Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Laudate pueri Dominum» (Хвалите рабы Господни) – духовное сочинение А.Вивальди для двух сопрано,хора, струнных и бассо континуо. Латинский текст сочинения – 112 псалом Давида библейской книги Псалтирь. Это развернутое произведение торжественного характера состоит из десяти частей:
1. Allegro - Laudate pueri
2. Allegro - A solis ortu
3. Andante - Excelsus super omnes
4. Andate - Quis sicut Dominus
5. Allegro - Sit nomen Domini
6. Allegro - Suscitans
7. Allegro molto - Ut collocet
8. Allegro - Sit nomen Domini
9. Andante - Gloria Patri
10. Sicut erat
«Laudate pueri Dominum» авторства А.Вивальди имеет форму большого духовного концерта и предназначено для исполнения в дни церковных праздников, как хвалебный гимн Господу. Это яркое, динамичное сочинение не имеет аналогов – форма большого духовного концерта А.Вивальди самобытна, по сути, ведь он активно использует группу скрипичных, объединяя вокальный и инструментальный жанры в единое целое и создавая образ светлой и чистой молитвы.
История создания.
Произведение А.Вивальди «Laudate pueri Dominum» предположительно было написано во время его работы музыкальным директором сиротского приюта в Венеции. Сочинения должны были с лучшей стороны показать таланты воспитанниц приюта, поэтому композитор писал прекрасные сольные партии. В этом произведении соединены виртуозность и изящество оркестрового сопровождения, трогательная молитва в исполнении двух высоких женских голосов, а также мощь хоровой партии в кульминации.В настоящее время этот духовный концерт А.Вивальди очень популярен, он записывается и исполняется.
Отношение автора к вере.
Антонио Вивальди родился в традиционной католической семье в Италии. Отец мальчика играл на скрипке и был постоянным участником богослужений в местном соборе, что самым естественным образом повлияло на выбор жизненного пути сына – Антонио принимает священный сан в возрасте двадцати пяти лет в 1703 году. По причине слабого здоровья через некоторое время ему было позволено не служить мессы, но по воспоминаниям Эрнста Людвига Гербера "четки никогда не покидали его руки, кроме тех случаев, когда он брался за перо, чтобы написать оперу". Композитор написал множество прекрасных духовных произведений, возвысив жанр церковной музыки и открыв ее широкому кругу слушателей
Также много сил А. Вивальди вложил в музыкальные занятия с детьми-сиротами венецианского приюта милосердия. Вся жизнь композитора была наполнена служением Богу через музыку.
Биография.
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отцом был потомственный цирюльник и музыкант Джованни Баттиста Вивальди. В итальянских цирюльнях было принято держать музыкальные инструменты для развлечения публики, поэтому отец будущего композитора владел мастерством игры на скрипке. Впоследствии любовь к музыке вытеснила из жизни Джованни основную профессию, и он стал основателем музыкального общества города «Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia», а также членом церковного оркестра. Антонио учился игре на скрипке у своего отца, с которым впоследствии гастролировал по венецианской республике, а также у директора музыкального общества композитора Джованни Легренци. Свою первую литургическую работу юный композитор пишет в тринадцать лет, в 1691 году.
В возрасте двадцати пяти лет, в 1703 году Антонио принимает священный сан, но развившееся «стеснение в груди» (предположительно астма) не позволяют ему служить мессы. В этом же году его назначают музыкальным руководителем венецианского сиротского приюта «Pio Ospedale della Pietà», который ставит своей целью за счет средств республики дать детям хорошее музыкальное образование. Композитор в это время пишет множество выдающихся сочинений, которые прославили его и его воспитанниц далеко за пределами республики.
Антонио Вивальди увлекает жанр оперы, который был очень популярен в Италии. В настоящее время известно более шестидесяти произведений, но его личное признание в письме говорит о девяносто четырех операх. Гениальный композитор стал новатором в жанре большого скрипичного концерта, а также большого духовного концерта на традиционные латинские тексты.
Не всегда жизнь композитора складывалась гладко, но она была полна реализованных творческих планов. Наградой за многолетние труды композитору явилась встреча с императором Карлом VI в Триесте в 1728 году – монарх наградил композитора рыцарским титулом, золотой медалью и приглашением в Вену, а их разговор длился дольше чем совещание с любым из министров. Вивальди обрадовался этому приглашению, распродал свои нотные рукописи, чтобы выручить средства на переезд и отправился на новое место жительства, подразумевающее место придворного композитора. К сожалению, внезапная смерть Карла VI лишила Вивальди всякой надежды на достойную жизнь в Вене. Он предпринял кратковременную поездку в Дрезден для поисков работы и вернулся оттуда совершенно больным. Умер композитор в ночь с 27 на 28 июля 1741 года «от внутренней инфекции» и был похоронен в простой могиле на кладбище, принадлежащему больничному фонду. До начала XX века произведения выдающегося композитора не были популярны и многие из них считались утраченными, но в настоящее время интерес к творчеству Вивальди восстановил справедливость – сочинения, новаторские для своего времени, те на которых учился И.С.Бах, обретены( в 1926 году в одном из монастырей Пьемонта) и составляют значительную часть мировой музыкальной сокровищницы.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Laudate pueri Dominum
Laudate nomen Domini.
Sit nomen Domini benedictum ex hoc
nunc et usque in saeculum.
A solis ortu usque ad occasum
laudabile nomen Domini.
Excelsus super omnes gentes Dominus
et super coelos gloria ejus.
Quis sicut Dominus Deus noster,
qui in altis habitat,
et humilia respicit in coelo et in terra?
Suscitans a terra inopem,
et de stercore erigens pauperem;
Ut collecet eum cum principibus,
cum principibus populi sui.
Qui habitare fecit sterilem in domo,
matrem filiorum laetantem.
Gloria Patri et Filio
et Spiritui Sancto
Sicut erat in principio et nunc et semper
et in saecula saeculorum.
Amen.
Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.
Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.
От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.
Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.
Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,
приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;
из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,
чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;
неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях?
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.