Гадалка - Врубель Михаил Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Не секрет, что Врубеля всегда притягивали загадочные образы, находящиеся на грани двух миров - реального и мира таинственного, находящегося за гранью привычного понимания. Центром композиции картины «Гадалка» становится фигура девушки, вероятно цыганки. Во внешности героини чувствуется необузданное дикое и даже хищное начало. Короткие волосы выдают властную, сильную и независимую натуру. О том же говорит и язык тела натурщицы. Притворная мягкость положения туловища противопоставлена рукам, принявшим уверенную позу. Девушка сидит на полу в богатой обстановке - ее окружают роскошные ковры. Народу цыган всегда приписывали магические способности. Поэтому, Врубель в руки девушки вложил карты. Чтобы усилить эффект, гадалка держит таинственный пиковый туз, предвещающий удар судьбы или дальнюю дорогу, полной опасности и трудностей. Женщина, однако, не смотрит на карты. Ее рассеянный взгляд обращен чуть вправо. Глядя мимо зрителя, словно пророчица, она проникает в неведомое для других будущее человека.
Розовый шарф на плечах гадалки скорее добавляет хитрости и коварства образу таинственной и непредсказуемой незнакомки. Благородно и сдержанно мерцают переливы шелковой ткани на фоне тусклого приглушенного в цвете ковра. Спор света и тени на контрастно освещенном лице усиливает драматизм и остроту ощущения образа. Невольно задаешься вопросом о том, какие силы помогают этой девушке заглядывать в будущее? И какую цену заплатит тот, кто рискнёт приоткрыть завесу над своим будущим?
История создания.
Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году. Особенно его вдохновила излюбленная в символизме тема рока, предопределенности судьбы. Художник Коровин рассказывал о возникновении картины: «Все шумели, говор, игра в карты, спор. Михаил Александрович... спал. Наутро он написал с какой-то дамы, с которой познакомился накануне, портрет ее с игральными картами». Картина была создана поверх заказанного Врубелю портрета промышленника Николая Мамонтова. По воспоминаниям Николая Прахова, пришедшему позировать Мамонтову художник заявил: «Не могу больше писать ваш портрет, осточертел он мне».
«Гадалка» Врубеля — это символ роковой женщины. В ней есть обаяние красоты, естественность и в то же время некая пугающая загадочность. Картина написана на холсте с темно-серым грунтом легким и длинным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины. «Гадалка» близка по композиции к знаменитой киевской «Девочке на фоне персидского ковра», написанной художником девятью годами ранее, но ее утонченная живопись менее материальна.
Отношение автора к вере.
«Искусство — вот наша религия», — как-то заметил Михаил Александрович Врубель. Пожалуй, в той фразе заключается духовная трагедия самого живописца, отдавшего всего себя служению творчеству, потеряв на определенном этапе связь с самим Творцом.
Талант Врубеля проявил себя довольно рано, еще в детстве Михаил чувствовал, что имеет живописный дар, который способен выразить то, что находится за гранью видимого. Сталкиваясь с реалиями мира, будучи не в силах вынести грязь, жестокость и несовершенство, а также желая укрыться от пугающей действительности, художник тянулся к тому, что трогает и волнует душу. Однако все больше уходил в древность, сказку, мистику.
Несмотря на то, что художник писал иконы, расписывал соборы, храм для него был, прежде всего, храмом искусства. Его влекло не столько религиозное чувство, сколько масштабность и монументальность церквей. Нередко художник сам сокрушался о том, что не испытывает того светлого религиозного чувства искренне верующего человека, какое могло бы осветить его надломленную сомнениями душу. С одной стороны, Врубель стремился к познанию истины, с другой - никак не мог к ней приблизиться, словно те мистические темы, которые завладели его сознанием, не давали мастеру встать на путь осознания христианского пути. В дальнейшем осмысление образа темных сил переросло в страшную зависимость и душевную болезнь, излечить которую до конца художник так и не смог.
Биография.
Михаил Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.
Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).
Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).
С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.
Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.