Исаак благословляет Иакова - Флинк Говерт
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
На полотне Флинка изображена ветхозаветная сцена, связанная с Исааком - вторым из патриархов Израиля и наследником завета Авраама с Богом. В книге Бытие повествуется о том, что к старости Исаак ослеп, а сыновья его Исав и Иаков враждовали между собой. Перед своей смертью Исаак решил благословить старшего сына Исава, что сделало бы его наследником. Однако Иакову, по совету своей матери Ревекки, хитростью удалось обмануть отца, выдав себя за старшего брата. Отец приказал Исаву отправиться на охоту и приготовить ему любимое кушанье из дичи. Ревекка сама приготовила кушанье из домашнего козленка, переодела Иакова в одежды старшего брата и обернула его руки козлиной шкурой. Старик Исаак поверил, что перед ним – старший сын, и передал ему всё, в том числе и главенство над братом: «Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя – благословенны». (Быт 27:26-29).
На переднем плане картины мы видим Исаака, находящегося в преклонных летах. Патриарх Израиля сидит на своей кровати, невидящими глазами он смотрит на своего сына, а руки старца в благословляющем жесте прикасаются к голове Иакова. Младший сын, одетый впо-восточному богатые одежды,встает на колени и принимает благословение отца. На втором плане виднеется стол с кушаньем, приготовленный по просьбе Исаака. За правым плечом старца изображена Ревекка в тёмном чепце и скромном платье. Затаив дыхание она наблюдает за тем, как исполняется задуманный ею план.Конечно, Ревекка помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23), но это не придает ее действиям характера законности. Писание утверждает тот факт, что совершенной праведности не было и в ветхозаветных избранниках. Нравственные понятия в их сознанииукреплялись постепенно, как их вера.
История создания
Картина написана мастером в 1638 году, на раннем этапе творчества, когда Говерту исполнилось двадцать три года. К этому временион уже открыл собственную мастерскую в Амстердаме.
Как и все ранние работы, картина "Исаак благословляет Иакова" написана в подражании Рембрандту, в мастерской которого Флинк учился три года. Стоит помнить, что произведениенаписано меннонитом, чьи религиозные убеждения позволяли толковать Священное Писание по своему усмотрению. Учитывая это, а также возраст и жизненные обстоятельства мастера, не удивительно, что юный Иаков своими чертами напоминает самого Говерта. Этим живописец выражает свое желание получить Божие благословение на начало творческого пути.
Отношение автора к вере
Говерт Флинк был протестантом и исповедовал веру меннонитов. В отличие от учения Католической церкви, меннониты ожидали установления царства Божия на земле через действие святой и чистой церкви. Источником главного вероучения в их среде считалась Библия, однако,допускалось личное понимание Священных текстов. Евхаристия воспринималась как символическое и благоговейное воспоминание, способствующее укреплению чувства веры. Крещение совершалось лишь над взрослыми. Отвергались судебные тяжбы, присяга и воинская служба. Каждая религиозная община была самостоятельна и независима от других. Именно община выбирала своих пасторов. Одним из таких наставников был первый учитель живописи Говерта Флинка Ламберт Якобс.
И даже поступление в мастерскую к такому убежденному католику, как Рембрандт не изменил религиозных взглядов художника. Похоронен Говерт Флинк в протестантской церкви Амстердама Вестеркерк.
Биография
Представитель Золотого века голландской живописи Говерт Флинк родился 25 января 1615 года в Клеве. По желанию родителей Говерт начинал обучаться в мастерской портного. Но его страсть к живописи не осталось незамеченной, и позднее отец отправил мальчика в Леуварден в мастерскую художника исторического жанра Ламберту Якобсу.
В 1633 году Флинк вместе с другом Якобом Баккером переехал в Амстердам, поступив в мастерскую Рембрандта. Обучение продолжалось три года. Немецкий художник и историк искусств Иоахим фон Зандрарт, который посетил Голландию в 1637 году, признавал Флинка одним из лучших учеников Рембрандта.
С 1636 года Флинк работает самостоятельно и исполняет свои первые известные нам картины, в частности, «Пастушку» (Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха) и картину «Пастушок», которая предположительно считается портретом Рембрандта.
Первый период творчества Флинка искусствоведы считают самым лучшим. Он пишет портреты, этюды голов, создаёт религиозные композиции. В 1638 году написана знаменитая работа «Исаак благословляет Иакова», которая хранится в музее Амстердама. Все эти картины написаны в лучших традициях школы Рембрандта.
В 1646 году художник был приглашён курфюрстом Бранденбурга Фридрихом Вильгельмом I на церемонию бракосочетания с Луизой-Генриеттой Оранской. Так же Флинк пользовался покровительством Иоганна Мориса, принца Нассау-Зигенского.
В 1652 году художник стал гражданином Амстердама, а в 1656 году женился на Софи ван дер Ховен, дочери одного из директоров Голландской Ост-Индской компании. Брак открыл для Флинка вход в высшие слои общества. Художником создано немало выдающихся портретов своих современников.
В религиозных композициях Флинк продолжил традиции Рембрандта. «Жертвоприношение Авраама» (1636, Мюнхен, Старая пинакотека) написано под впечатлением картины Рембрандта на эту же тему, появившейся годом ранее. Хотя Флинк был одним из тех учеников Рембрандта, кто смог приблизиться к его уровню, однако он не избежал влияния светской и декоративной манеры ван дер Хелста и итало-фламандской барочной исторической живописи.
Флинк пишет много крупных аллегорических картин в торжественно-барочной манере — «Рождение Вильгельма Генриха Бранденбургского» (Потсдам, Дворец Сан-Суси), «Смерть штатгальтера Фридриха Генриха Оранского» (1654, Государственный музей, Амстердам). Лучшими произведениями Флинка в этом жанре считаются монументальные полотна «Маний Курий Дентат предпочёл репу золоту» (1656) и «Молитва Соломона» (1658), написанные для новой амстердамской ратуши.
Флинк умер в Амстердаме 2 февраля 1660 года и был похоронен в протестантской церкви Вестеркерк.
Автор текста: Ольга Северинова.