Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Портал "Экзегет.ру" представляет. Читаем Евангелие от Матфея – главу за главой. Глава вторая.
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". (Мф. 2:1-6)
Вторая глава повествует нам о событиях, последовавших тотчас по Рождестве Христовом. Здесь мы видим, что с востока приходят волхвы, которые желают поклониться царю иудейскому. Греческий термин "μάγος", стоящий в тексте, соответствует персидскому слову "маг".
Магами были жрецы персидской или вавилонской религии, которые часто бывали служителями при царских дворах. Иногда сами маги (волхвы) становились царями, правителями народа. Часто эти люди обладали хорошими знаниями в математике и астрономии – они приходят, потому что уверены, что царь иудейский родился.
Помимо того, что они были звездочетами, исследователи не исключают, что волхвы были потомками жрецов вавилонских, над которыми некогда был поставлен пророк Даниил. Он должен был посеять семена истины среди своих подчиненных, более внятно, подробно, конкретно объяснив те важнейшие мессианские пророчества, которые мы находим в Книге пророка Даниила. Центральным здесь является пророчество о семидесяти седминах, где имеется точная хронологическая координата, от которой нужно отчитывать время – это издание указа о восстановлении Иерусалима.
Когда жрецы приходят в Иерусалим, чтобы поклониться, весь город встревожился:
"Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним". (Мф. 2:3)
Волхвы были очень знатные и почетные люди, не говоря уже о том, что они могли быть царями вавилонскими. Протоиерей Александр Горский, говорит, что, возможно, вся эта процессия включала до ста человек, включая конские подводы. Горожане встревожились, потому что понимали, что весть о родившемся Царе ничего доброго им принести не может.
Царь Ирод ревностно отслеживал всякого покушающегося на его трон и уничтожал самыми зверскими способами. "Иудейская история" Иосифа Флавия говорит нам о том, что по этой причине Ирод уничтожил двух своих сыновей и даже любимую жену Мариамну, которая была иудейкой.
Ирод собирает всех первосвященников и книжников - иудейский синедрион. Он спрашивает у них не так, как спросили волхвы: "Где царь родился Иудейский?". Ирод спрашивает: "Где Христос рождается?" Для Ирода очевидно, что родившийся царь есть Христос. Ему отвечают:
"В Вифлееме Иудейском". (Мф. 2:5)
Дальше цитируется пророчество из Книги пророка Михея о том, что истинный Мессия должен прийти из Вифлеема - города, где когда-то жил Давид. Именно благодаря этому один из титулов Мессии - сын Давидов.
"Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою". (Мф. 2:7-11)
У царя Ирода созрели очень страшные планы о том, как уничтожить родившегося Младенца - Мессию, будущего Царя. Он выведывает у волхвов время появления звезды, чтобы узнать, какой примерно возраст у родившегося Младенца.
Выходя от Ирода, волхвы увидели в небе ту же звезду, которую видели на Востоке. Они возрадовались, потому что поняли, что это знамение свыше для них о том, истинный Мессия действительно родился - звезда указала им место, где находился Младенец с Матерью Его.
Каким образом это могло произойти, сказать сложно, но многие толкователи говорят о том, что под видом звезды действовала ангельская сила, которая и указала дом. Надо сказать, что в древности мнения толкователей разделялись относительно того, что представляла собой звезда.
Священномученик Игнатий Антиохийский и Ориген считали, что это была комета. Такие святые отцы как святители Василий Великий и Григорий Богослов полагали, что это была новая звезда, появившаяся на небе. Святитель Иоанн Златоуст говорит о невидимой ангельской силе.
Астрономом и физик. Кеплером пишет, что в 1603-1604 году на небе появилась звезда необычайной величины, которую можно было видеть даже днем. Появление этой звезды сопровождалось так называемым парадом звезд - в одну точку сошлись орбиты Марса, Юпитера, Сатурна. Это событие дало повод Кеплеру подумать: не было ли нечто подобное в тот момент, когда Христос родился? Расчеты Кеплера дали достаточно точный результат, что где-то за шесть лет до нашего летоисчисления от Рождества Христова должно было быть нечто подобное.
Скорее же всего, звезда, о которой говорит Священное Писание, была чудом. Величайшему чуду Боговоплощения служили малые чудеса, в том числе и появление звезды. Далее говорится:
Волхвы, "открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Мф. 2:11)
Золото приносится Ему, как Царю, ладан - как Священнику, а смирна - как Человеку, имеющему вкусить смерть. Смирна - изготовлялась путем вываривания маслянистой жидкости с бальзамическими веществами, что использовалось для умащения покойников, чтобы предотвращать или замедлять процесс гниения в жарком климате Ближнего Востока.
Эти три дара, принесенные Младенцу Иисусу, свидетельствовали о том, что Он и Царь, и Первосвященник, и истинный Человек. Именно с такими дарами как золото, ладан и смирна на Востоке в древности подданные являлись перед своими царями, если хотели попасть к ним на прием - это были необходимые атрибуты, без которых они не могли прийти к царю. Уже в самом принесении этих даров свидетельствуется, что они пришли к Иисусу как к царю.
