Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина «Изгнание из рая» кисти известного живописца XVIII века Бенджамина Уэста создана на библейский сюжет о разлучении первых людей с Господом вследствие греха, вошедшего в мир сначала через Еву, а затем - через Адама. На полотне мы видим отчаявшегося мужчину, который закрывает лицо рукой. Он осознаёт всю тяжесть вины перед Богом и те последствия, которые ожидают теперь человечество за непослушание Всевышнему. Вся его фигура и жесты свидетельствуют о раскаянии, но, к сожалению, уже слишком поздно.
Адам крепко сжимает руку Евы, которая стоит на одном колене, держась за мужа. Она повернулась наполовину к ангелу, призванному Богом изгнать людей из райского места. Взгляд Евы устремлён вверх, кажется, она ещё надеется на милость Господа. И она, и Адам уже прикрыты одеждой, потому как вкусили плод дерева познания добра и зла. Под ногами у них художник изобразил змея – дьявол тоже отправлен вместе с людьми в новый мир, полный греха.
Ангел в белых одеяниях возвышается над Адамом и Евой, простирает над ними руки, тем самым показывая, что путь в рай теперь для людей закрыт. Сгущают атмосферу густые плотные облака, застилающие небо. Лишь кое-где ещё проглядывает кусочек голубого райского небосвода. Картина Бенджамина Уэста преисполнена экспрессии и напряжения. Разделение с Создателем – худшее наказание, которое заслуженно понесло человечество.
История создания
Работа Бенджамина Уэста была написана на основе третьей главы ветхозаветной книги Бытия, в которой повествуется о первом грехе, совершенном людьми, и о справедливом Божьем наказании.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
(Быт.3:22-24).
Картина была написана в 1791 году, когда Уэст полностью состоялся как выдающийся мастер исторической и религиозной живописи. В этот период своего творчества он, американец по происхождению, уже много лет проживал в Лондоне и был приближен к королевскому двору. В год написания «Изгнания Адама и Евы из рая» Бенджамин Уэст занял пост инспектора картин в коллекции самого короля Георга III. Живописец, работая над картиной, имел целью написать масштабное полотно, которое продемонстрировала бы зрителю всю трагедию описываемых событий. В итоге он создал прекрасную иллюстрацию сцены, написанную маслом на холсте, размеры которого составили 278,1 x 186,8 см. На сегодняшний день «Изгнание Адама и Евы из рая» Бенджамина Уэста входит в собрание Национальной галереи искусств в Вашингтоне.
Отношение автора к вере
Талантливый англо-американский художник Бенджамин Уэст появился на свет в семье переселенцев из Англии, которые были квакерами - членами религиозного протестантского течения «Общество друзей», зародившегося в Англии в середине XVII века, когда англиканская церковь начала утрачивать свое влияние. С детства мальчику прививались духовные и нравственные ценности христианства. Позднее это нашло свое выражение в его творчестве. Б. Уэст является не только автором портретов и многочисленных картин на исторические темы. Отдельное место среди его работ занимает библейская живопись.
Писать картины с религиозным сюжетом Б. Уэст начал ещё в начале своего творческого пути, однако более плодотворно над духовными произведениями мастер стал работать, начиная с последнего десятилетия XVIII века. Он создавал не только отдельные полотна, но и занимался росписью церквей. Так, около 1786 года Уэст расписывал алтарь в церкви Св. Павла в Бирмингеме. Другая значительная работа была выполнена им для часовни Св. Петра и Павла в лондонском Гринвиче.
До последних дней жизни художник не переставал писать картины, иллюстрирующие сцены из Ветхого и Нового заветов. Нет точных данных о том, какое место занимало христианство в жизни Уэста, однако его полотна говорят нам, что автор, как минимум, прекрасно знал Писание и, обращаясь к библейским сюжетам, всего скорее размышлял над ними в процессе творчества. А потому произведения Б. Уэста столь глубоки по содержанию и выразительности исполнения.
Биография
Бенджамин Уэст родился 10 октября 1738 года в г. Спрингфилд, США, в многодетной семье. Считается, что первым рисунком, выполненным мальчиком, стал портрет его младшей сестры Салли. Сам Уэст в своих мемуарах рассказывал, что рисовать его учили индейцы, которые показывали ему, как смешивать глину и медвежий жир, чтобы получить краски. Художник не имел профессионального творческого образования, но это не мешало ему писать, в основном, портреты на заказ в Пенсильвании вплоть до 1759 года. После того как его картину «Смерть Сократа» увидел священник Уильям Смит, он предложил Уэсту развивать свой талант и брать уроки у профессионалов. Так художник отправился в Филадельфию, где изучал технику живописи у Джона Волластона, а в 1760 - 1763 годах путешествовал по Италии, знакомясь с работами мастеров эпохи Возрождения.
После Италии Б. Уэст переехал в Лондон, где принимал участие в создании Королевской академии художеств. В 1772 году он был назначен историческим живописцем при дворе короля Георга III. Наиболее известная его работа того времени – «Смерть генерала Вольфа» (1770 год).
Бенджамин Уэст скончался 11 марта 1820 года в Лондоне уже в преклонном возрасте, оставив после себя немало талантливых учеников.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.