Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Основная живопись исполнена профессионально и уверенно, без всякой заученности, легко и живо. Открытые участки тела написаны плотно, густыми, сильно разбелёнными охрами с подрумянкой по зеленоватому санкирю. Большое значение получают энергичные описи и обводки, делая изображение резче и выразительнее. Графичность исполнения иконы, когда линии набирают собственную декоративную силу, отчасти уже независимую от внутренней формы, предвосхищают концепции народной северной иконописи XVIIIв., сильная сторона которой – именно подобный графический, формульный аскетизм.
Вместе с тем, активность светотени, её насыщенность, контрастность и вместе с тем воздушность (в ликах), обеспечивающие как бы внутреннее свечение плоти, смыкается с концепцией столичного живоподобия конца XVIIв. Архаичны также портретные черты Марии, её миндалевидные, сложно обрамлённые очи, их глубокое «следящее» выражение, нежный очерк слегка опущенных губ, «греческая» физиогномика – черты, также унаследованные ещё от позднего средневековья.
История образа.
Образ Богоматери Феодоровской относится к композиционной разновидности Елеусы-Умиления, представляющей Марию и Младенца в тесном объятии и лобзании.
Иконография близка знаменитой Владимирской, возможно, происходит от неё или восходит к общему с ней корню. Главное отличие Феодоровской – широко расставленные, как бы шагающие, ножки Христа, левая из которых обнажена до колена. По разным версиям - это живописная аллегория двуединства природы Иисуса, либо отсылка к «Эдемскому пророчеству» о семени жены, которое поразит искусителя в голову, и искусителе, жалящем в пяту рожденного женою (Быт.3:15), наконец – отголосок благочестивой практики лобзания святых образов, ради чего та или иная часть тела Христа писалась открытой (так же, как и Его особо подвёрнутая пяточка на иконе Богоматери Владимирской). В народной же интрепретации, этот «идущий» образ Младенца Христа, как и на иконе Толгской Богоматери, являет первый младенческий шаг Иисуса – идея, возможно, повлёкшая формирование древнего поверья об особой благодати к охранению здравия младенцев, усвоенного иконе Феодоровской.
В Костроме на сегодняшний день сохраняется несколько списков Феодоровской, древнейший из которых исследователи относят к XIII в. Первая «Феодоровская» икона, согласно сказанию о чудесах иконы, была обретена в 1239 г. на дереве охотящимся в костромских лесах князем Василием Квашнёй. Своё название икона, торжественно принесённая потрясённым князем в город, получила позже: народу было видение некоего чудесного воина, ходившего по городу с образом в руках; в этом воине все признали св. Феодора Стратилата, его имя и усвоилось иконе, вскоре после своего явления остановившей моровое поветрие.
Позже имя Феодоровской вошло в историю рода царей Романовых. Именно перед этой иконой молился в Костромском Ипатьевском монастыре первый правитель династии Михаил Федорович, решаясь взять на себя бремя царствования; затем образом Феодоровской благословила Михаила мать, инокиня Марфа. По обычаю, впоследствии, если жена Государя происходила из иностранцев, при крещении в православие она получала отчество Федоровна, в честь иконы, ставшей после 1613 г. родовой святыней царской династии.
Особенности иконописной школы.
В костромской земле Фёдоровская почиталась особо. Значительная часть дошедших до нас её икон написана именно в этом районе Поволжья.
Яркая вишнёво-бирюзовая с серебром гамма, световая экспрессия, психологическая просветлённость и глубина, наконец, удвоенный ковчег широкой доски – инерция древности, что, вкупе с присутствием влияний нарождающейся культуры барокко, позволяет отнести икону к переходному периоду в русском искусстве, видимо, в границах начала - первой трети XVIIIв.
Икона является произведением провинциальной костромской живописи раннего XVIIIв. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.