Каин - Дюпре Ф. Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Каин
Каин
Автор: Дюпре Ф. Джованни
Местонахождение: палаццо Питти (Флоренция, Италия), Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия).
Произведение: скульптура «Каин»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1840 г.
Эпоха: неоклассицизм

Описание произведения

Скульптура Ф. Джованни Дюпре «Каин» выполнена в полный рост в стиле неоклассицизма. Скульптор запечатлел Каина после убийства Авеля, когда Господь вопрошает Каина о его брате. Книга Бытия повествует об этом так: «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4: 9-12).

Каин изображен скульптором очень живо и эмоционально: злоба и обида ещё слишком сильны в нём. Он как бы закрывает лицо правой рукой от божественного света, пытаясь тем самым скрыть от Бога свой грех убийства, именно это передаёт данный жест. У ног фигуры Каина — змей, который символизирует проклятие. В качестве набедренной повязки у Каина – шкура животного. Вцелом, фигуре Каина свойствен грубый натурализм. Его уста приоткрыты. Возможно, что в этот момент Каин произносит слова, обращённые к Богу: «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьёт меня» (Быт. 4: 13-14).

Каин становится архетипом безбожного, бездуховного человека, оставленного Богом или, скорее, оставившего своего Творца.

В Эрмитаже находится мраморная скульптура «Каина», а в галерее (палаццо) Питти во Флоренции её бронзовый аналог.

История создания

В основе создания скульптуры Ф. Джованни Дюпре «Каин» лежит ветхозаветная история о детях Адама и Евы – Каине и Авеле, в которой первый сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего младшего брата Авеля, пастыря овец из-за того, что дар, принесённый Авелем, оказался угодным Богу, в отличие от приношения Каина. Каин был первым в истории убийцей, Авель — первой жертвой.

Скульптура Ф. Джованни Дюпре «Каин» была создана в 1840-м году и относится к его ранним произведениям. Она находится во Флоренции, в галерее Питти. С момента своего появления эта скульптура стала объектом внимания и критики. Как и произведения других мастеров пуризма, скульптура Дюпрене всегда вызывала похвалу со стороны академических кругов.

Скульптура «Каин» (так же как и «Авель») была создана на сюжет лирической драмы Байрона «Каин», написанной поэтом в Равенне и связанной с его итальянскими впечатлениями. Тема душевных мучений героев и тема покаяния привлекли внимание Дюпре. Однако же при всем драматизме сюжета, который присутствует у Байрона в описаниях поступков и переживаний персонажей, скульптору удалось избежать в трактовке образов театрализованных эффектов и сентиментальности. Каин, не пожелавший страдать за грех, восставший против Бога, изображен простершим окровавленные руки. Его лицо, выражающее раскаяние и душевные мучения, не напоминает, однако, трагическую маску, как в работах скульпторов-академистов, и всегда диссонирующую с пластически вяло решенной фигурой. Крепкая конструкция тела Каина, его поза, драматический жест подчинены внутренней динамике образа. Состояние аффекта выражено без преувеличенной экспрессии, а скульптор передает глубокое человеческое чувство.

Отношение автора к вере

Среди работ знаменитого скульптора Ф. Джованни Дюпре религиозной тематике посвящены следующие произведения: «Авель», «Каин», «Богоматерь, оплакивающая снятого с креста Спасителя», статуя «Воскресший Спаситель», рельеф «Торжество Креста», и др. Безусловно, в искусстве Италии всегда особое место занимали скульптуры библейских персонажей, однако у Д. Дюпре они выполнены в особом характере: он не просто реалистично изображает человеческие фигуры, но достаточно живо передаёт эмоции и чувства персонажей. Это свидетельствует о том, что и сам выдающийся скульптор пытался «вжиться» в передаваемый им образ, прочувствовать атмосферу передаваемого им сюжета. Его произведения свидетельствуют о неподдельном интересе скульптора к событиям Священной Истории и её толкованию.

Следование национальной пластической традиции было важнейшим фактором творчества Дюпре как пуриста. Сущностью итальянской пластики был в это время не предмет, а способ изображения: люди были представлены во всей своей телесности – красивые или безобразные, старые или молодые, спокойные, либо в душевном волнении или в движении.

Биография

Ф Джованни Дюпре родился 1 марта 1817 в Сиене. Стал более всего известен как итальянский скульптор-неоклассик, по происхождению француз, сын резчика из дерева в Сиене. Вначале он работал у отца, где занимался изготовлением подделок скульптур эпохи Возрождения, а потом учился ваянию у Бартолини, во Флоренции, где и трудился до конца своей жизни.

Окончил Академию художеств Сиены. Воплотил в своих произведениях идеалы пуризма.

В 1845 году выиграв конкурс во флорентийской Академии изящных искусств, впервые получил известность натуралистическою фигурою убитого «Авеля», за которою вскоре явился его «Каин» (обе статуи в бронзовых экземплярах находятся в палаццо Питти (Флоренция); мраморные их экземпляры — в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (приобретённые для Великой Княгини Марии Николаевны, президента Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы). Грубый натурализм фигуры, встреченный в то время шоком, предвещал начало конца неоклассицизма в итальянской скульптуре и получил поддержку Лоренцо Бартолини.

Затем последовали фигуры Джотто и святого Антонио Флорентийского для фасадных ниш в Уффици, бюст Пия II для Базилики Сан Доменико в Сиене. После знакомства в Риме с памятником Антонио Кановы Пию IV проявил стремление к аллегории; так, в памятнике для графини Феррари Корбелли в Сан-Лоренцо во Флоренции и в памятнике Кавуру в Турине он ввёл несколько аллегорических фигур. Несмотря на изучение натуры, эти фигуры у Дюпре несколько условны, и в них не слиты гармонично отвлеченность и реализм. К самым прочувствованным и благородным произведениям Дюпре принадлежит «Pieta» для кладбища в Сиене. Здесь Дюпре достиг высшей степени свойственной ему натуралистической выработки форм и выражения.

Изваял глубоко прочувствованную статую «Умирающая Саффо» (1857), группу «Богоматерь, оплакивающая снятого со креста Спасителя», в которой особенно хороша фигура Христа (1863—1865, в Сиене), статую «Воскресший Спаситель», рельеф «Торжество Креста» (во Флоренции) и, наконец, самое капитальное свое произведение — многофигурный монумент Бенсо ди Кавуру в Турине (1872).

Д. Дюпре особенно славился искусством создания скульптур из мрамора. Был участником международных выставок в Париже и Вене, его произведения были хорошо известны в Европе, и награждён Рыцарским Орденом Святого Иосифа.

Окончил земной путь 10 января 1882 года во Флоренции.

Автор текста : Сарра Биллер.

Оставить комментарий