Икона «Толгская Божия Матерь» - Ростовская (Северо-восточная) иконописная школа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Толгская Божия Матерь»
Икона «Толгская Божия Матерь»
Иконописная школа/ автор: Ростовская (Северо-восточная) иконописная школа
Местонахождение: город Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь
Название иконы: Икона «Толгская Божия Матерь»
Время создания: Конец ХIII века
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Чудотворная икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Толгском монастыре, считается списком с одной из сохранившихся древнейших икон Руси – Большой (Тронной) иконы Богоматери Толгской (конец ХIII века, византийская, по другим сведениям – ярославская иконописная школа).

Икона, пребывающая сейчас в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма, была возвращена в монастырь в 2003 году из художественного музея города Ярославля, где хранилась после закрытия обители в годы советской власти. Это едва ли не единственный случай возвращения святыни советскими властями в новейшей истории. Икона имеет название Явленная. Именно она была обретена в 1314 году на берегу Волги близ Ярославля и славится многими чудесами.

Икона написана на липовой доске размером 48 х 61 см. По мнению экспертов, она представляет собой малый список Тронной иконы, но с некоторыми изменениями – Божия Матерь изображена по пояс и с другим положением рук, а Младенец Иисус изображён сидящим на её левой руке, а не стоящим. Иисус обнимает Мать за шею, прильнув щекой, а Она бережно придерживает его.

Образ передаёт чувство скорби Богородицы, а её глаза очень выразительны. Иконописец сделал Её зрачки крупными, миндалевидными, с белыми бликами, а брови и веки выделил пробелами. В образах Богоматери и Младенца преобладают насыщенные тона — красная, коричневая, тёмно-зелёная и изумрудная краски мастерски сочетаются со светлым фоном самой иконы. Лики прописаны в несколько слоёв розовато-коричневой и золотистой охрой по основе-санкирю. Их освещённые части моделированы пробелами.

Сам образ относят к усложнённому типу «Умиление», которому свойственна непосредственность выражения чувств. Толгскую икону Божией Матери считают одной из самых «эмоциональных» русских икон XIII – XIV веков, она подкупает своей духовной теплотой.

По молитвам верующих, Толгской иконой Богоматери были явлены многие чудеса. Это исцеление от болезней, всех участвовавших в строительстве самой первой Введенской церкви, изобильное мироточение, явленное и описанное во время литургии 16 сентября 1392 года. Воскрешение дитя, умершего и привезённого в монастырь для отпевания, чудесное спасение иконы во время пожара в начале XV века. А также чудесное излечение Ивана Грозного, останавливавшегося в Толгском монастыре, от болезни ног в 1553 году. Именно после этого, по приказу царя, здесь был возведён каменный храм вместо деревянной церкви.

История образа.

Образ Божьей Матери Толгской «Явленная» был обретён в 1314 году епископом Ростовским и Ярославским Трифоном. 21августа (8 августа по старому стилю), епископ шёл из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль. На ночлег он, со своими сопровождающими, остановился на берегу Волги. Проснувшись среди ночи, епископ увидел на другом берегу столб яркого света и, чудесным образом, возникший мост, ведущий к нему. Подойдя, он увидел, что свет исходит от иконы Божьей Матери с Младенцем, которая держится над землёй так, что её нельзя достать руками. Святитель Трифон, опустившись на колени, долго и горячо молился, обронив здесь свой посох. Наутро он, уже вместе со свитой, вернулся на это место. Рядом с епископским посохом, была найдена и виденная ночью икона. Это место расчистили и за один день возвели на нём церковь. В постройке участвовали не только спутники епископа, но и местные жители. Освятили её в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же было решено, что здесь будет монастырь.

С тех пор, если не считать крестных ходов, образ покидал обитель дважды: с середины 20-х годов ХХ века по август 2003 года он находился в Ярославском художественном музее и весной 2014 года его, по благословению Патриарха Кирилла, на месяц перевозили в Новоспасский монастырь Москвы.

В дореволюционных путеводителях по Волге есть описание благочестивого обычая: каждый пароход, проходящий мимо Толгского монастыря, обязательно причаливал, чтобы дать возможность всем присутствующим побывать в монастыре и поклониться Матери Божьей перед Её чудесным образом. Сейчас эта традиция утрачена, но ежедневно в Толгскую обитель стекается огромное количество паломников со всей России. Особенно много их приезжает в день почитания этой иконы 21августа (8 августа по старому стилю). Именно в эту дату образ был явлен епископу Трифону.

Особенности иконописной школы.

Спустя некоторое время после татаро-монгольского нашествия, иконопись сосредотачивается, в основном, в северо-восточной Руси. Наряду с Новгородской и Тверской, работает иконописная мастерская при епископском дворе в Ростове Великом. Ростовские иконы отличаются экспрессией, чёткостью исполнения и действенностью образов. По сравнению с новгородскими, они более тонки и артистичны. Колорит строится на безупречных сочетаниях глубоких цветовых оттенков. Присутствует обилие охры. Лики выписываются рельефно, почти скульптурно. Их отличает коричневый оттенок и яркие пробела.

Большая (Тронная) икона Богоматери, происходящая из Толгского монастыря под Ярославлем (так называемая «Толгская Первая», Государственная Третьяковская Галерея), сохраняет сходство с торжественными образами начала XIII века, её датируют концом столетия. Сидящая Богородица придерживает руками Младенца, делающего шаг на Её коленях. Лики соприкасаются, как в типе «Умиление». В верхних углах присутствуют склонившиеся ангелы. Иконописец намеренно исказил пропорции тел ради усиления выразительности. Чуть позже была создана и поясная икона Богоматери («Толгская Вторая»), которая почитается чудотворной и в настоящее время хранится в Толгском монастыре под Ярославлем. Она отличается отчётливым скорбным выражением лика Богородицы, достигнутого с помощью специальных живописных приёмов.

Ростовская мастерская и в XIV веке продолжала создавать иконы с собственными характерными чертами, до очередного этапа влияния на русскую иконопись искусства Византии.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий