Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Хвалите отроцы Господа» - духовный концерт Д.С.Бортнянского для хора без инструментального сопровождения. Композитор выбрал 112 хвалебный псалом Давида для своего сочинения и придал ему торжественный характер. Три части произведения контрастируют между собой – первая «ликующая» сменяется «повествовательной» второй частью, призывающей к раздумьям о благах и милостях Бога, и закономерен переход к кульминационному прославлению: «хвала Его пребывает во веки…». Как правило, подобные концерты исполнялись на праздничных Богослужениях или отдельными концертами, чтобы выделить дни великих и двунадесятых праздников особым образом.
История создания.
Концерт Д.С.Бортнянского «Хвалите отроцы Господа» был написан в расчете на хорошо подготовленных учеников Придворно-Певческой капеллы. Произведение прекрасно подходило для исполнения в дни Рождества Христова и Пасхи – виртуозные пассажи, контрастные смены темпов и динамики были уместны в это время, когда все сердца пребывали в едином порыве радости и ликования.
В настоящее время существуют прекрасные записи произведения, а также его можно услышать в исполнении лучших хоровых коллективов мира, что не может не радовать.
Отношение автора к вере.
Известно, что Д.С.Бортнянский родился в семье казака и в раннем возрасте был отобран для обучения в казачьей певческой школе города Глухова. Там маленький Дмитрий, обладавший от природы прекрасным голосом, начал петь в церковном хоре, а в возрасте семи лет отправляется в Санкт-Петербург - столицу Российской Империи – для продолжения обучения и участия в богослужениях в составе придворной певческой капеллы. Так с юных лет в душе мальчика воспитывалась любовь к Богу, укоренялись православные традиции благочестия. Впоследствии продолжив учебу в Италии и набравшись опыта и знаний, Дмитрий Степанович займет пост директора капеллы и станет реформатором, спасителем и новатором русского церковного пения. Его таланты, данные Богом, раскроются в полной мере, но еще большее признание он получит за свои драгоценные душевные качества – скромность, доброту, готовность помочь и посочувствовать. Свои сбережения он вложит в подготовку к изданию сочинений для богослужебного употребления – туда вошли его личные сочинения и переработанные произведения итальянских авторов. А в день смерти призовет певчих капеллы, и под пение своего сочинения «Вскую прискорбна еси, душа моя» мирно отойдет ко Господу.
Биография.
Жизнь Д.С.Бортнянского неразрывно связана с русским церковным пением. Родился он 28 октября 1751 года в городе Глухове, который тогда был столицей гетманов и располагал прекрасными условиями для начального обучения – мальчик усвоил азы церковного пения в местной школе. О родителях Дмитрия почти ничего не известно, возможно потому, что сам композитор после переезда в столицу в возрасте семи лет, больше их не видел. Талантливого мальчика заметил тогдашний директор Придворной певческой капеллы, видный итальянский композитор венецианской школы Бальдассаре Галуппи. Он добился направления семнадцатилетнего Дмитрия Бортнянского на обучение в Италию с назначением ему содержания. Подающий надежды композитор выбрал Венецию местом для своего музыкального усовершенствования по причине наличия там оперного театра и активной музыкальной жизни города. Стажировка была настолько успешной, что оперы Дмитрия были поставлены в Венеции, а также он написал ряд произведений, среди которых кантаты и другие церковные сочинения.
В 1779 году в возрасте 28 лет Дмитрий Степанович возвращается в Российскую Империю титулованным европейским композитором - его тут же назначают на должность директора Придворной певческой капеллы и преподавателя в ней же. Это было ответственно и почетно. Композитор взялся за серьезное реформирование учреждения – кроме увеличения состава хора, ему удалось добиться отмены участия певчих в светских концертах и основной обязанностью коллектива сделать исполнение церковной музыки.
Дмитрий Степанович взял на себя большой труд – он отредактировал все произведения, написанные ранее композиторами – итальянцами, безжалостно искореняя из духовной музыки неуместное украшательство и несвойственную ей оперную драматургию. Репертуар капеллы отныне обновляется, включая в себя также множество новых сочинений молодого композитора. Стоит добавить, что свои сочинения Дмитрий Степанович писал, учитывая особенности певческих голосов, поэтому они всегда прекрасно звучали, не утомляя ни исполнителей, ни слушателей.
В 1816 году по указу императора Александра I Д.С.Бортнянский становится главным цензором духовной музыки Российской Империи, что, несомненно, положительно сказалось на качестве церковного пения.
Он оставил после себя огромное музыкальное наследие, включая оперы, светские вокальные и инструментальные произведения, но главным трудом жизни считал собрание духовных сочинений, исполняемых Придворной певческой капеллой, под своей редакцией. Этот монументальный труд в десяти томах был издан в 1882 году стараниями П.И.Чайковского.
Д.С.Бортнянский мирно отошел ко Господу 27 сентября 1825 года под пение одного из своих духовных концертов. Его реформы навсегда изменили путь русской церковной музыки, открыв ей широкие просторы развития и совершенствования и сохранив самобытность. Произведения композитора становились государственными и народными гимнами, как это было с «Коль Славен» и «Певец во стане русских воинов», поднимавшей боевой дух в Отечественную войну 1812 года. Сегодня Бортнянского знают и любят во всем мире, а лучшие характеристики его трудов приведены очевидцами:
«Граф Андрей Кириллович Разумовский, бывши послом в Вене, имел своих певчих... Они учились в России у Бортнянского... Подлинно я давно не слыхал такой сладкой гармонии: какие нежные голоса! Какая музыка!» -
князь И.М. Долгорукий
«…они начали петь один из обширнейших восьмиголосных концертов Бортнянского. В этой гармонической ткани слышались такие переплетения голосов, которые представлялись чем-то невероятным; слышались вздохи и какие-то неопределенные нежные звуки, подобные звукам, которые могут пригрезиться; время от времени раздавались интонации, по своей напряженности напоминающие крик души, способный пронзить сердце…» -
Гектор Берлиоз
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Кто яко Господь Бог наш? В высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли, воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога, посадити его с князи, с князи людей своих. Вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся.