Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Работу Бернини «Истина», представляющую собой мраморную скульптуру молодой женщины, критики относят к одной из редких неудач в его творчестве. Мастер делал её в трудный жизненный период, будучи обвинённым в ошибках строительства колоколен собора Святого Петра. Обвинённым, как оказалось, совершенно напрасно.
Обнажённая девушка, сидящая на камне в неестественной, манерной позе, держит в правой руке солнце, а левой ступнёй опирается на сферу, символизирующую земной шар. Иконографический тип «Истины» соответствовал утверждённым церковным канонам того времени, но его воплощение иначе, чем насмешкой мастера, не назовёшь. В этом смысле характерно и лицо молодой женщины с утрированной блаженной гримасой, и длинные крючковатые пальцы левой руки, и несоразмерно большие стопы. Хаос драпировок только подчёркивает общее ёрническое настроение композиции. Кроме того, первоначально Бернини хотел создать скульптурную группу, в которую бы кроме Истины входил ещё один персонаж – Время, её обнажающее… Скульптуру художник так и не закончил, но работа оказала на него благотворное влияние – следующим стал шедевр «Экстаз Святой Терезы».
Мастер имеет право на ошибку. Она тоже будет талантливой, как и великие его работы. И точно также останется в веках.
История создания.
В 1636 году Папа Урбан VIII, торопясь закончить со строительством собора Святого Петра, поручил Бернини, главному архитектору собора, построить две давно планировавшиеся колокольни на его фасаде. Основания под них были сделаны ещё при архитекторе Карло Мадерно, десятилетием ранее. После того, как в 1641 году первая башня была построена, на фасаде начали появляться трещины, но работы на второй башне, несмотря на это, были продолжены. Остановлены они были только в июле 1642 года, из-за финансовых трудностей Святого Престола. После смерти Папы Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X, Бернини обвинили в намеренном сокрытии дефектов, которые могли привести к обрушению фасада. Однако исследование показало, что дефекты уже содержались в конструкции оснований башен, спроектированных Мадерно, а вины Бернини в произошедшем не было.
Репутация мастера, тем не менее, была серьёзно подорвана. В феврале 1646 года его противники убедили Папу отдать приказ о сносе колоколен. Бернини испытал не только унижение, но и финансовый ущерб. После этой неудачи он ушёл в себя. По свидетельству его сына Доменико, незаконченная статуя того периода «Истина (раскрытая Временем)» задумывалась мастером как художественный комментарий к случившемуся. «Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборёт за тебя» (Сир.4:32).
Отношение автора к вере.
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.
Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.
В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.
Биография.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.
Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.
Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.
Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.
В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.
Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.
Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».
Автор текста: Марина Румянцева.