Храм Всех Святых (в честь Собора Всех Святых) - Р.И.Клейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Храм Всех Святых (в честь Собора Всех Святых)
Храм Всех Святых (в честь Собора Всех Святых)
Автор: Р.И.Клейн
Местонахождение: Серпухов, ул. Калужская, д. 5
Название: Храм Всех Святых близ Богородицкого мужского Высоцкого монастыря в Серпухове – усыпальница Коншиных
Жанр: Архитектура
Год создания: 1896 г.
Эпизод в Библии:

Описание.

Храм Всех Святых (в честь Собора Всех Святых) близ Богородицкого мужского Высоцкого монастыря в Серпухове – усыпальница Коншиных в Серпухове (сейчас в составе Богородицкого мужского Высоцкого монастыря) принадлежит к числу очень интересных памятников Подмосковья. Этот памятник сочетает отражение особенностей развития русского старообрядчества и, одновременно, является интересным произведением русского искусства конца XIX века.

Небольшой, очень изящный храм Всех Святых близ Высоцкого монастыря в древнем Серпухове является органичным произведением раннего московского модерна 1890 годов. В его стилизациях на темы неороссики – неороманики использованы мотивы и приемы раннесредневековой европейской, древнерусской и византийской архитектуры, которые не так уж и далеки друг от друга, учитывая, что у истоков домонгольского владимиро-суздальского белокаменного строительства стояли немецкие мастера императора Фридриха Барбароссы.

Для строителя храма, Р.И.Клейна, это стало поводом создания очень интересной вариации на тему византийской архитектуры, к ранним традициям которой архитектор обратился впервые во время стажировки в Италии, в Равенне, после окончания Петербургской Академии художеств.

Храм Всех Святых близ Высоцкого монастыря – сравнительно небольшое сооружение, почти квадратное в плане, с востока имеет традиционный выступ апсиды. По вертикали храм фактически четырех ярусный. Нижний ярус – подклет под открытыми террасами – место семейной усыпальницы Коншиных. Основной объем здания – верхний ярус – помещение церкви, в свою очередь, делится на два «подъяруса». В их объединении проявилось как особое архитектурное мастерство, так и своеобразное профессиональное остроумие Р.И.Клейна.

У квадрата основного объема храма Всех Святых, оказываются срезанными–пониженными верхние углы, между которыми, по основным сторонам ориентирования архитектурного объема, выполнены крупные закомары – арки, включающие очень изящные композиции тройных узких «византийских» окон. Закомары настолько преобладают в восприятии фасадов храма, что его план кажется не квадратным, а крестообразным, хотя это справедливо только в отношении верхней части основного объема.

Над этим крестообразным завершением основного объема возносится восьмигранный пирамидальный шатер, увенчанный каменным крестом. Но его сочетание с крупными закомарами настолько неожиданно, настолько контрастно, что производит какое-то фантастическое сказочное впечатление и буквально ассоциируется не с традициями русского шатрового зодчества, а с какими-то особыми конструктивными поисками конца XIX – начала ХХ веков, что и сообщает постройке именно близость к соединению стилизаторства и новаторства в русле модерна.

Архитектор усиливает впечатление от вертикальной устремленности композиций тройных окон в закомарах и, взлетающего над закомарами, шатра, оформив фасады чередующимися горизонтальными рядами крупной кирпичной кладки. Обращая внимание зрителей к развитию системы византийской и домонгольской южнорусской архитектуры с использованием тонких кирпичей плинфы и цветного известкового раствора. Увеличение размеров горизонтальных рядов кладки, при этом воспринимается именно как применение исторического строительного приема в новых технических условиях.

Создание художественного облика сооружения завершает, классическая для Р.И.Клейна, тончайшая проработка деталей, восходящая к прототипам памятников Равенны. Форма капителей колонн между окнами в закомарах и на апсиде и, особенно, медальоны между арками окон апсиды, предвосхищающие капители и медальоны фризов, в более позднем оформлении, усыпальницы Великого Князя Сергея Александровича в Чудовском монастыре в Кремле.

До 1918 года Храм Всех Святых действовал как старообрядческий.

После 1918 года Храм был закрыт и разграблен.

В 1931 году был закрыт, стоящий рядом, Высоцкий монастырь.

