Иеремия брошен в тюрьму людьми царя Седекии - Шагал Марк Захарович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Иеремия брошен в тюрьму людьми царя Седекии
Иеремия брошен в тюрьму людьми царя Седекии
Автор: Шагал Марк Захарович
Местонахождение: Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, Ницца
Произведение: Иеремия брошен в тюрьму людьми царя Седекии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Примитивизм (наив)
Дата создания: 1956 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

На офорте Марка Шагала изображен один из четырех ветхозаветных пророков, который жил за 600 лет до Рождества Христова. Иеремия пророчествовал двадцать три года, яро обличая иудеев за то, что они стали поклоняться идолам. За подобное отступление от Господа Иеремия предрекал большие бедствия и опустошительную войну.

Пророческое служение Иеремии пришлось на время правления Седекии - сына благочестивого царя-реформатора Иосии. Дабы избавиться от давления Вавилона, Седекия собрал в столице сирийских правителей, которые обсуждали план новой попытки войны. Во время их совещания перед собравшимися появился печальный человек в разодранных одеждах, с хомутом на шее. Это был Иеремия. Он вновь и вновь предостерегал против войны и пророчил рабство. Этот случай положил начало обвинению пророка в государственной измене: «Тогда князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (Иер.38: 4-6). Именно эта сцена предстает перед зрителем в данной гравюре. В центре мы видим коленопреклоненного Иеремию, облаченного в ветхую одежду. Руки пророка связаны, но сам он, кажется, не замечает окружающего мрака. Пророк погружен в глубокую молитву о спасении израильского народа. Вся его фигура освещена лучом неземного света, глубокие страдания Иеремии разделяет божественный посланник, который парит за спиной пророка, утешающе возлагая на него свою невидимую руку.

Исполнение пророчества Иеремии стало для него величайшей личной трагедией. Во время осады Иерусалима он с болью в сердце провозглашал, что наступил обещанный суд Господа. В то же время подчеркивал, что это еще не конец, не полное уничтожение, что наступит счастливое время, когда Бог подарит Израилю и Иудее радость, заключит новый завет с народом. Тогда законы будут записаны не на скрижалях, а в сердце каждого верующего.

История создания

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. «Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, к созданию которых Шагал приступил еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже посетил Израиль, Сирию и Египет, чтобы самому пройти по местам, описанным в Священном писании. Впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик остались не изданными - Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте. Но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи.

В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям. Затем художник стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

«Библейские сюжеты» Шагала до наивного просты в исполнении. Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала, и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание тесной связи человека с Творцом и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из данного цикла. Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.

Отношение автора к вере

Миссию художника Шагал видел в том, чтобы поведать людям о великом промысле Творца и невероятной красоте созданного Им мира: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Потому все произведения Шагала в той или иной степени являются философскими размышлениями о Творце и Его творении.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник признается: «работа - вот моя молитва». Но равнодушие к обрядовой стороне религии не исключало глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов».

В итоге через весь жизненный путь, полный радостей и больших испытаний, Марк Шагал сохранил трепетное, по-детски личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу проникнуты, созданные им образы.

Биография

Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было еще восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург, где его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.

В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне.

Марк Шагал уже на заре своего творчества смог обрести совершенно неповторимый стиль. Исследователи отмечают глубокую связь работ Шагала с традицией лубка, народной живописи. И это не случайно, ведь Марк Шагал испытывал огромный интерес к своим истокам, к народной еврейской культуре в целом. Житейская мудрость парадоксальным образом сочеталась в его работах с детским восторгом перед жизнью.

В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).

Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь». В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.).

С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения, вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.), обновили язык монументального искусства.

Художник ушел из жизни 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна



Оставить комментарий