Исаакиевский собор -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор
Местонахождение: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4
Название: Собор Святого Преподобного Исаакия Далматского «Исаакиевский»
Жанр: Архитектура
Год создания: 1706 г. (современного здания – 1818 г.)
Эпизод в Библии:

Описание

Исаакиевский собор – самый большой храм Санкт-Петербурга и четвертый по величине христианский собор всего мира. Он вознесся на 101,5 метра и занимает площадь в 4000 квадратных метров.

Это здание, начатое в 1818 году, не смотря на сорок лет строительства, сохранило тот стиль, который господствовал при Александре I – поздний классицизм. Это могучее сооружение, сочетающее в себе как традиционный тип русских православных храмов, так и европейский стиль оформления. В плане он почти квадратный, поставленный на возвышение-стилобат, что подчеркивает статус, по сути, главного храма императорской семьи. Все четыре фасада скрыты за группами колонн, поддерживающих заполненные архитектурными барельефами портики. Увенчан собор 5 куполами: наружный диаметр центрального купола – 25,8 м, угловые главки значительно меньше. Они, по сути, служат звонницами, увенчанными позолоченными куполами с крестом. Центральная же глава напоминает купол собора святого Павла в Лондоне – в нижнем ярусе купол Исаакиевского собора обнесен колоннадой (ныне здесь сделана смотровая площадка), выше – световой ярус с балюстрадой, на которой расположены фигуры Сил Небесных. Он увенчивается собственно золоченым куполом, на котором находится небольшой световой фонарь с крестом. Такое сложное сооружение, однако, оказалось достаточно легким по весу, так как Монферран создал его не из камня, а оперев на железные ребра.

Фасады собора облицованы серым гранитом, доставленным из каменоломен Рускеалы в Карелии. На их фоне гранитные колонны коринфского ордера получились очень сильным архитектурным акцентом. Всего снаружи здания стоят 112 колонн, каждая высечена из цельного куска гранита, составных среди них нет.

Портики, обращенные на север и юг, сделаны более роскошными, по 16 колонн, так как они обращены к площадям, а восточный и западный содержат по 8 колонн. Главный вход в собор устроен по православной традиции с запада, есть входы и в северном и южном портиках, а с востока входа в храм нет.

Собор богато украшен и изнутри, и снаружи, где располагается более 350 бронзовых изваяний. На всех четырех углах собора стоят группы ангелов со светильниками. Эти светильники вполне функциональны, они работают на газу и в императорское время зажигались. Каждый же фасад имеет собственную скульптурную композицию, но единая главная тема всего оформления – это прославление Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Авторы скульптур на фасадах – Витали (главный скульптор собора), Лемер, Клодт и Логановский.

В северном фронтоне расположена композиция Воскресение Христово (ее изваял Ф. Лемер) и надпись «Господи, силою твоею возвеселится царь». Фронтон увенчан фигурами Святых Апостолов Петра, Иоанна и Павла. В нишах этого фасада стоят скульптуры П. Клодта «Положение во гроб» и «Несение креста».

В западном фронтоне помещена композиция «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» (автор – И. Витали), на фризе выбита надпись «Царю царствующих». Фронтон увенчан фигурами Святых Апостолов Фомы, Марка и Варфоломея.

В южном фронтоне помещена композиция «Поклонение волхвов» (автор – И. Витали), на фризе выбита надпись «Храм мой храм молитвы наречется». Фронтон увенчан фигурами Святых Апостолов Андрея, Филиппа и Матфея. В нишах этого фасада стоят скульптуры А. Логановского «Избиение младенцев» и «Благовещение».

В восточном фронтоне помещена композиция «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (автор – Лемер), на фризе выбита надпись «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки». Фронтон увенчан фигурами Святых Апостолов Иакова, Иоанна и Луки.

Интерьер Исаакиевского собора не менее грандиозен, чем внешний вид. Площадь собора – 4000 квадратных метров, и сейчас он вмещает 12000 человек. Прекрасные двери собора, как наружные, так и внутренние, были созданы И. Витали. За основу при их создании были взята работа Гиберти – так называемые «Золотые двери». В Исаакиевском соборе сюжеты на дверях не повторяются.

Купол собора изнутри расписан Карлом Брюлловым. На композиции «Богородица во славе» Пресвятая Богородица и Собор Святых покровителей Российской Империи благоговейно взирают в центр, где в куполе светового барабана изображен Дух Святой в виде голубя.

Стены здания изнутри обработаны цветным мрамором и его искусственным аналогом – стюком. Изображения на стенах выполнены по воле Николая I в технике мозаики. Автор многих работ – Т. Нефф, получивший этот заказ за хорошо выполненный портрет императрицы Александры. Расположение мозаичных полотен не соответствует традициям православного храма из-за архитектурной разбивки стен. Поэтому самая знаменитая картина в соборе – «Страшный суд», исполненный Ф. Бруни, находится на восточной стороне.

В храме семь пани- и поликадил, есть также пристенные канделябры, но из-за огромного объёма, полностью осветить храм удалось только с появлением электричества.

В соборе три придела. Центральный посвящен Святому Исаакию Далматскому, южный – Святой Великомученице Екатерине, а северный – покровителю Санкт-Петербурга Святому Благоверному Князю Александру Невскому.

Роскошный иконостас по форме напоминает триумфальную арку. Для его украшения были созданы колонны из полудрагоценных камней – малахита и лазурита, которые и привлекают к себе основное внимание любого пришедшего. Это было сделано, чтобы подчеркнуть имперский характер храма. Над Царскими вратами находится скульптура П. Клодта и Т. Неффа «Христос во славе».

