Хорал-мотет «Немецкая глория» - Мендельсон Феликс
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Хорал-мотет «Немецкая глория» - духовное произведение Ф.Мендельсона для хора без инструментального сопровождения. Сочинение написано на текст гимна «Глория» (Слава в Вышних Богу) на немецком языке. Композитор написал музыку в форме мотета, включив ее в свой цикл хоральных гармонизаций. Являясь поклонником творчества И.С.Баха, молодой Ф.Мендельсон пробовал свои силы в различных жанрах церковной и духовной музыки, опираясь на изученные произведения прославленного композитора. Хоральная гармонизация является самобытным произведением, в ней присутствует живость и яркость, присущие Мендельсону, и, вместе с тем, музыка полна старинных мотивов.
История создания.
С 1819 года Ф.Мендельсон брал уроки композиции и контрапункта у известного немецкого композитора Карла Фридриха Зельтера. Юный Феликс делал большие успехи и уже с 1821 года стал давать домашние концерты для лучшей берлинской публики, которая собиралась в доме его родителей. Мендельсоны принимали у себя в салоне весь цвет искусства и культуры страны. Гимны на немецком языке композитор начал писать в двенадцать лет, опираясь на музыку И.С.Баха. Хорал-мотет «Немецкая глория» является примером обращения композитора к новому жанру духовной музыки. Вероятно, впервые произведение исполнили ученики «Томасшулле» в Лейпциге. В настоящее время духовные сочинения Ф.Мендельсона очень известны и исполняются лучшими музыкальными коллективами мира.
Отношение автора к вере.
Феликс Мендельсон Бартольди имел еврейские корни, но его родители решили не делать обрезания, а крестить мальчика. В возрасте семи лет Феликс принял Крещение и дальше воспитывался, как христианин. Впоследствии, композитор женился на дочери священника. Множество его духовных произведений, здоровый консерватизм в музыкальных вкусах, за который композитор нередко подвергался осуждению, свидетельствуют о желании послужить Богу, открыв миру красоту гармонии. Он возродил для Европы величайшие шедевры христианской музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, не стыдился всю жизнь учиться у великого автора кантат и хоралов. Отвергнув многие выгодные предложения из-за требований «свободного искусства», Феликс Мендельсон был счастлив получить пост музыкального директора Лейпцига. Композитор руководил оркестром, театром и школой певчих, стены которой слышали еще великого Баха. В этом он нашел свое призвание и счастье.
Биография.
Родился будущий великий композитор 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Отец Феликса был банкиром, дед – знаменитым философом, труды которого впоследствии издаст композитор. Родители стремились дать детям, проявлявшим незаурядные музыкальные способности, самое лучшее образование. Но, в то же время, отец не спешил возлагать надежды на исключительный талант сына, пока не удостоверился в успехе. Когда учитель музыки двенадцатилетнего Феликса Зельтер продемонстрировал мастерство импровизации ученика великому Гете, тот сравнил его с юным Моцартом такими словами: «Музыкальные вундеркинды ... они, вероятно, уже не так редки; но то, что этот маленький человек может делать в импровизации и игре на виду, граничит с чудом, и я не мог поверить, что это возможно в столь раннем возрасте.- И все же вы слышали Моцарта на седьмом курсе во Франкфурте?- сказал Зельтер. - Да, - отвечал Гете, - это так... но то, что ваш ученик уже делает, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое воспитанный разговор взрослого человека имеет к лепету ребенка.» Впоследствии Феликс Мендельсон положит несколько стихотворений Гете на музыку.
Преподаватели Ф.Мендельсона обучали его строгому классическому стилю, и он сам стремился как можно глубже изучить произведения И.С.Баха. Его характеру и вкусам были чужды новаторские современные приемы композиции, поэтому среди музыкантов у него были, как поклонники, так и противники. Самым активным противником считался Рихард Вагнер, рукопись которого Мендельсон имел неосторожность потерять, будучи музыкальным директором Лейпцигского оркестра. К сторонникам и даже защитникам композитора относился П.И.Чайковский, который письменно выступал на стороне консервативного музыканта.
Несомненно, творчество Мендельсона особенно ярко проявилось в Лейпциге, Берлине и Лондоне – после возрождения постановки в 1829 году «Страстей по Матфею» И.С.Баха о молодом композиторе заговорила вся музыкальная общественность. В этом же году состоялся его первый визит в Великобританию, способствовавший признанию его величайшего таланта, затем в течение жизни до 1847 года эти визиты- гастроли помогали композитору творить.
На посту музыкального директора Лейпцига Феликс Мендельсон занимался возрождением музыки композиторов XVIII века, а также исполнял произведения современников. В 1843 году композитор открыл консерваторию в этом городе и пригласил туда преподавать музыкантов-единомышленников Р.Шумана,Й.Йоахима и других. Это консервативное учебное заведение после его смерти возглавил друг и соратник Игнац Мошелес.
Деятельный композитор из-за сильного переутомления чувствовал себя плохо в последние годы, поездка в Англию забрала много сил и оставила его больным и измученным, а известие о смерти сестры в 1847 году еще усугубило это состояние. Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге после серии инсультов, от таких же симптомов скончались его сестра, родители и дед. Композитор был похоронен в Троицкой церкви Берлина, а отпевание проходило в Лейпциге. Траурная процессия состояла из выдающихся музыкантов-соратников композитора, в числе которых был Роберт Шуман. Ф.Мендельсон описывал будущую вечную жизнь в письме к неизвестному лицу, как место «где, как можно надеяться, есть еще музыка, но больше нет печали и расставаний».
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Gloria in excelsis Deo et in terra pax hominibus bonae voluntatis.
Laudamus te. Benedicimus te. Adoramus te.
Glorificamus te. Gratias agimus tibi propter magnam gloriam tuam,
Domine Deus, Rex caelestis, Deus Pater omnipotens.
Domine Fili unigenite, Jesu Christe.
Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris.
Qui tollis peccata mundi, miserere nobis.
Qui tollis peccata mundi, suscipe deprecationem nostram.
Qui sedes ad dexteram Patris, miserere nobis.
Quoniam tu solus Sanctus. Tu solus Dominus, Tu solus Altissimus, Jesu Christe.
Cum Sancto Spiritu in gloria Dei Patris. Amen.
Слава в вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения.
Хвалим Тебя. Благословляем Тебя, поклоняемся Тебе.
Славословим Тебя. Благодарим Тебя, ибо велика Слава Твоя,
Господи Боже, Царь Небесный, Боже Отче Всемогущий.
Господи, Сын Единородный, Иисусе Христе.
Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца.
Берущий на Себя грехи мира, помилуй нас.
Берущий на Себя грехи мира, прими молитву нашу.
Седящий одесную Отца — помилуй нас.
Ибо Ты один свят. Ты один Господь, Ты один Всевышний, Иисус Христос.
Со Святым Духом во славе Бога Отца. Аминь.