Евангелие от Матфея. Глава 6.

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Матфея. Глава 6.

Эпизод в Библии:

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

Мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея на библейском портале «Экзегет» и сегодня с Божьей помощью приступаем к изучению шестой главы.

Первая тема – с первого по четвертый стих – о том, что нельзя творить милостыню напоказ.

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф. 6:1)

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Мф. 6:2)

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, (Мф. 6:3)

чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4).

Когда милостыня творится напоказ, это не уподобляет человека Богу. Бог ежедневно изливает Свои милости на все творение. Он заботится о пропитании огромного количества людей, а также птиц небесных, зверей полевых, рыб морских и речных. Но Бог никогда не изливает Свои милости напоказ. Он действует как бы сокрытием Своего лика. И мы уподобляемся Создателю, когда делаем добрые дела не напоказ, не для того, чтобы нас прославляли люди, а творим милость ради самой милости.

И в Священном Писании есть слово «хесед», которое с древнееврейского переводится как милостыня. Имеется ввиду милостыня, которая творится, не подразумевая, что за этот милосердный акт последует какая-то отдача. Если угодно, это беспричинная милость, которая не ищет своего, каких-то выгодных преимуществ. Добро ради добра, а не ради достижения каких-то целей, не из каких-то стратегических соображений.

Молиться напоказ – это также неправильно. И Христос говорит:

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц (выражение «на углах улиц» означает, что одна и другая улица видят, как ты совершаешь свою молитву), останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (иными словами, цель подобной молитвы – не обращение к Богу, а показуха перед людьми). Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5).

Люди, которые молятся и творят милостыню напоказ, уже получают одобрение от очень многих людей. Но что их ждет на небесах? А тот, кто в Боге богатеет, копит сокровище на небесах, не потерпит никакого банкротства, так как эти сокровища никогда не девальвируются.

И Христос говорит:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою (Святые отцы говорят: твоя комната – это мир твоей души) и, затворив дверь твою (у нас есть несколько дверей: это наши глаза, через которые свет проникает в душу, уши, через которые звуки достигают нашего сознания; когда мы молимся, мы все это затворяем), помолись Отцу твоему, Который втайне (Бог действует втайне, изливая милости Свои); и Отец твой, видящий тайное (видящий, что ты уподобляешься Ему), воздаст тебе явно. (Мф. 6:6)

А молясь, не говорите лишнего, как язычники (они часто пребывали в такой мантрической непрерывной молитве), ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; (Мф. 6:7)

не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8).

И, более того, в своих Посланиях Павел пишет, что мы не знаем, как молиться, не знаем, о чем просить Бога, но Сам Дух Святой, когда мы проявляем смирение, начинает молиться в нашей душе, в действиях, в воздыхании неизреченного, сообщая нам правильный настрой для чистой молитвы.

Одна пожилая женщина, прочитав слова о том, что следует зайти в дом свой и помолиться Отцу Небесному втайне, сказала: «У меня в квартире нет такой комнаты, где я могла бы уединиться». Она живет в очень стесненных обстоятельствах, среди неверующих женщин и мужчин. И эта женщина не знала, как ей сосредоточиться на молитве. Тогда я посоветовал ей вспомнить о том, как Святые апостолы были брошены в темницу, и оказались там в окружении уголовников, но наступало время молитвы, и они начинали петь псалмы, и заключенные слушали их. Действительно, умение избежать самовыпячивания, самогордыни – это то, что делает нас смиренными, то есть способными принять благодать Божью. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Под «лишними» словами во время молитвы подразумеваются ситуации, когда мы просим у Бога одно, другое, третье, четвертое, сами не понимая, а нужно ли нам то, что мы просим. И иногда люди даже обижаются на Бога. Они так и говорят: «Я просил, а Бог мне не дал». Но Бог лучше нас знает, в чем мы имеем нужду, а что послужит нам во вред. Как говорит апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6.12).

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!»

Христос дает нам молитву, которая начинается словами «Отче наш». Не «Отче мой», а «Отче наш». На это обращает внимание священномученик Киприан. То есть в самой молитве, которая является таким интимным моментом нашей жизни, когда мы затворяем двери своего сердца, отгораживаемся от мира и молимся, мы должны чувствовать соборную ответственность друг за друга. Отче наш. Не мой, а наш.

«Сущий на небесах». Что значит «Сущий на небесах»? Разве Бога нету на земле? Разве в Библии не сказано (это слово Бога): «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23.24). Эти слова: «Сущий на небесах» означают, что, хотя Господь действительно наполняет небо и землю, так как вездесущ, Он в то же время бесконечно превознесен над всем творением. Несмотря на то, что Бог присутствует везде, Он нигде не соединен с материальным миром. Бог по отношению к тварному миру подобен горшечнику по отношению к горшкам, которые он делает своими руками.

«Да святится имя Твое» (Мф. 6:9).

Здесь сразу возникает вопрос: а как мы можем святить Имя Божие? Что мы можем прибавить к Славе Божией? И почему Христос говорит: «Ищите Царствия Божия и славы его»? Имя Божие должно святиться в твоей и в моей жизни, когда по нам начинают судить о нашей вере. И в зависимости от того, как мы поступаем, Имя Божие или прославляется, или хулится из-за нас у язычников. Как мы уже читали ранее: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного» (Мф. 5:16).

«Да святится имя Твое» – то есть в твоей и моей жизни.

«Да приидет Царствие Твое».

Этими словами мы просим Создателя, чтобы, рано или поздно, абсолютный теократический порядок восторжествовал, как на небе, так и на земле.

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

Здесь святитель Филарет (Дроздов) задает вопрос: «А как на небе?». И сам отвечает на этот вопрос: «На небе мятеж против Бога был подавлен, и мятежные ангелы (демоны и бесы) сброшены в пространство между небом и землей». И когда мы произносим слова молитвы Господней, а именно так она называется, и просим Бога, чтобы Его воля, Его Царствие были и на земли, яко на небеси, мы уповаем на то, что однажды воля Бога и Его Царство, Царство Христа Царя, восторжествовали бы над всем творением. И это произойдет, когда будут новая земля, новое небо и Новый Иерусалим, город, сходящий от Бога, и Сам Христос своим присутствием будет освящать весь мир.

И далее:

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11).

В отношении этого стиха Святые отцы немногоо разнятся в своих комментариях. Такие западные богословы, как Киприан Карфагенский, Блаженный Августин и другие говорят, что насущный хлеб – это евхаристический хлеб, Святое Причастие, то, что Христос сказал о Себе: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). То есть, мы просим Господа, чтобы насущный хлеб Он подавал нам на каждый день. Но разве христианин может причащаться каждый день? Конечно, нет. Но он должен жить так, как будто этот день проживается им перед Причастием. А накануне Евхаристии даже самый ленивый христианин не позволяет себе делать то, что он делает обычно. Мы должны каждое мгновение нашей жизни посвящать Богу, жить как бы в Его присутствии. Это и означает «ходить перед Богом». Как сказано о Ное: «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9); как сказано о Енохе: «Енох ходил пред Богом» (Быт. 5:24), и «Бог взял его» (Быт. 5:24); Авраам ходил пред Богом (см. Быт. 17:1). Ходить пред Богом означает помнить, что над тобою Око Видящее, Ухо Слышащее, и книга, в которую записываются все твои деяния.

Восточные отцы говорили так: хлеб насущный (мы видим это у Златоуста и у Блаженного Феофилакта) – это и хлеб для тела (тот материальный хлеб, которым мы должны питаться), и хлеб для души (это и Святое Причастие, и Слово Божие, Евангельские глаголы – те самые, в которых сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)).

И далее:

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).

Эта тема проходит через всю Нагорную проповедь – мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой и того, как Бог отнесется к нам. И когда мы произносим слова молитвы Господней, мы сами просим об этом Бога: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И мы должны прощать, потому что сами нуждаемся в прощении.

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

Разве Бог кого-то вводит в искушение? Конечно, нет. В Писании сказано: «Бог…не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1. 13,14).

О чем же мы просим Господа этими словами: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»? Мы просим Его о том, чтобы нам не были попущены испытания и искушения сверх наших сил. И в Писании со всей категоричностью говорится: Бог не посылает человеку искушений, испытаний сверх его сил, но в самом испытании Он дает человеку и некое облегчение. Мы знаем, что такие угодники Божии, как Авраам, Моисей, Давид подвергались искушениям. То есть Бог посылал им испытания. Но с какой целью Бог делает это, даже попуская лукавому подходить к нам? Вовсе не для того чтобы нас проэкзаменовать, перепроверить, искусить. В глазах Бога мы абсолютно прозрачны. Если Бог попускает нам это, то лишь с одной целью – усовершенствовать нас. И некоторые Отцы выразили эту мысль словами: «Если бы не было искушений, никто бы не спасся». Ведь без искушений, которые попускает нам Господь, мы бы не поняли опасности того состояния, в котором реально пребываем.

И далее провозглашается:

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:13).

Почему такое как бы обобщение, как бы итог подводится таким образом. Христос как бы говорит: «Если ты думаешь, что у тебя не хватит сил, знай, что есть над тобою Царь, у которого и сила, и слава, и Он во веки веков твой Царь, Он истинно заботливый Владыка над каждым человеком».

И далее Христос развивает тему в Нагорной проповеди о прощении:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», (Мф. 6:14)

а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15).

Здесь Христос как бы обобщает эту ситуацию. Он прямо показывает, что мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам.

Итак, мы читали о том, что нельзя молиться и творить милостыню напоказ. Далее Христос говорит о том, что нельзя поститься напоказ:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Мф. 6:16)

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, (Мф. 6:17)

чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:18).

Главная цель поста – это покаяние, то есть такое всецелое исправление человека, которое делает его угодным Богу. Это действие, которое должно совершаться не пред людьми, но пред Богом.

Далее Христос говорит об опасности, подстерегающей тех, которые стремятся лишь к земным благам, не думая о благах небесных:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф. 6:19).

А мы можем добавить: инфляция все обесценивает.

«Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, (Мф. 6:20)

ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

В Боге богатейте – так понимали эти слова наставники нашей веры. Богатеть в Боге – это творить добро во имя Христа и будучи движимым любовью Христа.

Далее говорится:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто (то есть, если ты смотришь на ближних с чистым намерением), то все тело твое будет светло; (Мф. 6:22)

если же око твое будет худо (ты смотришь на ближнего с дурным намерением), то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23).

Здесь Христос как бы говорит: если мы, верующие, иногда позволяем себе смотреть дурным оком на других людей, и это тьма, то какова же подлинная тьма? Какими же очами смотрят на мир неверующие люди? Можно лишь содрогнуться перед их подобным состоянием.

Далее Христос говорит о необходимости выстраивать в жизни правильные приоритеты и определять – что должно стоять на первом месте, а что на втором:

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Действительно, служение Творцу и служение богатству, поиск каких-то гедонистических наслаждений, переживаний – это несовместимые вещи. И человек должен выстраивать правильную иерархию ценностей: что действительно имеет важнейшее значение в его жизни, а что второстепенно, а что, может быть, и не должно даже произноситься среди верующих христиан.

И далее Христос говорит о том, что не следует заботиться о завтрашнем дне, ведь мы даже не знаем: а есть ли у нас этот завтрашний день? Многие христиане живут на перспективу. Некоторые рассуждают сами в себе: «Вот начнется Великий пост, мы будем молиться, посещать храм, читать Священное Писание». Пост наступает, перемен никаких нету. Человек ждет Страстную седмицу: «Вот тогда я буду все строго соблюдать». Наступает Страстная седмица, ничего не меняется. Мы не можем жить на перспективу. Мы сегодня, сейчас, теперь должны быть христианами.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25)

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26)

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27)

Я читал в одной книге: умирала жена очень богатого американца, миллиардера, и на смертном одре она попросила, чтобы ей принесли любимое платье. И она так сжала кусочек этого платья в своих руках, что после смерти ее тело стало как бы неподвижным, окостенелым. Этот кусочек обрезали, и она унесла его с собой. Женщина, у которой были гардеробы и гардеробы. Действительно, человек наг приходит в этот мир и наг его покидает.

И Христос говорит:

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; (Мф. 6:28)

но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; (Мф. 6:29)

если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:30)

Итак не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?” (Мф. 6:31)

потому что всего этого ищут язычники (которые живут на перспективу, не задумываясь о ценности настоящего времени: кто ты сегодня, кто ты сейчас), и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. (Мф. 6:32)

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

То есть, необходимо выстроить правильную иерархию ценностей: что на первом месте, что на втором, на третьем, на четвертом и т. д.

И последние слова сегодняшней главы:

«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

Наше настоящее, как и наше прошлое, и наше завтрашнее будущее – все находится в руках Бога, и все мы принимаем как из рук Его. От нас требуется искать Царствия Божия и славы Его, а все остальное приложится.

Оставить комментарий