Исаак благословляет Иакова - Мурильо Бартоломе Эстебан

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Исаак благословляет Иакова
Исаак благословляет Иакова
Автор: Мурильо Бартоломе Эстебан
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Исаак благословляет Иакова
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи, барокко
Дата создания: 1660 год

Описание произведения

Книга Бытия описывает, как младший из сыновей Исаака стремился получить благословение, данное Богом Аврааму. Осознавая, что его старший брат не достоин получить его по праву первородства, Иаков пошел на обман отца, впрочем при поддержке и помощи своей матери Ревекки. Замысел матери и сына увенчался успехом: "Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!" (Быт. 27:27-29).

Эстебан Мурильо показал эту библейскую сцену, как бы подсмотренную со стороны случайным путником. На первый взгляд она кажется незначительным, исключительно семейным делом. На кровати под красным балдахином изображен седовласый мужчина, который, приподнявшись, поднял руку для благословения. Перед ним на коленях стоит взрослый сын. Ракурс и расстояние не позволяют увидеть руки Иакова, которые он обложил кожей молодых ягнят, чтобы выдать себя за брата. Так художник деликатно обходит тему обмана, сосредотачивая зрителя на главном - благословении, которое, конечно, не могло осуществиться без Божьего соизволения. В комнате так же изображена Ревекка, она нежно обнимает сына и ободряюще смотрит на него. Вся сцена занимает меньше половины картины. Левая часть полотна содержит в себе пейзаж с уходящей вдаль дорогой и горами на горизонте. На дороге виден охотник со сворой собак. Это старший брат Исав, возвращающийся с охоты. На переднем плане изображён колодец и женщина несущая кувшин воды, она смотрит на дорогу, возможно, это одна из жен Исава.

История создания

Картина "Исаак благословляет Иакова" написана Эстебаном Мурильо в 1660 году. Художник рано осиротел, но, по отзывам современников, был человеком мягким, добрым и отзывчивым. Его живопись свидетельствует, насколько он был участлив к простым, обездоленным людям, особенно детям. Когда его жена умерла в родах, то все заботы по воспитанию четырех детей художник взял на себя, не став сочетаться вторым браком. Личные обстоятельства и жизненный крест потерь помогли Мурильо прочувствовать всю сложность эмоциональной составляющей библейского сюжета, дать ей правильную трактовку и деликатно подвести зрителя к пониманию духовного смысла происходящего.

Отношение автора к вере

Бартоломе Эстебан Мурильо будущий ведущий живописец «золотого века» Испании и глава севильской школы родился в католической семье и был крещен в католическом храме. Не сохранилось документальных свидетельств о первых десятилетиях его жизни, но по дальнейшим поступкам становится ясно, что воспитывался Эстебан на христианских ценностях, которые он воспринял всей душой.
По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.
Писал Мурильо в основном на религиозные темы, что могло бы объясняться спросом религиозно настроенного окружения, однако усердие с каким выполнены работы и личное отношение к изображаемым библейским сюжетам говорят об обратном.
Мурильо многократно писал образ Девы Марии, разработав собственную иконографию «Непорочного зачатия». В продолжении творческой жизни им написано около двадцати картин с этим сюжетом, ставшими чрезвычайно популярными в Европе. Художник сотрудничал с местным церквям и монашеским орденом, и в Севилье не оставалось ни одного значимого собора, в котором бы не было работ живописца. В 1658 году церковным советом Севильского кафедрального собора Мурильо был избран лучшим художником города.
Работы, принесшие первую славу, были написаны мастером для монастыря; так же и последние труды, прервавшиеся смертью, были выполнены для монашеской общины. В этом усматривается не только символичность, но и соответствие словам Господа: "В чем застану в том и сужу".

Биография

Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.

В 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. В этом браке родилось пятеро детей. Старшая дочь умерла в четырехлетнем возрасте во время эпидемии чумы, и художник тяжело переживал эту потерю.
В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи и возглавлял ее четыре года. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах в 1664 году, сильно повлияла на характер художника. После этого Мурильо переехал из особняка в небольшую пристройку при госпитале Ла Каридад, принадлежащего братству капуцинов, замкнулся и несколько лет ничего не писал, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным. Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты стала обволакивать нежная пастельная дымка.
Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.
Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий