Кающаяся Мария Магдалина - Тициа́н Вече́ллио (Тициан)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Кающаяся Мария Магдалина
Кающаяся Мария Магдалина
Автор: Тициа́н Вече́ллио (Тициан)
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Кающаяся Мария Магдалина
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое и Позднее Возрождение
Дата создания: 1565 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Мария Магдали́на, упоминается евангелистами, как одна из тех, кто следовала за Христом, стояла вместе с Его Матерью при кресте, на котором страдал Господь, и как первая из людей, удостоившаяся встречи с Воскресшим Спасителем. На полотне Тициана изображен новозаветный сюжет, описанный в 8 главе Евангелия от Луки: «… После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов...» (Лк.8:1-2).

В европейском искусстве Мария Магдалина традиционно пишется с распущенными волосами и сосудом благовоний. Образ раскаявшейся блудницы Марии Магдалины — становится особенно востребованным во времена Контрреформации.
Тициан изобразил Марию с непокрытой головой и распущенными волосами. Это — евангельская Магдалина, ещё при земной жизни Христа возненавидевшая свой грех. Полупрозрачная одежда и накидка не скрывают женской телесной красоты, — так художник показал, от какого греха отказалась будущая мироносица. Её лицо с надеждой обращено к небу, покрасневшие от слез глаза полны раскаяния. Перед Марией Магдалиной лежит раскрытая книга и череп, как символ памяти о смерти: «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). Глубокое покаяние эта женщина пронесет через всю жизнь.

История создания


К изображению кающейся Марии Магдалины Тициан обращался несколько раз за свою творческую жизнь, однако полотно, хранящееся в Эрмитаже, считается наилучшим. Для создания образа художнику позировала Джулия Фестина. Картина произвела сильное эмоциональное впечатление на современников художника. Тициан сделал несколько копий, внося небольшие изменения в наклон головы и положение рук Марии и находящейся за её спиной пейзаж.
Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. Его сын Помпонио Вечеллио продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго. Из его коллекции в 1850 году картина попала в Эрмитаж, купленная императором Николаем Первым.

Отношение автора к вере

Если взглянуть на список и хронологию работ Тициана, то становится понятен один немаловажный факт – и раннее и позднее его творчество отмечено обилием работ именно на религиозные сюжеты. Юность и последние годы художника проходили в атмосфере неотвратимой смерти от чумы, уносящей родных и близких.

При этом Тициан – один из самых ярких представителей эпохи Возрождения, в творчестве которого главным является Человек, прекрасный и возвышенный, подобный Господу. Отношение мастера к красоте и силе жизни и при этом к неумолимой смерти прослеживается в его работах именно христиански смиренно и при этом одухотворенно.

Известно, что Тициан был прекрасно образован, знал историю греко-римского искусства, философию, прекрасно разбирался в Священном Писании, поэтому среди друзей и коллег имел репутацию религиозного мыслителя. Невероятная глубина христианского содержания, тонкость и психологическая точность, которую можно видеть в его росписях и божественных образах, ярко свидетельствует о том, каким внимательным и понимающим христианином был Тициан Вечеллио.

Биография

Тициан Вечеллио родился в городе Пьеве ди Кадоре, неподалеку от Венеции. Точная дата его появления на свет неизвестна, у разных авторов она колеблется между 1485 и 1490 годом. В семье Вечеллио, инспектора шахт и начальника народного ополчения, было 4 детей, и все они жили в достатке.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал Венецию и стал учиться и работать в мастерской Себастьяно Цуккато, потом у художника Джентиле Беллини, а затем уже у Джованни Беллини, где познакомился с Лоренцо Лотто, Джорджоне и другими венецианскими живописцами.

Тициан не имел законченного высокого образования, но обладал пытливым умом, дружил со многими литераторами, например, с поэтом Пьетро Аретино.

К 1516 году Тициан упрочил свои позиции ведущего венецианского живописца, выполнил множество прекрасных работ. Через год ему было присвоено звание Первого художника Венецианской республики. Мастер активно занимался вырабатыванием собственного стиля живописи, тщательно изучая приемы и методы выдающихся мастеров кисти.

В 1525 художник зарегистрировал брак с Чечилией, подарившей ему 2 сыновей и 2 дочерей.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего своего визита император пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского.

В 1545 Папа Павел III пригласил Тициана в Ватикан. Здесь художник не только работал, но и получил возможность познакомиться с Микеланджело и его творчеством. Мастер много путешествовал не только по Италии, побывал в Испании и Германии.

Жизненный путь гениального живописца оборвался в 1576 году. Тициан Вечеллио скончался возле холста с кистью в руке.

Несмотря на приказ о сожжении тел всех погибших во время чумы, гроб великого живописца было предан земле на территории венецианского собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Автор текста: Северинова Ольга


Оставить комментарий