Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
В 3 главе читаем об исцелениях Иисусом, о непростительном грехе хулы на Духа Святого, избрании 12 Апостолов и Матери и братьях Спасителя.
Комментирует Сергей Худиев.
«И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.» (Мк. 3:1-6)
Человек, имевший иссохшую руку, страдал каким-то хроническим заболеванием. Рука больного высохла и, очевидно, что его можно было исцелить днем раньше или днем позже. В этом не было острой необходимости. От срочности оказания помощи в данном случае не зависела жизнь человека. Фарисеи же наблюдали за Христом – не исцелит ли Он в субботу, с тем, чтобы обвинить Его в нарушении Закона. Занятия в субботу медицинской практикой рассматривались ими как труд, работа. И вот Иисус исцеляет этого человека.
«…Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали». (Мк. 3:4)
Суббота в понимании фарисеев это день, в который запрещено работать. В субботу верующий иудей скован различными формальными предписаниями. Для фарисеев суббота является источником власти и источником авторитета, так как именно у них спрашивают или уточняют: что считается работой в субботу, а что нет? Поставив себя в положение авторитетных толкователей Закона, они считают, что Иисус разрушает их сложившееся представление о том, как следует соблюдать Тору. По мнению фарисеев, исцелить больного можно днем раньше или днем позже. Поэтому исцеление в субботу с их точки зрения означает нарушение Закона. Иисус же спрашивает фарисеев о том, можно ли делать добро в субботу? Можно ли угодить Богу в субботу, исцелив этого человека?
И мы видим, что трагедия фарисеев заключается в полном отсутствии интереса к судьбе больного. Для них значимым является вопрос сохранения их привилегий, власти, статуса духовных учителей. Они молчат.
«И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.»(Мк. 3:5)
Фарисеям нет никакого дела до этого человека. Они остаются равнодушны к чудесному исцелению, которое совершается на их глазах. Их беспокоит вопрос сохранения их статуса учителей Израиля.
«Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его». (Мк. 3:6)
Иногда фарисеи и иродиане как-то сливаются в нашем восприятии. Между тем, это две очень разные религиозно-политические группы. Фарисеи – люди, посвятившие себя наиболее тщательному соблюдению Закона. Это самые религиозные люди тогдашней Иудеи, отнюдь не безбожники. Иродиане – это сторонники династии Иродов, у которых отношения с фарисеями были откровенно плохие. И мы видим в рассматриваемом эпизоде, как представители этих двух враждовавших друг с другом религиозно-политических групп, объединились против Иисуса Христа. Вчерашние враги оказались по одну сторону баррикад.
«Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из‐за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.» (Мк. 3:7-12)
Мы видим здесь, как люди ищут у Иисуса исцеления. Толпы народа и уврачевание болезней, которое исходит от Него – это знак присутствия спасающего Царства Божия. Увидев Иисуса, бесы падали пред Ним ниц, признавая , что Он – Сын Божий устами людей, в которых вселялись и которых они контролировали. Именно по этой причине, несчастные бесноватые люди демонстрировали осведомленность в духовной реальности. Они понимали, что Иисус – Сын Божий.
«И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов…» (Мк. 3:11-15)
Иисус призывает к Себе 12 учеников – апостолов. Число 12 сразу напоминает нам о двенадцати ветхозаветных патриархах. Мы видим, что Иисус создает Церковь как новый Израиль, новый Божий народ. Ветхозаветный Израиль основан на 12 патриархах, и Иисус строит Церковь на 12 апостолах. 12 – это одной из библейских чисел, символизирующих полноту. Иисус дает апостолом полномочия, Он посылает их на проповедь.
«И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; Поставил Симона, нарекши ему имя Петр,
Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»,
Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
и Иуду Искариотского, который и предал Его.» (Мк. 3:14-19)
Следует отметить, что в этом списке апостолов присутствуют очень разные люди. Например, Матфей был мытарем – чиновником, собиравшим подати для римлян. Симон Кананит – это «кинжальщик», по-русски говоря. Это зелот, говоря по-гречески, или «ревнитель». Террорист или партизан. Зелоты совершали нападения на римлян или, – чаще всего, – на сотрудничавших с римлянами иудеев. Это были борцы за национальную независимость, активно и охотно прибегавшие к вооруженному насилию. Наверное, в другом месте и в других обстоятельствах этот Симон Кананит мог бы просто зарезать мытаря Матфея как коллаборациониста – пособника римлян. И мы видим, как после начала апостольского служения, они вместе несут одну и ту же миссию. У них один и тот же Господь. Так, люди, которые должны были бы ненавидеть друг друга до того, как их призвал Христос, становятся основанием Церкви.
«Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.» (Мк. 3:20-22)
Об Иисусе распространяются разные слухи. Люди видят в Нем великого чудотворца, уникальную личность. Идет молва о том, что Он изгоняет бесов, исцеляет болезни. Однако, немало и тех, кто испытывают к Иисусу крайнюю враждебность. Они говорят, что Он вышел из Себя, сумасшедший. Книжники, пришедшие из Иерусалима (духовные авторитеты тогдашней Иудеи), утверждают, что Иисус имеет в себе веельзевула и творит чудеса, изгоняет бесов силою бесовского князя.
