Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Эта картина создана знаменитым испанским художником на основе сюжета, изложенного в Евангелии от Луки: «…И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них…». (Лк. 24:28 - 31).
За столом, застеленным белой скатертью, сидят апостолы и воскресший Спаситель- на Его руках мы можем увидеть следы от гвоздей. Ученики Христа ведут оживленную беседу, вспоминая чудесные события, произошедшие по воскресении Господа. На контрасте с фигурой Иисуса их образы кажутся приземленными, что подчеркивается землистым цветом лица и темными приглушенными тонами одежды. Очевидно, что ученики еще не узнают своего Учителя. Образ же Христа, напротив, кажется неземным и одухотворенным. Спаситель задумчиво смотрит вверх, Он выглядит совершенно отрешенным от происходящей вокруг суеты, а Его фигура словно окутана белым свечением. Христос прикрывает руками хлеб. В Стихе 35 главы 6 из Евангелия от Матфея сказано: «… Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда…». (Мф. 6:35).Как повествует Писание, после благословения хлеба, символизирующего «Тело Господа, ученики узнали в путнике своего воскресшего Учителя.
История создания.
Создание данной картины пришлось на ранний период творчества Диего Веласкеса. В это время он активно исследовал для себя «бодегонес» - жанр испанской живописи эпохи Нового времени, в котором автор преимущественно изображает сцены в трактире или в кухне. В основном в них участвует небольшое количество персонажей и именно простолюдинов, а также часто присутствуют варианты натюрморта.
В произведении «Христос в Эммаусе» художник продолжает свои поиски, используя реалистические приемы в изображении предметов и фигур. Так, он делает фоном картины темное условное пространства без каких-либо характерных деталей интерьера. Но при этом Веласкес наполняет сюжет более глубоким смыслом, обращаясь уже не к вкусам простых людей, а к их душам. Он пытается донести до современников мысль о том, что вся наша жизнь с ее привычными бытовыми мелочами происходит по воле Божьей и это нужно принять в сердце свое и слушать глас Бога внутри себя.
Отношение автора к вере.
Диего Веласкес родился в католической семье и был крещен в севильской Церкви святого Петра. Он был настоящим христианином своего времени, а также талантливым художником. Незаурядный творческий дар позволил ему исследовать стороны человеческой души и хорошо понимать, какие ее уголки содержат страх или доблесть, гордыню или любовь. До того момента, как Диего Веласкес стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, и начал преимущественно исполнять портреты и многофигурные композиции, он создал несколько картин на религиозные сюжеты. В них мастер стремился оставить не явную, но точную интонацию бесперспективности и бренности человеческого бытия, если она не озарена идеей христианства. И это, пожалуй, самая яркая характеристика отношения Диего Веласкеса к вере в Господа.
Биография.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился 6 июня 1599 года в Испании, в Севилье, в семье Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес. По традиции, широко практикуемой в Андалусии, старший сын - Диего взял себе фамилию матери.
Художественные способности у мальчика проявились очень рано, и уже в 1610 году он отправился учиться в мастерскую севильского живописца Франсиско Эрреры Старшего. Но этот мастер обладал сложным характером и поэтому с 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего у художника Франсиско Пачеко, сроком на 6 лет.
Мастерская Пачеко носила название «Academia Sevillana» и отражала академический взгляд на изображение религиозных образов. Такая трактовка была по душе юному художнику, как и все дальнейшее обучение. В «Академии Пачеко» он подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. А еще в 1618 году он женился на дочери Пачеко - Хуане Миранде и вскоре у них родились дети.
Уже в 1617 году Диего Веласкес был принят в гильдию живописцев Севильи, и получил право «практиковать свое искусство в королевстве, иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
В Севилье он стал весьма известным живописцем, и в дальнейшем предпринял ряд попыток стать придворным художников короля. В 1623 году он достиг своей цели. Семья Веласкеса переселилась в Мадрид, и мастеру было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.
В 1629 году художник с разрешения монарха отправился в путешествие по Италии. Главной целью вояжа было приобретение для королевской коллекции шедевров итальянской живописи и античной скульптуры. Но также Веласкесу было приказано установить дипломатические контакты с разными высокопоставленными лицами Италии. В Ватикане испанского художника благосклонно принял папа римский Иннокентий X. Веласкес весьма искусно исполнил его портрет, за что был награжден золотой цепью и папской медалью. А также мастера избрали почетным членом Римской академии живописи.
Только в 1651 году художник вернулся в Мадрид и продолжил выполнение своих прямых обязанностей при дворе короля.
В 1659 году Филипп IV произвел Диего Веласкеса в рыцари Ордена Сантьяго.
Летом 1660 года художника охватила лихорадка и, несмотря на все усилия королевских врачей, 6 августа 1660 года, он скончался.
Диего Веласкес был погребен с почестями, положенными рыцарю, в мадридской церкви Иоанна Крестителя, где через 8 дней была похоронена и его жена Хуана.
Автор текста: Светлана Королева.