Евангелие от Луки. Глава 8. - Олег Стеняев протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Луки. Глава 8.

Олег Стеняев протоиерей Евангелие от Луки. Глава 8.
Эпизод в Библии:

Сегодня мы приступаем к изучению Евангелия от Луки, 8 глава.

После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать,

и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов…

(Лк. 8:1,2)

Что это за злые духи, которые одолевали некоторых женщин? Так как женщина есть более чувственный сосуд, а в результате грехопадения чувственный аппарат человека поврежден наиболее сильным образом, то часто женщины подвергаются бесовским атакам через мир чувств. И мы знаем, что из Марии Магдалины Христос изгнал семь бесов. Об этом мы читаем:

и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов…

(Лк. 8:2)

Мы знаем, что существует именно семь смертных грехов, которые противостоят 7 добродетелям. И дьявол, который ведёт вражду с добродетелями через женский чувственный аппарат, пытается смущать это хрупкое существо — женщину. Но с другой стороны, именно женщины иногда проявляют такую удивительно духовную силу, на которую совершенно неспособны мужчины.

и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

(Лк. 8:3)

Что значит – «они служили Христу имением своим"? То есть от того материального достатка, который они имели, они жертвовали на общину Иисуса Христа, потому что и сам Христос и двенадцать Апостолов вели странствующий образ жизни, являя как бы образ Церкви странствующей и воинствующей, которая существует в этом мире в тяжёлых и сложных обстоятельствах. Как Христос говорил своим ученикам: "Как овец среди волков я посылаю вас". И в настоящее время Церковь тоже совершает свое странствование в тяжелых условиях. Как сказано: "И свет во тьме светит, и тьма не может его объясть".

И женщины своим мужеством могут в Церкви сделать и делают значительно больше, чем мужчины. Вот это — та реальность, в которой мы живём. Один исследователь истории русской Церкви в советский период в своей книге написал, что именно «белые платочки» отстояли Русскую Православную Церковь Московского Патриархата от Сталинских штыков. И действительно, в советские времена, когда хотели закрывать храмы, именно женщины, которые противостояли этому решению властей, спасли очень многие храмы. Например, в Грузии до сих пор вспоминают двух женщин, которые спасли огромное количество храмов на территории Грузии. Это мать Иосифа Сталина и мать Лаврентия Берии — эти две грузинские женщины были очень религиозными, православными христианками. И многие знают, что мать Сталина мечтала, чтобы её сын стал священником. И она всё сделала для того, чтобы он поступил семинарию. Но получилось всё так, как получилось — сыновья этих благочестивых женщин уклонились от веры.

Но сами эти женщины сохраняли веру до самой своей смерти. Даже когда в Грузии началась антирелигиозная кампания и стали закрывать храмы, предпринимались и попытки уничтожать храмы, причём, очень древние храмы, потому что христианство в Грузии с древнейших времен. Священники, которые понимали, что они не могут сами остановить этот процесс, быстро находили или мать Берии, или мать Сталина, привозили их тот город, где хотят разрушить храм и давали им возможность действовать.

Выбегает бабушка с клюкою. Бросается на НКВД. НКВД разбегается в разные стороны, потому что они отлично понимали, что это за бабушки, кто за ними стоит. А когда наверх докладывали — и Берия, и Сталин смеялись над НКВД-шниками: «что, наши матери такие сильные, вы не можете с ними справиться?». Но никто не пытался воздействовать на этих женщин — все их боялись. Действительно, как сказано, что сила Божия в немощи совершается. И когда узнавали в Грузии, что в другом месте хотят храм взорвать, закрыть — опять туда быстро доставляли одну из матерей этих видных партийных деятелей. И они выполняли свой апостолат, потому что любили Бога, они любили Церковь.

Хотя женщина называется слабым полом, но когда читаешь житие, например, святой великомученицы Варвары, то нет впечатления, что это слабый пол. Напротив, удивляешься мужеству этой девицы, какое она проявила перед лицом страшных мучений, страшных страданий. Как я часто объясняю, самые эффективные миссионеры в нашей Церкви — тоже женщины.

Когда мне довелось учиться в Троице-Сергиевой Лавре в советское время, я делал опрос среди разных потоков — кто через кого уверовал? И там не было уверовавших через священников. Там даже почти не было уверовавших через родителей, но почти все уверовали через бабушку или через деда. Это связано, скорее всего, с тем, что именно в дошкольный период бабушка принимает более активное участие в воспитании внука. А это тот период, когда мировоззренческие начала закладываются в жизни человека. Поэтому самые эффективные миссионеры — это пожилые женщины, христианки. Логичнее было бы, когда проводят миссионерские съезды, может быть, собирать таких бабушек. И с ними советоваться, консультироваться — как они сохраняют веру, передают веру новым поколениям. Это было бы более эффективно.

