Икона «Борис и Глеб на конях» - Псковская иконописная школа
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание иконы.
Икона «Борис и Глеб на конях» («Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе»), датируемая серединой XIV века, поступила в Третьяковскую Галерею из Государственной Оружейной палаты в 1940 году. До этого она находилась в Московском Кремле. Иконописная школа специалистами достоверно не определена, образ относят как к псковским, так и московским письмам.
Образ написан яичной темперой по левкасу на липовой доске с встречными и сквозными (более поздними) шпонками, покрытой паволокой, размером 128 × 75 см. Первое его раскрытие произошло в 1913 – 1914 годах в Реставрационной комиссии князя А.А.Ширинского-Шихматова, второе – в 1918 году.
На иконе изображены Святые Благоверные Князья Борис и Глеб, восседающие на конях. Они, не касаясь земли, как будто торжественно плывут по воздуху на своих вороном и гнедом, навстречу Небесной славе. Из правого верхнего угла образа их благословляет Спас Эммануил, изображённый в зелёном полукруге по пояс. Одежда на Князьях-мучениках тщательно выписана, это кафтаны и недлинные, подбитые мехом плащи. На их головах шапки с меховой опушкой. В руках Благоверных Князей знамёна на длинных древках. Все детали ландшафта также тщательно проработаны. Кони выписаны изящно, с подчёркивающими движение белильными отметинами и идеальными пропорциями.
Цветовая палитра образа притушенных тонов. Используются изумрудно-зелёный, оливковый, желтовато-зелёный, голубовато-стальной, красновато-охристый оттенки, иссиня-чёрный цвет и светлая киноварь. Вохрение разбелённой охрой по коричневому санкирю с белильными движками и подрумянкой. На фоне иконы сохранились остатки позолоты, поля светло-коричневого оттенка.
При первом раскрытии в 1913 году, на иконе восстановлена живопись в левом нижнем углу иконы.
История образа.
Иконография этого образа восходит к изображению конных воинов-мучеников Сергия и Вакха, хранящемуся среди памятников XIII века на Синае.
Изображение Бориса и Глеба (крещении Романа и Давида) на конях исходит из древнейших представлений о Святых князьях. В «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе», конца XI века, говорится: «В некоем граде беша мужи осужени от старейшин града того и всажени в погреб, и много время створше в нем, и недомыслящимся о том, что сътворити, беаху бо в печали мнозе. После же, въспомянувше бывающая чюдеса от святую Бориса и Глеба, начаша молити Бога и святую призывающе на помощь... И во едину нощь молящемъся им, и се внезапу открыся покров узници и свет восия в ней. Они же, въздевше очи свои, ти видеша святою на росну коню и отрока пред ними свещю держаща...». Там же женщина, работавшая в праздник, увидела, как «внезапу възехаша трие мужи на двор ея в белых ризах… И бе един стар [Никола], а два уна обапол его [Борис и Глеб] ...». В «Сказании» конца XI века об этих святых составитель обращается к ним: «Вы... нам оружие, земля Русьскыя забрала и утъвржение и меча обоюду остра...» (Д.И.Абрамович, Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им, Пг.).
Возможно, что икона была написана в 1344 – 1346 годах, когда в Московском Кремле велись большие работы по росписи соборов Успенского, Архангельского, Спаса на Бору и церкви Иоанна Лествичника. Патриаршая летопись 6852 года (1344) свидетельствует: «Того же лета начяша подписывати две церкви камены на Москве пресвященный Феогнаст митрополит Киевский и всеа Русии, у своего митрополичя двора соборную церковь пречистыа Богородици Греческими мастеры, того же лета и совръшиша ю всею подписию; а другую церковь, у великого князя двора, святого архангела Михаила князь велики Семен Ивановичь подписывал Русскими иконники, в них же бе старейшины и началники: Захариа, Денисей, Иосиф, Николае, и прочии дружина их, и не дописаша ее того лета, величества ради и мелкаго писма» (ПСРЛ, т. X, стр. 216).
Под 6853 годом (1345) в той же летописи говорится: «Того же лета подписаша в монастыри церковь святого Спаса велением и казною великиа княгини Анастасии Семеновы Ивановичя, а мастеры старейшины и началницы быша Русстии родом, а Гречестии ученицы: Гоитан, и Семен, и Иван и прочии их ученицы и дружина» (ПСРЛ, т. X, стр. 216). В 6854 году (1346) «съвершиша подписывати три церкви на Москве камены: в монастыре святаго Спаса и святаго архаггела Михаила, и святаго Ивана Лествичника» (ПСРЛ, т. X, стр. 217).
Однако, специалисты Государственной Третьяковской Галереи относят образ к псковской иконописной школе.
Автор текста: Марина Румянцева.