«Колыбельная» - Бродский Иосиф Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

«Колыбельная»
Родила тебя в пустыне
Я не зря,
Потому что нет в помине
в ней царя.
В ней искать Тебя напрасно.
В ней зимой
Стужи больше, чем пространства
В ней самой.
У одних — игрушки, мячик,
дом высок.
У Тебя для игр ребячьих —
весь песок.
Привыкай, Сынок, к пустыне,
как к судьбе.
Где б Ты ни был, жить отныне
в ней Тебе.
Я тебя кормила грудью.
А она
Приучила взгляд к безлюдью,
им полна.
Той звезде на расстоянии
страшном, в ней
Твоего чела сиянье
знать, видней.
Привыкай, сынок к пустыне.
Под ногой
окромя неё, твердыни
нет другой.
В ней судьба открыта взору
за версту.
В ней легко узнаешь гору
по Кресту.
Не людские, знать, в ней тропы!
Велика
и безлюдна она, чтобы
шли века.
Привыкай, сынок к пустыне,
как щепоть
к ветру, чувствуя, что ты не
только плоть.
Привыкай жить этой тайной:
чувства те
пригодятся, знать, в бескрайней
пустоте.
Не хуже она, чем эта:
лишь длинней.
И любовь к тебе — примета
места в ней.
Привыкай к пустыне, милый,
И к звезде,
льющей свет с такою силой
в ней везде,
Точно лампу жжёт, о Сыне
в поздний час
вспомнив, Тот, Кто Сам в пустыне
дольше нас.
Описание произведения.
Стихотворение «Колыбельная» — единственное произведение «Рождественского цикла» Бродского, написанное от лица Богородицы. Дева Мария поёт Младенцу колыбельную песню, основной темой которой является пустота, воплощённая в образе пустыни. Начало первой строфы («Родила тебя в пустыне / я не зря») содержит важный для произведения мотив судьбы. «Потому что нет в помине / в ней царя» — эти строки можно понимать двояко. С одной стороны, они напоминают о стремлении Ирода убить Младенца, а с другой — заставляют вспомнить, как относились к новорождённому Христу волхвы: они шли, чтобы поклониться Царю. Другими словами, в пустом пространстве появляется Царь, Господь земли, поскольку для Бродского пустыня — метафора всего мира: «окромя неё твердыни нет другой».— Пустыня «Колыбельной» — всеобъемлющее пространство.
Образ пустоты Бродский разрабатывает в ранних советских произведениях рождественского цикла. Пустота — символ безверия и неприятия Рождества («пусто в пещере»), небытия и мрака. В бесконечной пустыне космоса загорается Звезда Бога-Отца, и в бездуховной, холодной («стужи больше, чем пространства») пустоте земной рождается Христос — надежда на победу над небытием. Эти два мира (вечный и земной) организуют единое пространство стихотворения.
Однако пустыня для Бродского является не только пространством, но и временем (песок – овеществлённый символ времени). В этом топосе время неотличимо от пространства, и потому строки: «У одних игрушки, мячик, / дом высок. У Тебя для игр ребячьих / весь песок» — звучат особенно глубоко. Младенец Христос владеет пустотой, вмещающей в себя хронос и топос.
Время в поэтике Бродского представляет собой вертикаль, а пространство, соответственно, горизонталь. Схождение времени и пространства в пустыне образует крест: «В ней легко узнаешь Гору / по Кресту». Пребывать в пустоте, одиночестве, а потом спуститься в небытие, в ад — судьба Христа на земле («Привыкай, сынок, к пустыне, / как к судьбе»; «В ней <пустыне – курсив мой> судьба открыта взору / за версту»). Бродский подчёркивает, что судьба Христа — не череда совпадений, а Божий Замысел: «Той звезде, на расстояньи / страшном, в ней / Твоего чела сиянье, знать, видней». Господь посылает своего Сына, чтобы, принеся Себя в жертву, он открыл миру возможность святости, разрушил смерть, как границу между Богом и людьми.
В пятой строфе «Колыбельной» Богородица сопоставляет себя с пустыней: «Я тебя кормила грудью. / А она <пустыня – курсив мой> / приучила взгляд к безлюдью / им полна». Дева Мария просит Христа «привыкать» к истинной сущности мира и чувствовать, что он «не только плоть». Смысл сопоставления Богородицы и пустыни раскроется в двенадцатой строфе стихотворения, где речь идёт о «бескрайней пустоте» смерти. Разрушить её и спасти всех может помочь только любовь (Бога-Отца, Богородицы: «и любовь к Тебе — примета / места в ней»). В последних строфах пространство вечности сходится с земным миром в образе нераздельного и неслиянного единства Бога-Отца и Бога-Сына: «точно лампу жжёт, о Сыне / вспомнив, Тот, Кто Сам в пустыне / дольше нас».
В своем стихотворении «Колыбельная» Бродский создаёт образ падшего мира, в основе которого лежит смерть, одиночество и заброшенность. В этой бесчеловечной пустыне появляется надежда на Спасение – Младенец Христос.
История создания.
Стихотворение «Колыбельная» относится ко второму периоду работы Бродского над рождественскими стихотворениями. В этой части цикла нет праздничной суеты, советских реалий, а есть исключительно евангельский сюжет. Картина, воплощенная в произведении, напоминает икону, поскольку на иконах пещера Рождества Христова изображается чёрной, олицетворяя реальность, лежащую в темноте смертной тени.