Священники могут поддерживать веру, но не более того. Вера вспыхивает, рождается в человеке в самый ранний период его жизни. Конечно, происходят чудеса — люди живут долго неверующими, потом обретают дар веры. Даже Русь наша крестилась только потому, что у князя Владимира была бабка княгиня Ольга. И князь Владимир, принимая окончательное решение, так и говорил: "Бабка моя, мудрейшая женщина, эту веру избрала".

Поэтому вот эти женщины, которые ходили за Иисусом Христом и служили своим имением — они, прежде всего, служили Христу своими сердцами. И их служение очень значимое и очень ответственное.

Далее в Евангелии от Луки идет притча о сеятеле.

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею…

(Лк. 8:4)

Это такой жанр, который был очень распространён в те времена. Он относится к жанру повествований, который в еврейской традиции называются «мидраш» – история, рассказ, когда в аллегорическую форму облекаются истины веры.

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею…

(Лк. 8:4)

Давайте посмотрим, что о притчах говорили святые отцы? Отвечаем на вопрос: "Почему Христос говорил притчами?". Иоанн Златоуст: "Достойно удивления, что ученики, не смотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу в притчах, разбирают время, когда предложить этот вопрос. Они делают это не при всех, как показал Матфей, говоря: «и приступивше». А что объяснение моё не есть догадка, это открывает яснее Марк, когда говорит, что ученики приступили к Нему, когда Он был один.

Так надлежало поступить и братьям, и Матери Его: не вызывать Его из дома и не выставлять себя. Заметь также и великую любовь учеников, — как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Почто, говорят они, притчами глаголеши им?".

Они спрашивали, почему им, то есть простым людям, говоришь притчами? Перед насыщением хлебами они говорили: эти люди устали и у них нет еды. Но они не говорили: мы устали у нас нет еды. То есть у апостолов были такие интересные качества, что они проявляли заботу сначала о других, а потом о себе. Это очень хорошие пастырские качества.

Блаженный Иероним Стридонский пишет: "Должно спросить, каким образом приступают к Нему ученики Его, когда Он сидел на корабле. Впрочем, может быть этими словами даётся понять, что они давно уже сошли с Ним с корабля, и, стоя там, спрашивали изъяснения притчи". Иисус на корабле, потому что, когда Он произносит притчу о сеятеле, Он взошел на корабль. И с этого корабля, из этой лодки он обращался к людям.

И Христос объясняет ученикам, почему Он говорит притчами. Он говорит, что людям так более понятно. То есть когда предлагаются некие примеры для сравнения — это более доходчиво. И почти все притчи Иисуса Христа касались вопроса о теократическом Царстве Божьем, и о том, как вера в Царствие Божие проникает в сердца людей — как некие семена брошены в землю.

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его…

(Лк. 8:4,5)

Сеятель — это Сам Христос. Он вышел сеять семя после того, как узнал, что Иоанн Креститель заключён в темницу.

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его…

(Лк. 8:5)

Упавшее при дороге – это когда семя Евангелия проникает в сердце человека, но он ещё не поменял свои жизненные пути, жизненные ориентиры. И это помешает семени произрасти в его сердце.

а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги…

(Лк. 8:6)

Упавшее на камень — это упавшее на чёрствую почву, где едва ли может это семя прорасти. Камень означает духовное бесчувствие. Есть некие души, которые как бы в окаменевшем состоянии пребывают.

А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его…

(Лк. 8:7)

То есть заглушило семя терние — это какая-то дьявольская мысль, которая сначала выглядит чем-то незначительным, а потом, когда она начинает развиваться в сознании человека, она может заглушить семя веры.

а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 8:8)

Добрая земля — это душа, которая способна слышать слова Божии, это сердце, которое открыто для евангельского Благовествования. Принесло плод сторичный — то есть результат всегда бывает большой.

…кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 8:8)

Казалось бы эта фраза лишена какого-либо смысла. Что значит: "Кто имеет уши да слышит?". Все имеют уши и очень многие люди хорошо слышат. О чём же речь? Речь идёт о том, что мы должны слушать не только ушами, но и собственное сердце сделать открытым навстречу евангельскому Благовествованию. И вот здесь дальше описывается то, как ученики приступают к Нему.

