«Красная Дверь» - Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Красная Дверь»
«Красная Дверь»
Автор: Жан де Шелль и Пьер де Монтрёй
Местонахождение: Собор Нотр Дам, Париж, Франция
Произведение: «Красная Дверь» (Porte Rouge)
Жанр: Скульптура
Год создания: Середина XIII века
Эпоха: Средние века, Ранняя готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Красная Дверь» расположена на северной стороне собора Парижской Богоматери. Вход, ведущий на хоры, назван так из-за яркого цвета дверных створок. Этот небольшой портал был создан архитектором Пьером де Монтрёем во второй половине XIII века и использовался для сообщения между монастырём, где жили каноники и певчие хора, и собором.

Главным скульптурным украшением «Красной Двери» является мраморный тимпан, на котором изображена сцена Благословления Богоматери Христом (3Цар. 2:19). В центре композиции находятся восседающие на пьедестале Дева Мария и Иисус, вполоборота друг к другу. Руки Марии сложены в молитвенном жесте, а Христос благословляет Её правой рукой, левой опираясь на Евангелие. Ангел, летящий над Богородицей, возлагает на Её голову царский венец. Слева и справа от пьедестала помещены коленопреклонённые королевские особы.

На архивольтах тимпана изображены сцены жизни и служения парижского Епископа V века Святого Марселя. Слева размещена скульптурная композиция, представляющая проводимые им таинства Крещения и Святого причастия. Справа Епископ изображён проповедующим и низвергающим дракона ударом посоха – по преданию, так он избавил город от нашествия крылатого змея. Мощи Сен Марселя являются драгоценной святыней собора, и до пожара 2019 года находились в кафедральных хорах.

Во время Французской революции, в 1793 году, Нотр Дам де Пари подвергся осквернению и частичному разрушению, но был воссоздан по прежним образцам при реставрации XIX века скульптором Жоффруа Дешомом под руководством архитектора Эжена Виолле ле Дюка.

История создания.

Над возведением Собора Парижской Богоматери трудились многие архитекторы, но его главными зодчими считаются Жан де Шелль и и Пьер де Монтрёй, руководившие работами с 1250-го по 1265-й и 1267-й годы соответственно. Здание собора было, в целом, построено к 1345 году, после этого оно сохранилось, без существенных достроек и переделок, до начала XVIII века, когда, собственно, и произошло его посвящение Богоматери.

Реставрация Нотр Дам, под руководством архитектора Виолле ле Дюка, началась в 1841 году. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились более двух десятилетий. Искусствоведами признается высокое качество реставрационных работ, скульптурные элементы XII – XIII веков почти невозможно отличить от воссозданных Эженом Виолле ле Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к памятнику средневекового зодчества.

«Красная Дверь», соединявшая монастырь и собор, была в очередной раз отреставрирована в 2012 году, по инициативе Общества охраны исторических памятников Иль-де-Франс.

Отношение автора к вере.

О подробностях личной жизни архитектора, за давностью лет, известно очень мало. Об отношении Пьера де Монтрёй к религии мы можем судить лишь по его работам. Известен огромный творческий вклад мастера во французское средневековое зодчество, в том числе и возведение собора Парижской Богоматери. Большая часть его архитектурного наследия связана с церковным строительством. В этих великолепных творениях автор передаёт своё преклонение перед подвигом Сына Божия, Девы Марии, Святых и Апостолов. Христианские чувства мастера, запечатлённые в памятниках архитектуры Франции XIII столетия, навсегда остались в веках.

Биография.

Пьер де Монтрёй родился около 1200 года, в местечке Монтрёй (сейчас это восточный пригород Парижа), и принадлежал к династии парижских архитекторов. Он известен также как Пьер из Монтрейля, Пьер де Монтрейль, Пьер де Монтеро, Пьер де Монтро.

Монтрёй участвовал в строительстве аббатства Сен Дени (1231), новой трапезной для аббатства Сен Жермен де Пре (1239). Его авторству приписываются часовня на территории Сен-Жерменского дворца и трапезная церкви Сен Мартен де Шан (сейчас это зал библиотеки парижской Консерватории искусств и ремёсел). С XVII века архитектор работал над созданием часовни короля Людовика IX Сен Шапель (1243 – 1248). Около 1250 года он трудился над сооружением большой часовни Богоматери для аббатства Сен Жермен де Пре. В 1265 году Пьер Монтрёй сменил зодчего Жана де Шелля на строительстве парижского собора Нотр Дам, он занимался возведением южной части трансепта, а также устанавливал «красную дверь» в северном портале.

Умер архитектор 17 марта 1267 года в Париже и был погребён, вместе с женой Агнессой, в построенной им же часовне Богоматери в Сен Жермен де Пре. На его надгробной плите был изображён зодчий с линейкой и циркулем и выгравирована эпитафия, упоминавшая звание «наставника каменщиков». Часовня этого парижского монастыря была разрушена в 1794 году, во время Французской революции.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий