Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Фантазия для фортепиано «Скиталец» ярко выделяется среди других сочинений Франца Шуберта своей грандиозностью, масштабностью и виртуозной направленностью. Фантазия насыщена разнообразным тематическим материалом и в ней совершенно по-новому решена проблема формообразования. «Скиталец» во многом предвосхитил жанр симфонической поэмы, это выражается в психологической насыщенности, программности и, в присущем поэме, сочетании сонатности и вариационности.Композитор хотел передать чувства человека,вынужденного быть скитальцем(странником) в этом не всегда дружелюбном мире - эта тема перекликается со строками псалмов Давида.
В качестве основной темы Adagio «Фантазии», Шуберт использовал тему своей песни, сочиненной в 1816 году. Эта песня наполнена мрачными и темными элегичными настроениями, чем произвела сильное впечатление на современников и близких композитора. Как отмечают авторы, ни одна из песен Шуберта не была так широко распространена.
«Фантазия» одночастна, однако в ней можно выделить несколько разделов, отражающих склонность автора к классическому сонатному циклу. Это Allegro con fuoco, Adagio, Presto scherzo и Финал Allegro. Сочинение одновременно сохраняет черты цикла и преодолевает его.
Первая часть Allegro con fuoco является сонатно-симфоническим элементом произведения. Вторая часть Adagio представляет тему песни с последующим вариационным развитием. Здесь используется прием трансформации темы и фигурационного обрамления. Прекрасная шубертовская мелодия отличается особенной глубокой красотой и гармоничностью.
Третья часть Presto scherzo является своеобразной репризой первой части. Здесь присутствует и тематическое и структурное подобие. Обе эти части оттеняют более устойчивые вторую часть и финал Allegro.
Композитор трансформировал традиционную форму фантазии, не имеющую ничего общего с пониманием концертной фантазии-парафразы.
История создания.
В 1816 году Франц Шуберт написал песню на стихотворение Георга Филиппа Шмидта «Вечерняя песнь чужестранца». Позже, в 1822 году была опубликована статья «О песнях Шуберта», в которой говорилось о песне «Скиталец», как об известном сочинении автора.
В этом же году Шуберт принимается за одноименное сочинение, Фантазию «Скиталец». Осенью 1822 года произведение было завершено. Этот год был очень плодотворен для композитора, ведь в это же время Шуберт завершил свою известнейшую «Неоконченную симфонию».
Отношение автора к вере.
Наследие духовной музыки, написанной Францем Шубертом, чрезвычайно велико. Глубокая вера, восхищение природой и созданиями Божьими угадывается во многих произведениях композитора -свидетельство Ансельма Хюттенбреннера, близкого друга композитора, подтверждает то, что «Шуберт был набожным и твердо верил в Бога и бессмертие души…».
Интересные и глубокие мысли можно найти в дневниковой записи композитора: «С верой вступает человек в мир, она появляется гораздо раньше разума и знаний, ибо для того, чтобы что-нибудь понять, я должен чему-нибудь верить…Разум ни что иное, как анализированная вера».
В дневниковых записях не раз упоминается образ Христа, к которому композитор относился с глубоким уважением, почтением и любовью.
Весь облик Шуберта был олицетворением скромности, простоты и глубины. Его чистые и светлые мелодии так прекрасны, что не раз назывались «даром Божьим». «Его научил сам Бог» писал про талант и глубину музыки Шуберта В. Ружичке. Й. Шпаун писал, что «скромность Шуберта была безгранична…». Он довольствовался малым, но ему была необходима свобода и независимость.
Биография.
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в пригороде Вены в семье учителя приходской школы. Франц очень рано проявил свои музыкальные способности. Отец учил его играть на скрипке, а брат на фортепиано.
В 11-летнем возрасте мальчика приняли в столичную певческую капеллу. До 1816 года Шуберт учился у А. Сальери композиции и контрапункту. В период с 1810-1813 гг. Шуберт создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу.
Первый серьезный успех принесла композитору баллада на стихи И. В. Гёте «Лесной царь». Основой творчества композитора стало вокальное творчество. Им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
Также композитор уделял особое внимание написанию сочинений для фортепиано. Он написал 23 сонаты для фортепиано, Фантазия «Скиталец», «Музыкальные моменты» и другие сочинения. Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, трио и другие сочинения.
В 1823 году Шуберт стал почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Последним его сочинением был вокальный цикл «Зимний путь». 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года, композитор ушел из жизни.
Автор текста: Мурзакова Елена.