Все изображения в иконостасе – мозаичные. Здесь располагаются четыре основных, требуемых по правилам Православной церкви, иконы: Господа и Спасителя Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы с Младенцем, Тайной Вечери и Святого Исаакия Далматского, которому посвящен центральный алтарь. Остальные изображения в иконостасе – это иконы покровителей тех императоров, при которых возведены все четыре Исаакиевские церкви в городе – Святого Апостола Петра, Святой Екатерины Александрийской, Святого Апостола Павла, Святого Благоверного Князя Александра Невского. Также в иконостасе расположены иконы святых покровителей членов императорской фамилии, выполненные по рисункам Ф. Брюллова. А вот иконы на Евангельские сюжеты помещены в нишах на стенах храма. Изменение традиционной схемы расположения икон было подчинено идее того, что Исаакиевский собор – главный императорский храм России.

Заалтарный образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа сделан в технике витража на восточном окне, выполнен он был в Германии.

История создания

Первый российский император Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Именно этому святому император (а тогда еще царь) и велел посвятить храм, который должно было разместить на территории одного из любимых детищ Петра – Адмиралтейства. В 1706 году для этого было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертежную. На следующий год к югу от верфи (на современной Сенатской площади) было возведено специальное деревянное здание для храма Святого Исаакия. Именно здесь 19 февраля 1712 года Петр I венчался с Екатериной I.

К 1717 году стало понятно, что центр города переместился на Адмиралтейский остров. Но на этой стороне Невы не было ни одного каменного храма. Было велено перестроить Исаакиевскую церковь в камне. Было изменено и ее расположение – здание возводилось приблизительно на том же месте, где ныне стоит «Медный всадник» (в это время красная линия набережной была перенесена ближе к Неве). Первый проект новой церкви был выполнен архитектором Маттарнови, а после его смерти строительство продолжал Н. Ф. Гербель. Здание было закончено к 1722 году, его венчал высокий шпиль, созданный Доменико Трезини и Германом ванн Болесом, – так как образцом для нового храма сам Петр I выбрал собор Святого Петра в Риге. В 1723 году Петр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Но освящен собор был только в 1727 году. Деревянная церковь перед этим была разобрана. После пожара 1735 года Доменико Трезини восстановил церковь без шпиля. По указаниям архитектора были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года. Однако церковь была построена слишком близко к Неве и на слабом фундаменте. Архитекторам Санкт-Петербурга было понятно, что из-за этого здание обречено на постоянные проблемы.

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Храм стали строить на новом месте, дальше от берега, там, где находится современное сооружение. Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось различными сортами русского мрамора. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, храм был построен лишь на половину.

Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

К моменту, когда Антонио Ринальди уехал из России, облицовка стен здания мрамором была осуществлена только до карнизов. Завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен и освящен к 1802 году. Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,

Обоим им приличный,

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный".

Законченный наспех по сокращенному проекту храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.

Александр I объявил конкурс на строительство нового здания собора в 1809 году, при этом император настаивал, чтобы в новом проекте использовалась бы алтарная часть прежнего храма. Однако все зодчие, подавшие свои проекты, проигнорировали это требование и конкурс не состоялся. Второй конкурс был объявлен в 1816 году, но закончился аналогично – ни один проект не был утвержден. По личному распоряжению императора, Август Бетанкур, председателю Комитета по делам строений, стал лично искать мастера и остановил свой выбор на малоизвестном на тот момент Огюсте Монферране, жившим во Франции. Из многих проектов Монферрана Александр I выбрал пятиглавый храм в классическом стиле, при строительстве которого использовались часть конструкций собора Ринальди.

Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.

Храм строился 40 лет – вплоть до 1858 года. Его проект неоднократно корректировали из-за найденных ошибок и особенностей грунта.

В 1818-1827 годах производилась разборка старой церкви, и устраивался фундамент новой. Под собор было забито более десяти тысяч свай. С 1828 по 1830 годы устанавливали колонны портиков. Это было очень интересное и необычное решение – начать возведение собора не со стен, а с окружающих его колонн. По изначальному проекту они должны были быть только на северном и южном фасадах, то, что колонны появились на всех четырех сторонах собора, было личным решением Николая I. Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года, а последняя – 11 августа 1830 года. И только начиная с 1830 года стали возводиться стены, пилоны, затем своды и купола. 14 сентября 1839 года купол Исаакиевского собора увенчал крест. Но работы в соборе шли вплоть до 1858 года, когда создавались величественные интерьеры собора. Все строительство финансировалось из казны Российской Империи, и общая потраченная сумма оказалась больше 23 миллионов рублей.

Собор был торжественно освящен 30 мая 1858 года, этот день был городским праздником, включавшим не только религиозную церемонию, но и парад войск. Однако из-за многочисленных доделок, окончательно леса с собора сняли только в 1916 году.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников.

После революции храм оставался действующим вплоть до 1928 года, когда здание было передано Главнауке. Музей с антирелигиозной экспозицией был открыт в марте 1931 года. В главном куполе повесили маятник Фуко, как наиболее интересный экспонат естественнонаучного раздела.

Во время блокады Ленинграда подвалы музея были хранилищем многочисленных культурных сокровищ, которые не успели эвакуировать из города – немцы использовали купол собора как ориентир и не стреляли по нему. В 1963 году Исаакиевский собор был открыт после реставрации. Перед этим часть фондов были переданы в антирелигиозный музей (в Казанский собор). С тех пор работающий здесь музей имеет сугубо историческую направленность.

В 1991 году зарегистрирована община Исаакиевского собора. В настоящее время храм находится под совместным управлением государства и церкви.

Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.

Оставить комментарий