«И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.» (Мк. 3:23-27)
Иисус обращает внимание на нелепость их обвинений. Он говорит: «неужели вы не видите, что бесы изгоняются, а больные исцеляются? Царство сатаны таким образом терпит ущерб. Его разоряют. Или же вы предполагаете, что сатана восстал сам на себя? Но, в любом случае, его царству пришел конец.
«И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.» (Мк. 3:28-30)
Многие благочестивые читатели приходят в ужас, видя эти строки: не похулили ли они как-нибудь Святого Духа? Тому, кто сделает это, не будет прощения вовек! На самом деле, речь идет вовсе не о том, что человек может согрешить уже без возможности покаяния. Нет. Конечно, мы знаем из Священного Писания, что если человек раскаивается перед Богом в своих грехах, то он, несомненно, будет прощен. Более того, само по себе глубокое беспокойство об этом, «слезы» о грехах свидетельствуют о том, что нет, такой человек не отпал от Бога. Обеспокоенность человека своими отношениями с Богом – это признак того, что у него эти отношения с Богом есть. И этим он может утешиться.
О чем же в данном случае идет речь? О какой хуле на Духа Святого? Книжники – это люди, хорошо знающие Священное Писание. Они не могут сказать, что являются невежды, не понимают и говорят по незнанию. Нет. Будучи хорошо знакомыми с текстом Ветхого Завета, они понимают, каковы знамения пришествия Мессии, как должен выглядеть Христос, что он должен делать, в чем будет проявляться его приход. Например, предсказано, что Мессия будет совершать исцеления, что глаза слепых, и уши глухих отверзутся, язык немого будет петь. Иисус совершает именно эти исцеления. И любой человек, который знает Писание, понимает, что это предречённое пророками о Мессии.
Однако книжников это не устраивает. Они говорят, что Иисус творит чудеса силою веельзевула. Эти люди знают истину, открытую Богом в Священном Писании. Они не могут ее не знать. При этом они объявляют о том, что совершаемые Спасителем исцеления – от бесов. Книжники намеренно и упорно отвергают известную им истину. Именно в этом и состоит хула на Духа Святого. Зная из Священного Писания, что виденное ими есть действие Святого Духа, они объявляют это деяниями князя бесовского.
«Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.» (Мк. 3:30)
Книжники подлежат вечному осуждению, поскольку упорно и настойчиво отвергают известную им истину. Когда человек пребывает в таком состоянии, ему уже ничего не может помочь. Другое дело, что нам следует надеяться на сокрушение, покаяние и последующее прощение в отношении любого грешника.
«И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» (Мк. 3:31-35)
Кто такие эти братья Иисуса? Как понимать эти упоминания о них в Священном Писании? На этот счет существуют две версии. Согласно первой из них, евангелист Марк говорит о сводных братьях Христа, то есть детях Иосифа от первого брака. В главах Евангелия, посвященных периоду, следующему за выходом Иисуса на общественное служение, Иосиф отсутствует. По-видимому, к данному моменту он уже умер. Хотя доподлинно это неизвестно, но можно предположить, что Иосиф был благочестивым вдовцом, когда взял на себя попечение о Марии. Возможно, у него были дети от первого брака, которые были сводными братьями Иисусу. Сторонники второй версии полагают, что в Евангелии упоминаются двоюродные братья Иисуса. Библейское употребление слова «братья» допускает два значения: как сводные, так и двоюродные.
Почему это не могут быть родные братья Спасителя? Мы видим из текста, что они ведут себя по отношению к Иисусу, как старшие по отношению к младшему. Если бы это были младшие братья Христа, они бы не смели так разговаривать со старшим братом. Иудейское общество I века н. э. было весьма патриархальным. По ходу всего евангельского повествования мы видим, что братья Иисуса смотрят на Него свысока. Это выглядит вполне логично, если предположить, что они старше Его по возрасту.
Итак, по всей видимости, речь идет о сводных или двоюродных братьях Спасителя. Они смотрят на то, что делает Иисус и говорят: «Каким же образом вообще получилось так, что Тот, Кто моложе нас по возрасту, выглядит как такая выдающаяся личность? ". Это вызывает в них чувство обиды, негодования. Подобное положение дел не вписывается в патриархальные стандарты общества, в котором они живут. Вследствие этого, старшие братья ведут себя с Иисусом с некоторым пренебрежением. В Мк. 3.31 они приходят к Спасителю, чтобы положить всему этому конец. Мать же приходит с братьями из любви и сострадания, не желая их оставить. Братья старше Иисуса по возрасту, поэтому видят в Нем человека, который как бы «лезет поперёд батьки в пекло». Они хотят его остановить, а Иисус использует эту ситуацию для того, чтобы сказать: его братья, его семья – это те, кто исполняет волю Божию.
«Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» (Мк. 3:35)
Мы с вами прочитали третью главу Евангелия от Марка. Читаем Писание в рамках библейского портала Экзегет.ру