Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
На полотне «Христос» И. Репин изображает оплечный портрет Спасителя. Фигура Иисуса выступает из глубины ночного мрака, словно освещая собой всё пространство. Белые одежды Христа способствуют усилению цветового контраста - перехода от тьмы к свету. Можно предположить, что произведение отсылает зрителя к библейскому сюжету предательства Иисуса Христа, описанного во всех четырех Евангелиях: «Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?». (Лк.22: 47-49). Задумчивый взгляд Христа, полный глубокого страдания, обращен несколько вправо. Кажется, что там и находится приближающаяся к нему фигура Иуды. Свою участь Господь принимает со смирением и достоинством. Во всем его облике чувствуется спокойствие и несокрушимая внутренняя сила.
История создания.
Евангельские темы возникали в творчестве Репина большими циклами. В 1880-1890-е годы он разрабатывает их в графических листах. В эти же годы и позднее Репин обращается к живописным эскизам на сюжеты из Нового Завета, останавливаясь на самых драматических эпизодах: «Истязание Христа», «Гефсиманская ночь», тогда же Репин создает портретное изображения Христа, а годом позднее- портрет Иуды. Произведения на библейские и евангельские сюжеты не всегда были бесспорной удачей Репина. Но над каждым из них художник трудился с полным самозабвением, с абсолютным погружением в поставленную задачу.
Картина «Христос» продолжает линию репинского психологизма. Мотив молчаливого противоборства Христа с мировым злом - человеческой алчностью, ложью, предательством, поражает силой духовного напряжения. Этому способствуют мастерство композиции и живописного решения, а также контрасты сопоставлений, в основе которых — борьба света и тени. Образ Христа у Репина предстает, как самый светлый, возвышенный идеал, как конкретное воплощение совершенства человеческой личности, как яркий пример стойкости духа и глубины ума, как образец исключительного самопожертвования.
Отношение автора к вере.
«Искусство — красота, оно только тогда исполняет свое истинное назначение, когда держится добродетели, морали и религии», — эти слова Илья Репина, как нельзя лучше свидетельствуют о том, чем жил художник, что считал ориентиром в своем творчестве. Живописец воспитывался в глубоко верующей семье. Всю жизнь Репин считал себя православным христианином, хоть и не имел ту степень воцерковленности, какую имели его мать и сестра монахиня. Глубину религиозного чувства живописец приобретал постепенно, собирал их по крупицам, обучаясь в иконописной артели, занимаясь переосмыслением библейских сюжетов.
Долгое время художник мечтал увидеть евангельские места, потому в 1898 году он отправился на Святую Землю. Своими впечатлениями И.Е. Репин делится в письмах: «Всюду живая Библия. Как впечатлительно в 3 часа утра, еще при ярких звездах и блестящем серпе месяца, идти под стенами Иерусалима, спускаться к Гефсиманскому саду и встретить солнце на колокольне церкви Вознесения. Да во всем Иерусалиме есть что-то трогающее до слез. Этого во всем мире нет. Нет слов для выражения чувств. Иосафатова долина, Кедронский поток, гора Злого Совещания, Сион — от всех мест веет бессмертной думой».
Известно, что с возрастом человек становится более ответственным перед душою. И И.Е. Репин в этой связи не был исключением. По воспоминаниям дочери Веры, на смертном одре последними словами угасающего И.Е. Репина были: «Христос со мною». В этих штрихах к портрету художника нет ничего необыкновенного для человека, прошедшего долгий и искренний путь познания истины.
Биография.
Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 г. в Чугуеве (ныне Харьковская область) в семье военного поселенца. Семья не имела твердого материального положения, молодой Репин рано стал зарабатывать сам – он занимался иконописью и решил скопить денег, чтобы поступить учиться в Петербург. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город не вернулся, а стал слушателем подготовительной вечерней школы. Позднее он все-таки добивается своей цели и в период с 1864—1871 гг. учится в Академии художеств. Под впечатлением путешествия по Волге создает картину «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), которая сразу принесла ему известность. В 1873—1876 гг. на средства Академии он продолжал оттачивать свой талант в Италии и во Франции.
В конце 70-х — 80-е гг. XIX в. живописец достигает вершины мастерства. В 1878 г. Репин примкнул к группе передвижников. Основная тема его творчества в эти годы связана с жизнью российской деревни («Проводы новобранца», 1879 г.; «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883 гг.). Позднее он обращается к теме революционной борьбы («Отказ от исповеди», 1879—1885 гг.; «Арест пропагандиста», 1880—1892 гг.; «Не ждали», 1884— 1888 гг.). Тогда же Репин проявляет себя как блестящий портретист: им написаны портреты В. В. Стасова (1873 г.), М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова (оба 1881 г.), Л. Н. Толстого (1887 г.). Кроме того, он создаёт свои лучшие исторические полотна: «Царевна Софья» (1879 г.), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891 гг.).
В 90-х гг. Репин временно порвал с передвижниками, но к концу XIX в. вернулся на прежние позиции. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств, в 1894—1907 гг. преподавал там, а в 1898—1899 г. занимал должность ректора. Среди его учеников — известные живописцы И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев.
С 1899 г. Илья Ефимович жил в своём имении «Пенаты» в Куоккале, вследствие чего в 1917 г. оказался за рубежом — в Финляндии. Несмотря на приглашения вернуться на родину, Репин, неодобрявший политики советской власти, так и не вернулся в СССР, передав при этом свои картины в дар России. Живописец ушел из жизни 29 сентября 1930 г. в Куоккале (ныне Репино Ленинградской области).
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.