Христос и Самаритянка - Семирадский Генрих Ипполитович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос и Самаритянка
Христос и Самаритянка
Автор: Семирадский Генрих Ипполитович
Местонахождение: Львовская государственная картинная галерея
Произведение: Христос и Самаритянка
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: академизм
Дата создания: 1890 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Выдающийся представитель академической школы Генрих Семирадский неоднократно обращался в своем творчестве к образу Христа, в том числе к одному из самых распространенных в раннехристианском искусстве сюжетов ‒ встрече Христа с самаритянкой у колодца. Этот сюжет мы встречаем в Евангелии от Иоанна: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин.4: 5-7). На эти слова женщина удивляется: «как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются?». (Ин. 4:9). Христос отвечает ей, что Его просьба, действительно, не соответствует Его положению. Но не в том смысле, что Он ‒ иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям ‒ Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, чем тот, который Ему могли бы дать люди. Этот Божий дар он обозначает как живую воду. Он отвлекает мысль самаритянки от простой воды к воде духовной, подразумевая под ней благодать Святого Духа. Простая вода не может навсегда насытить человека. Выпив такой воды, захочешь пить снова. Но есть вода иного рода, которая навеки может утолить жажду человека: «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». (Ин. 4:13-14).

В отличие от многих современников Семирадский в изображении Христа следует традиционному каноническому образу, уходящему своими корнями в раннехристианское искусство, подчеркивая внешнюю красоту Иисуса и Его духовное благородство. Но переносит действие евангельских сюжетов во вполне конкретный пейзаж, написанный практически с натуры, правдиво отражая все красочное богатство окружающей природы, все изменения цвета в зависимости от состояния световоздушной среды. От этого композиции приобретают чрезвычайно лиричный оттенок, что снимает с изображенных сюжетов налет отстраненности и трансцендентности и делает их очень близкими, задушевными, исповедальными.

История создания.

Долгое время художник проживал в Италии, где и начал активно работать над созданием целого цикла библейских сюжетов. Одной из первых созданных им картин стала «Христос у Марфы и Марии», следом за ней последовало полотно «Христос и Самаритянка». Несмотря на монументальность полотна, художнику удалось создать его достаточно быстро. Рим - был тем самым городом, который воодушевлял художника, где ему было легко творить. Безусловно, живописца вдохновлял и сам евангельский текст, где он, как из живительного источника, черпал ответы на волнующие вопросы. Художник доносит до зрителя мысль о том, что во Христе нет ни иудеев, ни язычников- все равны перед лицом истины.

Отношение автора к вере.

Как и любой творческий человек, Генрих Семирадский неоднократно был обуреваем сомнениями относительно своего таланта. Очевидно, что вера в Бога помогала ему утверждаться в том, что его подлинный путь – в создании прекрасных живописных произведений, которые станут иллюстрацией истины и красоты. Художник был верующим католиком, регулярно посещающим костел. Однако в своих рассуждениях и душевных привязанностях он нередко тяготел к восточному христианству.

Биография.

Генрих Семирадский родился 24 октября 1843 года в селе Новобелгород (ныне Печенеги) около Харькова в семье врача — офицера царской армии. После окончания харьковской гимназии поступил на физико-математический факультет Харьковского университета, который успешно закончил в 1864 году. Семирадский с детства проявлял интерес к живописи, поэтому после окончания университета решил продолжить обучение в Императорской Академии Художеств, которую закончил в 1870 году, получив 6-летнюю государственную стипендию и возможность совершенствовать мастерство за границей. До 1871 года Семирадский обучался в Мюнхен у немецкого художника Карла фон Пилоти, а в 1873 переехал в Рим. Вечный город пленил художника сразу и навсегда, он прожил здесь большую часть своей жизни. Он много работал, постоянно ходил по музеям, галереям и церквям, где изучал работы выдающихся мастеров эпохи Возрождения.

В 1873 году Семирадский удостоился титула академика Академии Художеств. В том же году он женился на совей двоюродной сестре — Марии Прушиньской.

Утонченная и уникальная техника Семирадского создавала яркие великолепные картины. Следуя законам европейского академизма, художник привнес в него живописность, пленэрные эффекты и камерную идиллию. Библейские сюжеты были лейтмотивом творчества художника. Он создает целый Евангельский цикл живописных картин, а также, изображает на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством - иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием «Светочи Нерона», художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в Санкт-Петербург, она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Императорская Академия Художеств присудила Семирадскому звание профессора, а французское правительство наградило его кавалерским орденом Почетного легиона. Наиболее значимой работой сам живописец также считал участие в росписи хоров придела северного крыла храма Христа Спасителя в Москве.

Генрих Семирадский умер 23 августа (5 сентября) 1902 года в своем имении Стршалкове близ Радомска, похоронен в Кракове, в пантеоне на Скалке.

Составитель текста: Евгения Миненко.




Оставить комментарий