Опера «Флоридант» - Гендель Георг Фридрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Опера «Флоридант»
Опера «Флоридант»
Автор: Гендель Георг Фридрих
Произведение: «Misero amato Prence!» («Помилуй любимого Принца») – сцена Эльмиры и Флориданта
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: 1721 г.
Стиль:Опера
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Misero amato Prence!» («Помилуй любимого Принца») – сцена Эльмиры и Флориданта. Девушка – как оказалось, приемная дочь короля Персии, по его вероломному приказу принесла кубок с отравленным вином своему жениху принцу Флориданту в темницу. Флоридант по приказу тирана закован в цепи, а Эльмира, чтобы спасти его, должна выйти замуж за короля. Выяснилось, что король Персии убил родителей Эльмиры и разорил государство, дал ей в младенчестве другое имя и удочерил, а когда пришла пора ей стать женой принца Фракии, чтобы упрочить свое положение на престоле Персии, поступил так же вероломно. Девушка не выдерживает нравственной пытки, она любит Флориданта и решается выпить яд сама, чтобы спасти его. При этом Эльмира и принц молятся, призывая Всевышнего на помощь, и происходит чудо – приходит весть о том, что Эльмира законная наследница. Торжествует истина.

История создания.

«Флоридант» – опера, написанная Генделем на итальянское либретто Паоло Ролли. Впервые была исполнена в 1721 году в Королевском театре Лондона и получила большое признание. Впоследствии ставилась много раз с лучшими солистами того времени. Интересный сюжет оперы – династическая борьба за власть, коварство и хитросплетения, побежденные силой любви и благородства – собрал множество хвалебных отзывов. Сегодня интерес к опере возродился с новой силой, и ее постановки отличаются красочностью. Также существуют очень хорошие записи.

Отношение автора к вере.

Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.

С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.

Биография.

Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.

В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.

В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.

Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Recitativo

Elmira

Misero amato Prence! Odi non mai

più intensa tiranna crudeltà!

Vuol l’empio Oronte, ch’io stessa,

io stessa a te, cor del cor mio,

porti la morte in questo nappo.

Floridante

Oh cara soave morte!

oh troppo a te crudele, troppo

pietoso a me, fiero tiranno!

Candida man, lascia ch’io stempri

in baci su te il cor mio! Tu dolce

puoi far morte.

Elmira

Si vieni, si t’appressa, e mira,

oh caro, l’ultima prova d’un amor fedele!

Floridante

Qui m’arrestano il piè l’aspre ritorte;

deh! Vieni, oh morte cara!

Elmira

A me vien morte, contenta

innanzi a tuoi pietosi sguardi.

Floridante

Oh Dei! Che pensi far?

Elmira

Lieta, mio bene, da tuoi cari sospiri

accompagnata…

Floridante

Ah per pietà, spezzatevi,

tenaci mie catene!

Elmira

Prima di te vogl’io…

Floridanre

Ah Numi! Ah no!

Elmira

Bever la morte; addio!

Речитатив

Элмира

Помилуй Боже, любимого Принца!

Ты никогда не возненавидишь

более сильно жестокого тирана!

Это нечестивый Оронт, который я сама,

я сама тебе, сердце – дорогой мой,

принесла смерть в этом напитке.

Флоридант

О, Боже мой, учтивая смерть!

о слишком к тебе жестока, слишком

жалко мне, о, гордый тиран!

Откровенный человек, оставь меня в покое.

на тебе мой жребий счастья! Ты милая

ты не можешь умереть.

Элмира

О, дорогой, последнее испытание верной любви!

Флоридант

Здесь меня останавливают

Боже! Иди сюда, О Смерть, дорогая!

Элмира

Мне приходит смерть, довольно,

предстану перед твоими милостивыми взглядами.

Флоридант

О, Боже! Что ты делаешь?

Элмира

Рада, о, Боже мой, от ваших близких вздохов

Флоридант

О, смилуйся…

крепки мои цепи!

Элмира

За тебя я хочу…(готовится выпить яд, предназначенный принцу Флориданту)

Флоридант

Боже! Нет!

Элмира

Близка смерть; прощай!

Оставить комментарий