Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Церковь названа во имя Преображения Господня. Однажды Христос взял учеников Своих на гору Фавор и там преобразился перед ними - просиял светом.
Известный византийский изограф Феофан Грек расписал фресками более 40 храмов во всем мире, но до наших дней сохранился только один. Это церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Храм был построен в 1374, а расписан в 1378 году. Церковь эта - явление уникальное. Она связана не только с непостижимым гением Феофана Грека, но и с чудотворной иконой Знамения Божией Матери.
Лучше всего фрески сохранились на хорах, в Троицком приделе. Скорее всего, это была личная молельня заказчика храма, новгородского боярина Василия Даниловича Машкова. И главный образ здесь - Троица Ветхозаветная. Средний ангел (всегда прообразует Христа - вторую Ипостась Троицы) покрывает Своими крылами все пространство и всех предстоящих. В левой руке свиток, правая благословляет блюдо с головой жертвенного тельца - прообраз жертвы Христовой. Сарра и Авраам (фигура Авраама утрачена) прислуживают Трем Ангелам.
В этом же приделе, над аркой входа, изображение Богоматери Воплощение и Архангела Гавриила. Это напоминание о чудотворной иконе Знамения, некогда спасшей Новгород. Богородица вписана в 8-конечную звезду. Восемь - знак бесконечности, это начало Нового Дня (стоящего не в ряду семи дней творения), дня воскресения, преображения всей твари. Руки Богоматери подняты в молении. Она предстоит пред Сыном в молитве за каждого входящего. Поднятые руки - жест молитвы и жест принятия. Принимаю и отдаю. На лоне Богоматери Младенец- Христос - воплощенное Слово. ( «И Слово плоть бысть...»).
По стенам камеры расположены столпники и пустынники. Здесь - торжество фаворского света. Свет - белые молнии - на ладонях, пальцах, одежде... Глаза, созерцающие Бога, наполнены нетварным светом.
Фигура Макария Египетского, как будто объята белым пламенем. Тонкие ладони раскрыты в жесте принятия благодати, открытости Богу. Глаз практически не видно, они не смотрит на внешний мир. Святой уже во Христе, в Его свете. Макарий Египетский - образ уникальный. Ничего подобного не встречается ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Изображение человека, полностью преобразившегося в свет.
Кроме Троицкой камеры, фрески хорошо сохранились в куполе церкви.
Над храмовым пространством господствует невероятной силы образ Христа - Вседержителя. «Бог наш есть огнь поядающий...». Белый и охра - цвета неба и земли. Лик Христа взирает на нас из глубин Небес. На охристом фоне молнии белильных бликов - Божественных энергий - пронзают плоть мира, преображают то, что может быть преображено. Сжигают то, что обречено огню.
Краски Феофана, вся манера его росписи - это язык, которым он передает действие Божественных энергий в мире.
Пантократор (Вседержитель) изображен в окружении ангельских сил - архангелов, херувимов и серафимов. Ниже, в барабане, размещены ветхозаветные праотцы, праведники и пророки, олицетворяющие собой весь человеческий род. И будто их уста произносят молитву за тех, кто еще «в оковах», в искушениях и бедах этой жизни. Текст молитвы (псалом 101) окружает образ Спасителя: «Господь с Небеси на Землю призре, услышите воздыхания окованных, разрешите сыны умерщвленных...».
История образа.
Фреска - это письмо водяными красками по сырой штукатурке. Краски высыхают и образуют тонкую кальцитную пленку, которая очень прочная и долговечная. Собственно, ей не страшно время. Уничтожить ее можно только физически. Поэтому и художник, работающий над фреской должен быть точным: исправить неверное движение невозможно.
Про праздник Преображения Господня чудесно сказал Б.Пастернак: «Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора» ... Свет, преображающий мир, изменяющий падшее человеческое естество. У Феофана Грека этот свет - везде. Смертного естества, плоти уже нет. Свет идет изнутри, мерцает на кончиках пальцев, на ладонях, струится с волос и одежд, льется из глаз. Свет исходит не от наружного источника, а изнутри. Светом становится все и вся в соединении с Богом.
XIV век - время расцвета искусства Великого Новгорода. В это время расписывают и другие новгородские храмы: Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ковалеве. И каждая роспись неповторима, уникальна.
Мастера-изографы этого времени ясно видели мир, который писали. Он был для них открыт, ибо глубокая молитва отворяет Небеса и делает незримое зримым. Фрески Феофана Грека - это преображенный космос, в котором парят фигуры святых, и где царят законы Горнего мира.
Автор текста: Жарлова Ольга.