В 1991 году Священный синод Русской Православной церкви принял решение о возрождении Высоцкого монастыря в Серпухове, как одной из знаменитейших обителей Русской земли.

В 2003 году были начаты работы по восстановлению Храма Всех Святых (в честь Собора Всех Святых – усыпальница Коншиных), переданного Богородицкому мужскому Высоцкому монастырю и включенному в его территорию.

История создания.

Серпухов — один из самых выдающихся исторических городов в Подмосковье, сохранивший огромный комплекс памятников истории и культуры. Считается, что впервые Серпухов упоминается в 1339 году, в духовной грамоте московского великого князя Ивана Даниловича Калиты.

Особого расцвета Серпухов достиг во второй половине XIV века, при внуке Ивана Калиты, князе Боровском и Серпуховском Владимире Андреевиче Храбром — одном из главных героев Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году. В частности, при Владимире Андреевиче в Серпухове были устроены два знаменитейших монастыря: митрополитом Алексием был основан Владычный монастырь, Преподобным Сергием Радонежским Чудотворцем был основан Высоцкий монастырь.

Опускаем интереснейшие особенности истории города Серпухова, отмечаем наиболее существенные для нашей темы. В XVIII веке Серпухов стал одним из крупнейших центров ткацкого производства (и сохранял это положение едва ли не до 2000 года). Положение Серпухова, как одной из «текстильных столиц» России, в большой степени было связано с тем, что еще в XVII веке он стал центром одной из общин старообрядцев — феодосийцев — беспоповцев. Она была образована выходцами из соседнего Боровска, в котором старообрядческая община возникла в память того, что в Пафнутьево-Боровский монастырь «на исправление» была заключена одна из самых известных представительниц старообрядчества, княгиня Урусова.

Род Коншиных, одна из самых известных серпуховских и московских купеческих старообрядческих фамилий, существует в Серпухове с XVI века. Первая ткацкая фабрика Коншиных была построена еще в первой половине XVIII века. В 1831 году продукция Коншиных получила приз на Торгово-промышленной выставке в Москве.

В 1896 году на средства Н.Н.Коншина, в качестве семейной усыпальницы, был построен Храм Всех Святых близ Богородицкого мужского Высоцкого монастыря. Автором этого сооружения стал Р.И.Клейн (1858 — 1924) - один из ведущих архитекторов Москвы конца XIX и начала ХХ веков.

Р.И.Клейн проходил учебу в Петербургской Академии художеств и затем стажировался в мастерской ведущего французского архитектора Ш.Гарнье, автора здания Гранд Опера в Париже. Творчество Р.И.Клейна отличает великолепное знание и понимание особенностей исторических стилей и необычайно тонкая проработка деталей.

Наследие Р.И.Клейна включает огромное количество построек, в том числе, монастырские и храмовые здания и комплексы, его главные произведения — здание Государственного музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина (бывший Музей изящных искусств им. Императора Александра III) и здание «старого» ЦУМа (бывший магазин Мюр и Мерилиз).

Р.И.Клнейн выполнил множество построек для серпуховских купцов и фабрикантов, Коншиных и Мараевых. Его сотрудничество с Н.Н.Коншиным началось со строительства комплекса Серпуховского городского кредитного общества, в Москве на ул. Ильинке в 1888 году (перестроен под руководством Р.И.Клейна в 1904 году).

Храм Всех Святых в Серпухове был построен рядом с одной из самых знаменитых обителей Серпухова и в целом южного Подмосковья, связанного с памятью легендарного Преподобного Сергия Радонежского.

Что очень важно для определения облика этого сооружения – традиционно были очень хорошо известны исторические связи Высоцкого монастыря с Византией, возникшие благодаря покровительству Преподобного Сергия, очень рано получившего широкую известность не только на Руси, но и в Константинополе.

Это же, вероятно, определило посвящение храма особому обще-поминальному празднику Собора Всех Святых, помянутых в Четьих Минеях и безымянных. Основанием для этого праздника является канонический текст Св. Евангелиста Иоанна Богослова — Откровение Св. Евангелиста Иоанна Богослова (Новый завет, Апокалипсис), описание поклонения Агнцу Божьему: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение ... (Откр.5:11- 13) … После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». (Откр.7:9-14).

Собор Всех Святых празднуется в восьмое воскресенье после Пасхи, первое воскресенье после Троицы.

Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.

Оставить комментарий