Изведение воды из камня Моисеем в пустыне - Мартос Иван Петрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Роскошным барельефом "Изведение воды из камня Моисеем в пустыне" декорирован аттик над восточным проездом Казанского собора в Санкт-Петербурге. Он выполнен из пудостского камня талантливым российским скульптором И. П. Мартосом. В основе создания сюжета данного барельефа – эпизод из жизни израильского народа, описанный в книге «Исход». Находясь в пустыне, люди стали укорять Моисея за то, что он вывел их из Египта и теперь заставляет страдать от жажды. Моисей вознёс пламенную молитву к Господу и получил от Него ответ: «Пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдёт из неё вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских» (Исх.17:5-6).
Композиция состоит из нескольких десятков фигур - мужских, женских, детских, которые расположены в разнообразных позах и ракурсах, выражающих измождённость, усталость, отчаяние, недовольство- еврейский народ ещё не готов воспринять чудо. По центру изображён Моисей, ударяющий жезлом по камню, из которого начинает обильно литься вода. Сюжет представлен достаточно детально во многом благодаря художественному таланту И. П. Мартоса. Барельеф имеет грандиозные габариты 14,91 х 1,42 метров. В композиции изображено не менее 40 фигур.
История создания
Над боковыми проездами Казанского собора со стороны Невского проспекта помещены барельефы на религиозные сюжеты: над восточным - "Изведение Моисеем воды в пустыне", созданный И. П. Мартосом, и над западным - "Воздвижение медного змия", исполненный скульптором Прокофьевым. Эти барельефы выполнялись в период с 1807 по 1811 год. События из жизни пророка Моисея описаны в библейской книге «Исход». И. П. Мартос изобразил людей, страдающих от жажды; в центре композиции - камень, из которого по мановению чудесного жезла Моисея забил спасительный источник, а к нему со всех сторон тянутся измученные люди. Моисей представлен народным спасителем в дни тягот и испытаний. В барельефах собора, как и в объёмной скульптуре, тема человеческих переживаний и страданий находится в центре внимания мастеров.
Отношение автора к вере
На духовную жизнь скульптора Ивана Мартоса повлияли как его воспитание, так и образование, и, особенно, учёба в Риме. Он не был чужд православной традиции, поскольку имел казаческое происхождение, что неразделимо с православной верой. В его творчестве религиозной тематике посвящено несколько произведений: например, для строившегося Казанского собора скульптор создал грандиозный пятнадцатиметровый барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне», который установлен на аттике восточной колоннады. Также он создал статую Иоанна Крестителя, расположенную в нише центрального портика, небольшие барельефы над окнами и пятиметровую коленопреклоненную статую архангела Гавриила, которая была создана для фасада здания, но, к сожалению, не сохранилась. Работы скульптора, посвящённые библейским персонажам, были выполнены не в византийском стиле, а в стиле античной пластики, которой И. П. Мартос учился в Италии.
Если говорить о человеческих качествах скульптора, то он отличался высокой нравственностью и чувством справедливости. По отзывам современников, Иван Петрович отличался гостеприимностью и имел «доброе, искреннее сердце». В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал.
Биография
Знаменитый скульптор и художник Иван Мартос родился в 1754 году в сотенном местечке Ичня Прилуцкого полка Войска Запорожского (сейчас это Черниговская область Украины) в казацко-старшинской семье. Основателями рода Мартосов были Мартин и Павел Мартосы, переселившиеся в Лохвицу на Полтавщине с Правобережья Днепра в конце ХVII века. Вероятно, фамилия Мартос (Мартус) балтийского происхождения, хотя есть версия о греческом и даже об испанском её происхождении.
Отец скульптора, Пётр Михайлович Мартос, был ичнянским сотенным атаманом (помощником сотника). А. М. Лазаревский утверждал, что Петр Мартос был корнетом, откуда и происходит информация о дворянстве отца скульптора. В действительности корнетом был племянник и полный тезка отца скульптора, сын его брата Михаила, есаул Воронковской сотни Переяславского полка.
Выехав из Ични в детском возрасте, Мартос больше никогда не бывал на родине, хотя есть публикации, где утверждается противоположное. Ичнянский краевед В. Балабай писал о Мартосе так: «Система воспитания оторвала гениального скульптора от Украины. Национальная тема в его творчестве вовсе отсутствует. А его любовь к Украине проявлялась только в желании посетить родную землю. Но за свою долгую жизнь он так и не успел этого сделать, имея все возможности».
Иван Мартос был принят в воспитанники Императорской Академии художеств в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764-м, а окончил курс в 1773-м с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
Вернулся он в Санкт-Петербург в 1779 году и тотчас же был определён преподавателем ваяния в академии. Там он получил звание «назначенного в академики» за скульптуру «Андемион спящий». Звание академика он получил в 1782 году за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов». Стал адъюнкт-профессором в 1785 году, членом Совета Академии художеств с 1788 года. В 1794 году И. Мартос был уже старшим профессором, в 1814-м — ректором по скульптуре. В 1831 году он оставил работу в академии по состоянию здоровья. Об этом он писал своему племяннику И. Р. Мартосу 10 октября 1830 года: «Что ж касается до моего здоровья, то оно в большом упадке: от службы по академии я должен отказаться, потому что ходить на верх не могу по причине недуга, который только позволяет мне сидеть». За заслуги скульптора перед Академией ему присвоили звание Почетного ректора скульптуры.
Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях. Умер Мартос в Петербурге 5 (17) апреля 1835 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.
Автор текста: Сарра Биллер