Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Галерея статуй царей древней Иудеи размещена на Западном фасаде Собора Парижской Богоматери под Главной Розой. Статуи, авторство которых точно не установлено, были созданы над порталами Главного входа приблизительно в 20-х – 30-х годах XIII века. «Галерея Королей», как элемент декора, визуально отделяет нижнюю часть фасада, где находятся порталы Страшного Суда, Богоматери и Святой Анны, от средней его части с Розой, «балконом Девы» и статуями Адама и Евы.
Двадцать восемь мраморных статуй, каждая из которых высотой более трёх метров, изображают ветхозаветных царей Иудеи, упоминаемых в книге Пророка Исайи. Они представляют предков Девы Марии, и именно поэтому размещены непосредственно под Розой, символизирующей Богоматерь. В христианском искусстве родословная Иисуса – одна из важных тем, также именуемая «Древо Иесеево».
В 1793 году, во время Французской революции, по приказу Робеспьера, средневековые статуи были обезглавлены и сброшены с фасада – их приняли за изображения членов королевской семьи Франции. Обломки скульптур ветхозаветных царей три года лежали на площади перед собором, пока им не нашли применение просто как материалу для строительства.
«Галерея Королей» была полностью восстановлена при реставрации Нотр-Дам под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка в XIX веке. Скульпторы заменили статуи ветхозаветных царей стилизованными под готику копиями. Возобновление скульптур специалисты считают удачным. Как и прежде, мудрость и благородство древних иудейских царей отражаются во внешних деталях образов – позе, наклоне головы, направлении взгляда, морщинах на лбу, выражении глаз. Царское достоинство подчёркивается коронами на их головах и скипетрами в руках. Локоны волос и бороды, изгибы ткани тщательно проработаны, и своей скрытой динамикой как бы оживляют скульптуры. Складки их одежд подчёркиваются игрой света и тени, передающей весомость и объём.
Считавшиеся утраченными фрагменты статуй XIII века случайно нашлись в 1978 году, во время реставрации отеля Моро. В подвальных помещениях старинного здания обнаружили более трёх с половиной сотен обломков средневековых скульптур, в том числе головы всех царей. В настоящее время они находятся в музее Клюни. По этим фрагментам, в частности по раскраске лиц (красные губы, розоватые щеки, черные брови), можно заключить, что средневековые статуи были полихромными. Лица древнеиудейских царей проработаны до мельчайших деталей, вплоть до «гусиных лапок» у висков. Несмотря на серьезные повреждения, памятники раннеготической скульптуры не потеряли индивидуальности и одухотворенности своих образов.
История сюжета.
В основе сюжета Галереи ветхозаветных царей («Древа Иессеева») лежит текст пророчества Исаии о грядущем Боговоплощении: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произойдет от корня его; и почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1–2), а также ряд ветхозаветных пророчеств, объединённых темой пришествия Христа в мир и его спасительного служения.
Изображения родословия Иисуса Христа известны и в западном, и восточном христианском искусстве начиная с IX века. Специалисты полагают, что этот образ первоначально сложился на Западе. Основой для подобного сюжета, по мнению исследователей, могли послужить не только сами библейские сцены, но и литургические тексты. Пророчество Исаии, положенное в основу «Древа Иессеева», не только указывает на грядущее явление Мессии, но и разъясняет смысл Его спасительного служения как благого действия Премудрости в мире. Композиция Галереи ветхозаветных царей («Древа Иессеева») излагает историю Боговоплощения и трактует ее как часть предвечного замысла.
Автор текста: Марина Румянцева.