«Христос во время бури на Галилейском озере» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос во время бури на Галилейском озере»
«Христос во время бури на Галилейском озере»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: (украдена из) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон
Произведение: «Христос во время бури на Галилейском озере»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1633 г.

Описание произведения

«Христос во время шторма на море Галилейском» — единственный морской пейзаж кисти Рембрандта. На картине изображено одно из чудес Иисуса Христа — укрощение бури, поднявшейся на Галилейском море, когда Иисус вместе с учениками переправлялись через него на лодке: «…Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?». (Мк.4:35-41).

Художник создал композицию данного произведения на контрасте света и тени. Нос корабля приподнят на гребне разбившейся волны, ярко освещенной солнцем, лучи которого проникают сквозь разорванные, грозовые тучи. Моряки яростно сражаются со штормом, пытаясь опустить парус. Корма, на которой вместе с апостолами сидит Иисус, находится в тени. Здесь все, кроме Него, изображены испуганными, что объясняет статичность их фигур. Контраст света между этими частями судна и поведением героев создает нужную психологическую выразительность. Она заключается в том, что борьба со стихией бесполезна без веры, и только Господь способен спасти людей.

Голландские искусствоведы обратили внимание, что общее число присутствующих на корабле – 14 мужчин. То есть, помимо Христа и апостолов в этой лодке есть человек, не имеющий к библейской истории никакого отношения. Если внимательно всмотреться в лица персонажей, то можно понять, что все они заняты своими делами и смотрят куда угодно, но только не на зрителей. И лишь один матрос, находящийся в корабле, как раз на границе света и тени, словно выглядывает из картины, и как будто ждет чьего-то решения извне. Предполагают, что это – автопортрет самого Рембрандта.

История создания

Данная картина написана Рембрандтом в тот период, когда он покинул родной город Лейден и перебрался в Амстердам. Еще никого не зная, и не имея постоянных заказов, художник воспользовался услугами местного влиятельного антиквара Хендрика ван Эйленбурга, у которого вскоре и поселился в доме. Скорее всего, именно антиквар нашел заказчика на картину «Христос во время бури на Галилейском озере». Вероятно, этот период и для самого мастера был непростым, он пытался осмыслить свою жизнь и творчество, в том числе с христианской точки зрения.

Отношение автора к вере

В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно

проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюльпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий