661 году Арент приехал в Амстердам и поступил в мастерскую Рембрандта, где работал по 1667 год. Гелдера относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта. По мнению искусствоведов, его картины кажутся столь прекрасными, как будто их написал сам Рембрандт. В XVIII- XIX веке произведения Гелдера часто принимались за работы Рембрандта, как, например, знаменитая картина «Авраам и три ангела» (Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена).
В 1661 году Гелдер вернулся в Дордрехт, в котором оставался и работал до последних дней. В это время он познакомился с Арнольдом Хоубракеном, для которого стал источником многих и точных сведений о Рембрандте, вошедших в трехтомный труд по истории голландской живописи.
В 1671 году Гелдер был уже сложившимся мастером, что видно в его картине «Се человек» (Дрезден, Картинная галерея), вдохновленной знаменитой гравюрой Рембрандта (1655). С 1685 года Гелдер создает работы, написанные с почти романтическим вдохновением, многие из которых стали его шедеврами: «Автопортрет», «Эсфирь и Мардохей», «Эсфирь», а так же волнующий по своей загадочности портрет Эрнста ван Беверена в пышных вышитых золотом одеждах, как любил одевать свои модели и сам Рембрандт. Одно из лучших его произведений - серия «Страстей Христовых» в 22 картинах, большая часть которых, была окончена в 1715 году. С этого времени Гелдер писал очень мало картин.
Скончался Арент де Гелдер 27 августа 1727 года в Дордрехте.
Автор текста: Ольга Северинова.