yandex

Изгнание из рая - Дюрер Альбрехт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Изгнание из рая
Изгнание из рая
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Музей Виктории и Альберта, Лондон
Произведение: Изгнание из рая
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1510 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет об изгнании первых людей из Райского сада описан в 3-ей главе книги Бытия. Адам и Ева вкусили от Древа познания добра и зла, тем самым нарушив запрет Господа: «От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2:17). Ева в результате диалога со змеем, вкусила запретный плод и дала есть Адаму. Последствиями нарушения запрета и отказа от предложенного покаяния стали поврежденность самой природы и мироздания, а также изгнание из рая человека и его смерть. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22-24).

В центре гравюры Дюрера мы видим древо познания добра и зла, на котором висят сочные запретные плоды, напоминающие по форме яблоки. Год создания гравюры и свою монограмму художник разместил на табличке, находящейся на одной из раскидистых веток дерева. Слева архангел Михаил, воплощающий божественный гнев, толкает Адама в спину, указывая ему путь изгнания. Над головой вершитель Божьей воли поднимает свой меч. Гонимые прародители находятся в правой части композиции, как и во всех традиционных изображениях этой сцены. Прародители в таком замешательстве покидают рай, что Ева наступает на ногу Адама. Этой деталью художник подчеркивает растерянность их чувств и движений. Адам оборачивается на ангела и смотрит на него взглядом, в котором читаются мольба о пощаде. Однако эту мольбу и свое раскаяние первому человеку стоило обращать к Создателю. На данной гравюре художник уже не изображает символических животных, символизирующих темпераменты. Все темпераменты в тех или иных пропорциях присутствуют в самом человеке.

История создания.

Альбрехт Дюрер был наиболее выдающейся фигурой европейского искусства изготовления гравюр. Большая часть его работ была посвящена религиозным темам. С ранней молодости до преклонных лет мастер работал над шестью разными сериями гравюр, иллюстрировавшими Библию.

Цикл гравюр «Апокалипсис в лицах» появился накануне 1500 года, когда Германию сотрясали крестьянские волнения, религиозные распри накануне Реформации, эпидемия чумы. Серия исполнена в технике обрезной гравюры на дереве и создавалась в период с 1496 по 1498 год.

Если «Апокалипсис» был создан на одном дыхании, то к теме последних дней земной жизни Христа - «Страстям» Дюрер обращался в различных состояниях духа, примерял для них разные форматы и техники. Евангельские описания мучений Иисуса Христа — это ведущая тема искусства XV века. Но Дюрер, решая сложнейшие пластические задачи, значительно усовершенствовал подход к данной теме. В 1511 году Дюрер выпустил серию из 11-ти гравюр на дереве, так называемые «Большие страсти» (с количеством гравюр есть разночтения — называют числа от 11 до 15). Параллельно с ней художник работал над гравюрами на ту же тему, но на досках небольшого размера 13х10 см — это так называемые «Малые страсти», их всего 36. Впервые эта серия была напечатана в виде книжки таким образом, что на странице размещалось сразу по четыре картинки, сопровождаемых латинскими стихами. Длинная серия неторопливо и обстоятельно рассказывает не только о страстях Христа, но и о его жизни до Гефсиманской ночи, а также о чудесных событиях, имевших место после его смерти. Кроме того, Дюрер включает в этот цикл несколько ветхозаветных эпизодов, начиная с «Грехопадения» и «Изгнания из рая». «Малые страсти», как никакое другое произведение Дюрера, близки народной религиозности того времени. Здесь нет чрезмерно сложных ракурсов, детальной мимики и экзотических подробностей окружения - только яснейшее и необходимое. Самоотверженность и милосердие Спасителя - главная идея, воплощенная величайшим мастером немецкого Возрождения.

Пожалуй, самой популярной темой среди простого народа (основных покупателей ксилографий Дюрера) станут гравюры о жизни Девы Марии, которые Дюрер также выпустил в 1511 г. Листы данной серии переносят действие в Германию, они поражают богатством и разнообразием композиционных приемов, спокойствием и лиричностью, особой мягкостью техники гравюры. Серия предназначалась для разных слоев общества – от ученых-гуманистов до простых бюргеров, поэтому художник стремился к понятному изобразительному языку и приближенным к жизни образам.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.














Оставить комментарий