Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне - Угрюмов Григорий Иванович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне
Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне
Автор: Угрюмов Григорий Иванович
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Произведение: Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм, религиозная живопись
Дата создания: 1785 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

История Авраама, Сарры, Агари и Измаила – удивительный пример того, как Бог обращает во благо людские ошибки. Увидев, как сын служанки непочтительно относится к её родному сыну, Сарра задумала выгнать Агарь. Авраам, дав хлеба и воды, отпустил Агарь с Измаилом из своего дома. В пустыне в Вирсавии они заблудились, закончилась запасенная вода. Тогда Агарь воззвала к Господу в надежде, что Он не оставит умирать её сына от жажды.

Картина «Изгнанная Агарь с сыном Измаилом в пустыне», написанная замечательным русским художником Григорием Ивановичем Угрюмовым, иллюстрирует эпизод встречи путников с ангелом, которого послал Бог в утешение им. Утомленные долгим странствием по пустыне, Агарь и Измаил обессилили и ослабели. Не осталось сил двигаться дальше, и тогда Господь призрел на них с небес. Живописец изобразил героев, одетых в совершенно простые одежды. Измаил с закрытыми глазами полулежит возле матери. Агарь же с надеждой смотрит на ангела, простирая руки к сыну и умоляя спасти его.

Из клубящегося облака Божий Посланник обращается к Агари и перстом указывает ей на место, где Господь приготовил колодец с водой, чтобы напоить её и Измаила. Григорий Иванович практически не уделяет внимания пейзажу на картине, сосредоточившись на главных персонажах. Полотно не изобилует колористической гаммой, основные преобладающие оттенки – зеленовато-желтые. Выделяется лишь ярко-красная ткань, которой покрыт Измаил. Работа была выполнена ещё достаточно юным художником, однако, она в полной мере раскрывает его природные способности к живописи и врождённый талант.

История создания

Ветхозаветное повествование об изгнании Агари, которая родила сына Измаила Аврааму, послужило основой для одноимённого произведения Григория Ивановича Угрюмова. В книге Бытия записано, как Господь смилостивился и благословил служанку Сарры и её сына, которому обещал великое потомство: «И услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? Не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ» (Быт. 21:17-18).

Данная работа была создана художником в качестве экзаменационной в последний год учебы в Академии художеств. В 1785 году он представил картину, написанную маслом на холсте, размер которой составлял 149,5 x 109 см. Композиция была высоко оценена преподавателями Академии и принесла Г. И. Угрюмову большую золотую медаль, а также право на заграничную поездку. В настоящий момент полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Отношение автора к вере

Будущий известный живописец воспитывался в исконно православных традициях, а вера в Единого Бога сопровождала Г. И. Угрюмова на протяжении всего творческого пути. Помимо его выдающейся работы на христианский сюжет «Изгнанная Агарь с сыном Измаилом в пустыне», художника неоднократно приглашали принимать участие в создании композиций для различных храмов и соборов. Он выполнял великолепные образы, претворяя в жизнь не только свой талант, но и сформированную с детства систему духовно-нравственных ценностей.

Ярким примером могут служить полотна, написанные Григорием Ивановичем для Казанского собора в Санкт-Петербурге: «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Святые Зосима и Савватий». Лики архангелов буквально озарены божественным светом. Другой, не менее интересной работой считается «Плащаница. Христос во гробе» которая изображает усопшего Господа. Её художник закончил в 1792 году для Пятницкой церкви в Норском селе, откуда он был родом. Сейчас она хранится в Ярославском художественном музее. Григорий Иванович Угрюмов является мастером не только исторической и портретной живописи, библейское направление также интересовало художника, в свои религиозные произведения он вкладывал частицу собственной души. Почитание Всевышнего посредством искусства является одним из примеров выражения любви и преданности Творцу, что и демонстрировал Г. И. Угрюмов на протяжении всей жизни.

Биография

Григорий Иванович Угрюмов – русский художник-классицист, мастер исторической живописи, родился 30 апреля 1764 года в Норской слободе Ярославской губернии в купеческой семье. Его отец, заметив, что ещё в раннем детстве мальчик проявляет склонности к изобразительному искусству, поощрял его занятия рисованием. Позднее он определил Григория в воспитательное училище в Санкт-Петербурге (1770 г.) при Императорской Академии художеств. Учителями будущего живописца стали Г. И. Козлов и П. И. Соколов. Одними из первых работ стали «Смерть Лукреции» и «Детские вакханалии», которые затем были проданы на аукционе.

В 1785 году Григорий Иванович оканчивает Академию с золотой медалью и наградой в виде пенсионеркой поездки в Италию. В Риме художник пишет много образов с античных скульптур, совершенствуя свой талант. По возвращении в Россию в 1791 году ему присваивают должность преподавателя исторической картины в Академии. Спустя всего пару лет Г. Угрюмов получает заказ от самой императрицы Екатерины II на выполнение исторического полотна «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Эта сложная и многофигурная композиция предназначалась для Троицкого собора Александро-Невской лавры, где и находится по сей день.

Звание академика и большую популярность приносит художнику ещё одна масштабная работа - «Испытание силы Яна Усмаря», написанная в 1796 году. Основным направлением деятельности Григория Ивановича Угрюмова являлись различные исторические сцены, которые он писал с особой тщательностью, его любовь к русской истории приносила много вдохновения. Вместе с этим живописец создал и немало портретов. До последних дней он не переставал преподавать, передавая свой опыт и знания будущим художникам, среди его учеников были такие известные личности, как А. Иванов, О. Кипренский, А. Егоров и другие. 16 марта 1823 года Г. И. Угрюмова не стало, похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Вклад мастера в развитие русской исторической живописи неоценим, его произведения до сих пор украшают крупные соборы и выставляются в ведущих картинных галереях страны.

Автор текста: Татьяна Абрамова.

Оставить комментарий