За свою жизнь Бродский написал двадцать три стихотворения, посвященных Рождеству и Новому году. Они составляют единый Рождественский цикл, но в цикле различают два периода. Первый — ранний, советский (1961-1972), состоящий из семи стихотворений. Второй — поздний, американский (1987-1995), включающий основной корпус стихов этого уникального цикла, аналогов которому в русской поэзии не существует.
В первом много личных переживаний Иосифа Бродского о жизни, её горечи, одиночества и пустоты. Во втором — от стихотворений веет холодной вечностью, в них присутствует отстранённость, словно поэт смотрит на жизнь как молчаливый и сторонний наблюдатель.
Советские стихотворения Бродского описывают преображающее действие Рождества на людей; американские — делают акцент на чуде явления Богочеловека. Повседневность уходит в тень, затухая и исчезая в событии, свершившемся в далёком Вифлееме. Тема вечности становится определяющей. Есть мнение, что цикл появился в результате бесед с Анной Ахматовой о переложении библейской истории в стихи так, чтобы поэзия оставалась не ниже уровня пастернаковского цикла, но при этом была бы понятна простому читателю. В одном интервью Иосиф Бродский рассказал, что цикл появился, благодаря картинке «Поклонение волхвов», которую он вырезал из журнала и повесил на стене. Поэт часто и подолгу смотрел на неё, и однажды родились стихи.
Отношение автора к вере.
Христианство для Бродского было величайшим явлением, но не столько в духовном, сколько в культурообразующем плане. Поэт восхищался вызванным христианством культурным переворотом, после которого время потекло иначе. По словам Юрия Кублановского, Бродский «полагал, что ведёт свой диалог с Творцом». С этим диалогом связаны представления поэта о слове, общении и языке. Язык, по Бродскому, начало начал. Иосиф Александрович не раз признавался, что «если Бог для меня и существует, то это именно язык». Эта идея уже почти вплотную приближена к библейскому: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Слово, общение, речь – вещи бесконечно важные для христианства. Слово открывает разные пласты бытия: сочетание идеального и материального преобразует реальность. По мнению Бродского, таким преобразующим свойством обладает поэтическое слово. Поэзия для Иосифа Александровича являлась служением языку, способом осмысления жизни и сопротивлением немой бездне смерти.
Биография.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде, в семье капитана ВМФ СССР Александра Ивановича Бродского и Марии Моисеевны Вольперт, работавшей бухгалтером. Младенцем, Иосиф вместе с матерью оказался в блокадном Ленинграде (отец был на фронте), откуда ей удалось эвакуироваться с сыном в Череповец. Вернулись они в Ленинград в 1944 году, после снятия блокады.
По окончании 7 класса, Иосиф бросает учёбу, чтобы, зарабатывая, помогать семье. Работает истопником, матросом, помощником прозектора в морге, рабочим в геологических экспедициях. Эти занятия приводят его к нервному срыву. Много читает, изучает иностранные языки. Начинает писать стихи в 18 лет. В 1959 году знакомится с молодыми поэтами литературного объединения ДК Промкооперации. Входит в круг знакомства А.Ахматовой, Л.Чуковской, Н.Мандельштам. Эстетические взгляды Иосифа Александровича формируются в атмосфере послевоенного Ленинграда. Неоклассическая архитектура, повреждённые бомбежками здания, окраины, вода, многочисленные отражения — вот основные мотивы его детских и юношеских поэтических воспоминаний. Многим сочинениям Бродского этого периода свойственна музыкальность. Событием в жизни поэта стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Цветаева и Баратынский, а позже Мандельштам определили стиль его поэзии. Первая публикация состоялась в журнале для детей «Костер» — «Баллада о маленьком буксире».
В марте 1964 года поэт «за тунеядство» был приговорён к пяти годам принудительного труда в Архангельской области. В ссылке Бродский интенсивно читает и пишет. Тем временем, на его защиту встают многие советские и зарубежные деятели культуры. Когда, спустя полтора года, ссылка, благодаря усилиям общественности, была отменена, он вернулся в Ленинград зрелым поэтом. В 1965 году Иосиф Александрович был принят в Союз Писателей. Несмотря на напряжённую литературную деятельность, Бродского продолжали травить и вскоре перестали печатать. Стихи его на родине широко расходились в самиздате и публиковались за рубежом в оригинале и в переводах. В СССР это не могло не повлиять на судьбу поэта.
В 1972 году Бродского вынудили эмигрировать в Австрию. Оттуда он переехал в Лондон, и в том же 1972 году, начал преподавать в Мичиганском университете. С этих пор, на протяжении последующих 24 лет, он занимает профессорские должности в шести американских и британских университетах, в том числе, в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Книги стихов Бродского выходят на русском языке и в переводах. С 1972 года он уделяет много внимания эссеистике, которую публикует на английском языке. В 1987 году Иосиф Бродский становится лауреатом Нобелевской премии. Его речь на вручении премии стала культовым явлением в мире литературы. В 1990 году поэт женится на итальянской аристократке Марии Соццани, русской по материнской линии. Поэт не смог увидеть родину, родителей, друзей. Когда его родители умерли, сына не пустили их похоронить.
Иосиф Бродский уходит из жизни в Нью-Йорке, в 1996 году.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.