Крестный ход в Курской губернии - Репин Илья Ефимович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Крестный ход в Курской губернии
Крестный ход в Курской губернии
Автор: Репин Илья Ефимович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Крестный ход в Курской губернии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Реализм
Дата создания: 1883 г.

Тема крестного хода в русской живописи XIX века занимает особое место. Являясь символом духовного единения православных христиан, их соборности, единого стояния перед Богом, он позволял раскрыть особенности духовного состояния русского народа, высветить его проблемы и духовные чаяния. «Господь Сам пойдёт пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся». (Втор.31:8).В данном образе еще есть небо, перспектива, благочестие и надежда, которые исчезнут в следующей картине на эту тему, написанной уже после революции, в 1920-х годах - «Крестный ход в дубовом лесу».

Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, свершилось её чудесное явление. В жаркий полдень, по широкой пыльной дороге, на фоне холмов с пеньками от вырубленного леса, похожего на кладбище, торжественно и чинно движется многолюдная процессия.«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь». (Нав.1:9). Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего: томящий зной, клубы пыли, поднятые движением неисчислимой массы людей, ослепительный блеск солнечных лучей, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона.

Художник использует прием противопоставления характеров. Мы видим горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы. И здесь же идет помещица, несущая саму икону - в ее лице читается надменность. Далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов. Впереди неё находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе. Но именно фигура горбуна предельно одухотворена, лицо его полно волевой твердости и устремленности. «Ибо Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8:38-39).

История создания.

Картина Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии» стала знаковым событием в истории русской живописи, показав направление духовных и творческих исканий автора, которого глубоко волновал вопрос национальной самоидентификации русского народа. Работа создавалась во время усугубления общественного кризиса социальных противоречий, что нашло отражение в настроении картины. Безусловно, главным для Репина было не обличение социального неравенства, но запечатление некой правды и переосмысление того пути, по которому идет русский народ.

Обращение И.Е.Репина к теме крестного хода не является случайным, ведь еще в детстве он не раз был свидетелем этого действа выражения веры, которое отзывалось в сердце мальчика нескрываемым восторгом. Уже в зрелые годы один из друзей художника вспоминал о том, как они смотрели крестный ход из Троицкого монастыря: «Явились мы довольно рано и заняли место на одной из возвышенностей... Вокруг нас и возле все шумело... Был парад и шествие духовенства... Репин был несколько смущен и как бы досадовал, заметив, что некоторые из духовенства преспокойно разговаривают во время самой процессии». Теперь, когда он - большой художник - увидел крестные ходы, детское восприятие ярких красок ушло на задний план. Главным стало изображение правды жизни без прикрас, но с глубоким философским подтекстом - «что нас объединяет, и куда мы движемся?». Перед нами истинная хоровая картина, где главный герой есть русский народ.

Репин трудился над полотном несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, побывал в Киеве и в Чернигове. Художник пишет сотни этюдов, которые создавались в Москве, Звенигороде, Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове. Первый эскиз новой картины, сделанный Репиным в 1877 году, в большей степени заключал в себе изображение контрастных образов богатых и бедных, духовенства и крестьян, власти и народа. В разработке окончательного варианта, в образах крестьян подчеркнуто самое главное - духовное богатство простого русского народа, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни. Пейзаж в картине тоже не случаен. Процессия движется мимо свежесрубленных пней, что было личной болью самого художника. Репин вспоминал: «Эксплуататоры края вырубили мои любимые леса».

Картина была показана на 11-й передвижной выставке и вызвала множество споров. Прогрессивно настроенная общественность пришла в восторг. Реакционная критика упрекала художника в том, что он слишком увлекся обличением, в то время как для Репина это было лишь указание на важные болевые точки русского общества. Павел Третьяков купил полотно, но посетовал на то, что на нем ни одного приятного лица. Широко известен ответ Репина: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней приятных лиц?». Позднее, отвечая на критику в свой адрес, Репин писал: «Красота - дело вкусов; для меня она вся в правде».

Отношение автора к вере.

Илья Репин воспитывался в благочестивой семье. Мать художника отличалась религиозностью, не раз она с маленьким Ильей совершала паломничества в Кочетов, за семь верст, где находилась явленная чудотворная икона, которую носили на колодец. Так вспоминает об этом сам художник: «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес... и поспевали до начала благовеста... После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям».

Став взрослее, Илья Ефимович работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание. Художник чувствовал, что именно Богом ему дан живописный дар, который должен послужить на благо общества. В картине «Крестный ход» Репин претворил в жизнь свое понимание русской живописи, которое он высказал в письме к Крамскому еще за три года до начала работы над картиной. Он говорил тогда: «...наша задача - содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатление природы, ее жизнь и самый дух истории - вот наши темы... Краски у нас - орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш - не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, ее душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».

Биография.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в Чугуеве (ныне Харьковская область), в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864 по 1871 год учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге, он создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 годах, на средства Академии, он продолжает оттачивать свой талант в Италии и во Франции.

В конце 70-х и в 80-е годы XIX века живописец достигает вершины мастерства. В 1878 году Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни: «Проводы новобранца» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Позднее он обращается к теме революционной борьбы: «Отказ от исповеди» (1879—1885), «Арест пропагандиста» (1880—1892), «Не ждали» (1884—1888). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В.В.Стасова (1873), М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова (оба - 1881), Л.Н.Толстого (1887). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891).

В 90-х годах Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX века вернулся на прежние позиции. В 1893 году он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 годах преподавал там, а в 1898—1899 годах занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И.Э.Грабарь и Б.М.Кустодиев.

С 1899 года Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 году оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, не одобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 года в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.






Оставить комментарий