Волхвы получают во сне откровение не возвращаться к Ироду, а иным путем возвратиться в свою страну. Им было очевидно злое намерение Ирода - можно было не получать откровения, чтобы догадаться?
В древности обещание царю считалось клятвой, нарушение которой приравнивалось к смертному греху. Совесть волхвов приходит в смущение: как быть? Откровение нужно, чтобы снять с их совести ответственность за обещание. Нечто подобное происходит и с Иосифом, который тоже был, наверно, в большом смущении - как ему быть? Он тоже понимает, что Ирод медлить не будет.
"Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его". (Мф. 2:13)
Мы видим, что Ангел заповедует Иосифу не просто идти, а бегом покинуть пределы, где правил Ирод, чтобы оказаться в спокойном месте. До границ Египта от Вифлеема было примерно 42 часа пешего пути. Если очень спешить, то достигнуть границ Египта можно было быстрее.
Мы читаем, что Иосиф убежал в Египет и пробыл там до того момента, пока Ирод не умер. На какие средства жил Иосиф в Египте? Иудейская диаспора в Египте была не малой, а Иосиф имел, наверно, много знакомых и родственников, которые могли приютить на первое время.
Та часть золота, которая была принесена Младенцу Иисусу волхвами, тоже могла выступить определенным гарантом того, что первое время святое семейство сможет покупать хлеб и все необходимое для жизни в Египте.
"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". (Мф. 2:16-18)
Здесь Священное Писание согласно с теми свидетельствами об Ироде Великом, которые мы находим у древних. Иосиф Флавий и некоторые другие римские историки тоже упоминали о злонравии Ирода – о том, что он убивал даже родных детей, что вполне соответствует тому, что все дети в Вифлееме от двух лет и меньше были умерщвлены. Евангелист Матфей приводит пророчество:
"Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться…". (Мф. 2:17)
Церковное Предание говорит о четырнадцати тысячах умерщвленных младенцев. Но никакая нормальная мать или отец под нож или кинжал просто так своего младенца не положит. И мы понимаем, какое страшное событие произошло тогда в Вифлееме и его окрестностях.
Иосиф Флавий не упоминает об этом событии, как будто его не было. Иудейский историк молчит об избиении младенцев, ибо был фарисеем - ждал мессию славного, богатого, красивого, который должен был прийти и освободить иудейский народ от политической и экономической зависимости. Упоминание Иосифа Флавия об этом событии в Вифлееме убедительно свидетельствовало бы о том, что все-таки Мессия точно пришел, коль Ирод великий поступил таким страшным, экстраординарным образом.
"По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется". (Мф. 2:19-23)
Мы видим, что Ангел дает откровение Иосифу о том, что "умерли искавшие души Младенца". Во множественном числе стоит слово "искавшие". Это значит, что не только Ирод хотел убить Младенца, но и кто-то еще.
Помимо придворных Ирода, это мог быть Антипатр - сын Ирода Великого, которого он незадолго до своей кончины умертвил, узнав, что тот готовит покушение на отца - хочет занять царский престол.
Иосиф "взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти" (Мф. 2:21)
Это говорит нам о желании Иосифа вернуться в Вифлеем. Почему? Наверно, для Иосифа и Девы Марии было понятным, что Мессия должен не только родиться, но и выйти на общественное служение из Вифлеема Иудейского. Но там царствовал тетрарх Архелай, который, возможно, был агрессивно настроен к Мессии. Иосиф пошел в пределы Галилейские, где правил Ирод Антипа - более миролюбивый, но очень хитрый правитель-тетрарх. Поселяется Иосиф в Назарете - это был его родной город. Благовещение случилось именно в Назарете.
"…Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется". (Мф. 2:23)
Для Евангелиста Матфея слово "Назорей" производится не от обряда назорейства, а именно от города - Назарет. Еще справедливей было бы написать, что он Назарянином наречется, как впоследствии и называли Иисуса очень многие.
Сложность этого места заключается в том, что нет пророческих писаний, которые бы четко обозначали, что Он "Назореем наречется". У древних святых отцов это место вызывало много различных рассуждений, толков. Одни полагали, что это из какой-то утерянной книги пророчества приводится Матфеем, другие говорили, что это устное предание, третьи видели это место у пророка Исайи - похожее слово ветвь ("нецер"), указывающее, что Иисус будет Назарянином.
"И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь [Назарей] произрастет от корня его…" (Ис. 11:1)
Эти рассуждения несостоятельны, ибо сказано: "реченное через пророков" - не один пророк должен был так сказать, а несколько или же все. Тогда это место можно понять так, что Назарет был призираемый иудеями город:
"Может ли из Назарета что-то доброе быть?". (Ин. 1:46)
Поселение Иисуса в Назарете можем считать как начало дела добровольного самоуничижения за грехи людей. Там Господь рос в бесславии - ортодоксальными иудеями Он как Назарянин глубоко презирался. По всей видимости, это общее самоуничижение за грехи людей, без детализации до степени выбора презираемого всеми города для проживания, имеет отражение в пророческих писаниях. Таких мест мы найдем достаточно много, и тогда все встает на свои места.
Пророки действительно говорили о том, что Господь будет иметь смиренный вид, придет в уничиженном виде, понесет за грехи людей бесславие и презрение со стороны очень многих.