Икона «Св. Мария Египетская» - мастерские Русского Севера, Двина

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Св. Мария Египетская»
Икона «Св. Мария Египетская»
Иконописная школа/ автор: мастерские Русского Севера, Двина
Местонахождение: частная коллекция
Название иконы: Икона «Св. Мария Египетская»
Время создания: середина XVIII в.
Эпизод в Библии:

Описание иконы.

Св. Мария представлена фронтально, по пояс, с распущенными волосами и наполовину обнажённым торсом. Волосы её седы, а лик лишён морщин и напоминает юношеский. На иссохшем теле заметны проступающие рёбра. Святая облачена в розовый хитон, декорированный по краям «кружавчатым» орнаментом. В деснице она держит свиток и указывает на него левой рукой. Фон за фигурой святой заполнен цветочным узором.

Икона исполнена на доске с двойным ковчегом в архаичной манере. Технология письма - наслоение темперных красок от зеленоватой подложки-санкиря к жёлтой охре и белильным движкам, условность изображения, графически-линейное начало живописи - опирается на допетровскую традицию. Однако в иконе заметны и тенденции «живоподобия» - начала имитации объёма и светотени, что распространились в народной культуре в основном с начала XVIII в. Эти приёмы определили характер живописи лика Марии, сильно разбелённого, наделённого своеобразным объёмом и специфически мягкой интонацией, достигнутой анатомически выписанными «следящими» глазами и намёком на улыбку в устах: портретное выражение эпохи барокко, перенятое народным художником. Ещё одна примета времени – «кружавчатый» орнамент, попавший сюда со столичных икон, в свою очередь копировавших драпировки европейского портрета.

История образа.

Житие св. Марии Египетской составлено в VII в. Софронием Иерусалимским, а в России после XVII в. известно в изложении св. Димитрия Ростовского. Согласно житию, Мария была египетской блудницей, переселившейся в Иерусалим, где с ней свершилось чудо покаяния. Глас Божий велел Марии идти за Иордан, в пустыню, где святая провела 47 лет. Единственным встреченным ею был иеромонах Зосима, свидетель чудес, явленных святой перед смертью (она поднималась на воздух и по наитию в точности цитировала Писание). Зосима причастил св. Марию, а впоследствии, обнаружив её тело, велел случайно оказавшемуся поблизости льву вырыть яму для погребения. Эти события отражены в русской иконографии св. Марии, представлявшейся в образе нагой старицы, прикрытой плащом старца Зосимы, со сценами жития: причащением и погребением при участии льва.

В западноевропейской иконографии образ Марии Египетской не был популярен, вытесненный фигурой другой святой, схожей по типу судьбы и подвига: Магдалиной. На Руси, напротив, образ св. Марии Магдалины малоизвестен, а культ Марии Египетской особенно укрепился после введения в обиход патрональных изображений первой жены царя Алексея Михайловича – Марии Милославской. Однако в народной культуре, особенно культуре Севера послениконовского времени, образ святой получил особое осмысление. Св. Мария задавала пример пустынножительства, женской аскезы и иноческого подвига, что было особенно важно для старообрядческой среды, формировавшейся под гнётом, в изгнании, в «пустыне», под которой понимался приютивший староверов дикий северный край. Образ св. Марии давал надежду на спасение даже в условиях, страшных своей оторванностью от церковной благодати. Отсюда – особое значение этой темы, раскрывавшейся в духовной поэзии, текстах и живописных изображениях, подобных представленному.

Характерная особенность иконы – покрывающий её фон цветочный орнамент по серебру (в данном случае утраченному). Первоначально такие орнаменты были призваны имитировать дорогостоящий серебряный оклад, недостижимый в аскетичных условиях северной жизни. Но впоследствии они обрели самостоятельную ценность и сблизились с народными росписями по дереву. Иконы с подобными орнаментами наиболее широко известны в Архангельской области в районе Северной Двины, что связывает представленную икону с данной местностью.

Стилистическая двойственность, объединяющая глубоко средневековые, архаичные начала живописи с элементами барокко и рококо, особенно характерна для северных икон первой половины-середины XVIII века. Народная культура этого времени не столько стремилась к воспроизводству образца, сколько к сочетанию тех или иных полюбившихся черт разного происхождения, что обеспечило этому искусству особое оригинальное лицо.

Икона является памятником живописи северодвинских земель середины XVIIIв. Имеет историко-художественную, коллекционную и антикварную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий