Храм Преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре - усыпальница Великого Князя Сергея Александровича (Утраченные святыни) - П.В. Жуковский
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание.
Старейшей частью комплекса Чудова монастыря была бывшая трапезная, именовавшаяся в XVIII - XIX веках Архиерейскими покоями. Возможно, Архиерейские покои включали отдельные части здания XVI века. В 1680 году к этому корпусу была пристроена новая Алексеевская церковь, выполненная по рисункам старшего брата Петра I, царя Федора Алексеевича, в память об их отце, царе Алексее Михайловиче.
В конце XVIII века М.Ф.Казаков пристроил к корпусу Архиерейских покоев готический портик, а затем, при восстановлении Чудова монастыря после московского пожара, выстроил к востоку от Алексеевской церкви Митрополичьи покои - здание в стиле классицизма. В 1817 году оно было куплено для великого князя и будущего императора Николая Павловича. В связи с этим, здание получило название Малого Николаевского дворца. Именно из него Сергей Александрович выехал 5 февраля 1905 года в свою последнюю поездку.
Создание в 1906 года в подклети Алексеевской церкви усыпальницы, стало результатом инициативы, в частности, художника П.В.Жуковского — сына поэта В.А.Жуковского.
Положение отца - воспитателя императора Александра II - определило придворные связи П.В.Жуковского, его участие в реализации проектов, прославляющих правящую династию. Именно П.В.Жуковскому приписывается идея создания усыпальницы Сергея Александровича прямо под ракой святителя Алексия в Чудовом монастыре.
Основную архитектурную подготовку храма Преподобного Сергия Радонежского под усыпальницу Великого Князя Сергея Александровича провел архитектор В.П.Загорский - автор здания Московской Консерватории на Большой Никитской. Интерьеры подземного храма были выполнены Р.И.Клейном (1858 — 1924, архитектор Государственного музея изобразительных искусств им А.С.Пушкина). Великий князь активно покровительствовал созданию Музея изящных искусств, и потому именно Клейну было доверена почетная роль архитектора интерьеров. Клейн был выбран и как знаток раннехристианских памятников, признанных в качестве образца оформления усыпальницы - памятников Равенны, которые он изучал в начале 1880-х годов, после учебы в Петербургской Академии художеств.
Работа по устройству усыпальницы в подклете Алексеевской церкви Чудова монастыря предусматривала, в первую очередь, укрепление нижнего яруса храма XVII века, фундаментов верхнего храма, а также строительство специальной комбинации сводчатых перекрытий. В южной стене храма был устроен специальный проход на лестницу в Малый Николаевский дворец.
С востока от алтаря нижнего храма Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца была устроена ризница, в которую выходила апсида алтаря храма, также служившая дополнительной опорой верхнего Алексеевского храма. Гробницу расположили в северной стене храма в виде ниши. Там был установлен мраморный саркофаг над захоронением тела Великого князя.
Форма ниши напоминала раннехристианские захоронения, традиция которых сохранялась и в домонгольской Руси, в памятниках Киева, Новгорода. Владимира и Суздаля. В подражание ровенским храмам, над саркофагом были изображены скорбящие бескрылые ангелы.
Форма одноярусного иконостаса в виде аркады на колонках, в котором иконы располагались над открытыми арками, своей легкостью и воздушностью поразила современников. Этот иконостас называли «иконостасом будущего». Однако революция на долгие годы остановила развитие церковного искусства, и удивительный эксперимент остался без продолжения.
История памятника, однако, на этом не закончилась.
В 2007 году православный общественный деятель В.В.Аверьянов предложил идею восстановления Чудова монастыря на прежнем месте. 31 июля 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин предложил поддержать инициативу: не реконструировать 14-й корпус Кремля, а снести его и на этом месте восстановить Чудов и Вознесенский монастыри. Музей архитектуры им. А.В.Щусева выполнил специальное исследование территории. Были проведены глубокие археологические исследования и организована музейная экспозиция. Остается надеяться, что инициатива президента будет однажды воплощена в жизнь.
История создания.
Великий князь Сергей Александрович Романов (1857 - 1905) приходился братом императора Александра III и дядей последнего императора Николая II. Он был известен своими резко консервативными взглядами, что вызывало отторжение у некоторых представителей дома Романовых. Считалось, что дядя плохо влияет на племянника – императора, подталкивая его к сокращению демократических свобод. Многие чуть ли не напрямую обвиняли Сергея Александровича в применении оружия против манифестантов 9 января 1905 года. После Кровавого воскресенья, Великий Князь был приговорен боевым союзом правых эсеров к казни, которая и была приведена в исполнение 4 февраля 1905 года.
Сергей Александрович считался одним из самых интеллектуальных членов дома Романовых, он очень ценил Ф.М.Достоевского, которого через Константина Константиновича ввел в окружение членов дома Романовых. Сергей Александрович был женат на одной из самых почитаемых женщин в русской истории начала ХХ века, принцессе Елизавете Луизе Алисе Гессен-Дармштадской, принявшей православие под именем Елизаветы Федоровны.
4 февраля 1905 года (меньше, чем через месяц после «Кровавого воскресения») Великий князь отъехал в карете от Николаевского дворца в Кремле (резиденции Великого князя в Кремле рядом с Чудовым монастырем). При подъезде кареты к Никольской башне в нее была брошена «адская машина», исполнителем приговора стал член «Боевой организации партии социалистов-революционеров». Великий князь погиб сразу. Отпевание, по высочайше утверждённому церемониалу, было совершено 10 февраля 1905 года в Алексеевской церкви Чудова монастыря.
Проповедь по поводу христианских добродетелей погибшего Сергея Александровича была произнесена одним из самых почитаемых деятелей русского православия начала ХХ века, отцом Иоанном Кронштадтским.
2 апреля 1908 года на месте гибели Сергея Александровича, в Кремле был освящён и открыт памятник-крест, выполненный по проекту В.М.Васнецова. 1 мая 1918 года крест торжественно снесли – в ходе праздничного коммунистического субботника с личным участием Ленина.
Древний Чудов и соседний, Вознесенский монастырь простояли до 1929 - 1931 годов.
Поминальный храм – усыпальница Князя была устроена как раз в подклети старинной Алексеевской церкви Чудова монастыря. История эта получила неожиданное продолжение. Фундамент и подвалы монастырских зданий впоследствии были использованы при строительстве Школы кремлевских курсантов. В 1995 году, при проведении ремонтных работ, там были обнаружены останки Сергея Александровича. Их извлекли и перезахоронили в Новоспасском монастыре, где еще с XV века существовала усыпальница предков Романовых, Захарьевых - Юрьевых. После перенесения останков великого князя, над его новой могилой в Новоспасском монастыре в 1998 году был воссоздан крест-памятник по эскизам В.М.Васнецова (автор проекта Д.Гришин, скульптор Н.Орлов).
Считается, что Чудов монастырь был основан Святителем митрополитом Московским и Киевским Алексием в 1365 году, в память о чудесном исцелении Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека. По молитвам святителя Алексия, она прозрела. Святитель Алексий получил в благодарность двор татарских баскаков, и собор было решено освятить в честь этого события, назвав Храмом Чуда Архангела Михаила в Хонах. Он же стал впоследствии усыпальницей митрополита Алексия.
В 1483 году на территории монастыря была построена церковь в честь Алексия человека Божия. После канонизации Святителя Алексия на Стоглавом соборе в 1551 году, она была перестроена и переосвящена в честь самого святителя Алексия. Туда же поместили и его мощи.
В 1501 - 1503 годах на месте древней церкви Михаила Архангела был возведен грандиозный храм, сохранявшийся до 1930 года. Его построили итальянские мастера, взявшие за образец Дмитровский собор города Владимира.
Величайшим современником и сподвижником Святителя Алексия в утверждении православной церкви был Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец, в честь которого был тезоименован великий князь Сергей Александрович.
Чудов монастырь располагался в Кремле рядом с Вознесенским монастырем, основанным вдовой князя Дмитрия Донского, Евдокией. Таким образом, ансамбль Чудова и Вознесенского монастырей образовывал своеобразный мемориал памяти Куликовской битвы, идейным вдохновителем которой был Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец, а одним из главных участников - Дмитрий Донской. Ансамбль Вознесенского и Чудова монастырей образовывал парадный проезд от Спасской башни Кремля к Ивановской площади.
Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.