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

(Лк. 8:9)

То есть они спрашивают у Него (это видно в Евангелии от Матфея, когда Он наедине с ними), проявляя заботу о простых людях: "Что бы значила притча сия?".

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие…

(Лк. 8:10,11)

Апостолом дано знать тайны Царствия Божия? Но народу не дано? Вот это надо понять. Когда в Кесарии Филипповой Апостол Пётр исповедовал Иисуса Христа Сыном Божьим и Мессией, то Христос сказал ему, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. То есть им дано было разуметь тайны Царствия Божия, потому что Бог прикоснулся к их сердцам. И каждый человек, который верит в Иисуса Христа как Сына Божия и Мессию, — он верит не потому что его так научила бабушка или дедушка, не потому что так наставили священники, а потому что Бог прикоснулся к нему. Если некоторые из нас не видят ничего особенно удивительного в этой личной вере в Иисуса Христа как Сына Божия, как в Мессию, то на самом деле это чудесная вера непостижима для многих людей рационально, узко мыслящих.

А прочим в притчах... То есть вам дано знать тайны Царствия Небесного, Царствия Божия, а они, видя — не видят, и, слыша — не разумеют. Оказывается, можно не только слышать и не слышать, но можно и видеть — и не видеть: когда человек смотрит на всё только плотскими очами, когда он слушает что-либо только своими ушами, а сердце его молчит, в сердце не созерцаются тайны духовного мира.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие…

(Лк. 8:11)

Христос даёт более подробное объяснение этой притчи, потому что именно апостолы должны будут этот смысл притчи донести до других людей.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись…

(Лк. 8:11,12)

То есть человек не поменял ещё своих путей. Он ещё не выстроил правильную иерархию ценности в своей жизни. Ему трудно принять слово веры.

а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают…

(Лк. 8:13)

Что значит «не имеют корня»? Они непостоянные — проявляют религиозность от случая к случаю. Есть у них настроение — они будут читать Писание, будут молиться утром и вечером. Нет у них настроения? Они не будут читать Священное Писание и оставит молитву утром и вечером. То есть нет укоренённости. Каменная почва не способна предоставить возможность для того, чтобы корни обрели своё место. Здесь никакая укоренённость невозможна.

Но что же означают сами эти камни? Прежде всего — нераскаянные грехи, которые некой тяжестью присутствуют в наших душах. И хотя с радостью люди принимают слово, но они не могут укоренить его в себе. И временем веруют, а во время искушения отпадают… То есть то веруют, то не веруют.

а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода…

(Лк. 8:14)

Лукавый сеет своё терние — это и заблуждение, это и всякие греховные привязанности, когда человек не может выстроить нормальную иерархию ценностей.

а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Лк. 8:15)

Христос повторяет здесь эти слова, которые уже сказал выше: "Кто имеет уши слышать, да слышит". То есть мы должны, прежде всего, нашим сердцем пытаться распознать смысл слов Божественного откровения. И далее идёт тема о том, что нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что он думает иметь.

(Лк. 8:16,18)

Здесь провозглашается принцип о том, что нам не надо скрывать свою веру: зажегши свечу, не покрывают её сосудом. Потому что вера, которая вспыхнула в нашем сердце, должна принести свет и тем людям, которые нас окружают. Как в нагорной проповеди Христос и говорит: "Да светит свет ваш пред людьми" — с тем, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного. И если наши добродетели не несут прославления имени Христа, то эти добродетели бросают тень на Христа.

В советское время я работал на заводе, у меня была специальность токаря. Это было в городе Орехово-Зуево Московской области. И там был такой случай, когда я стал работать на заводе «Респиратор» — там была девушка, она пела в нашем церковном хоре. Когда она меня увидела в цеху, она подошла и сказала: "Никому не рассказывай, что я пою в Церкви. Я не хочу, чтобы здесь кто-то об этом знал". Это были советские времена — ещё при Брежневе. Я никому не рассказывал, что она верующая. Но очень часто, когда были перерывы на отдых: мы пили газированную воду, многие рабочие сидели и курили — те рабочие, которые знали, что я верующий, задавали мне разные вопросы. Я спорил с ними. Я пошел работать на завод сразу после 8 класса, то есть я был подростком и учился в школе рабочей молодежи. И однажды, спорившие со мной, рабочие не находили аргументов — я им говорил, что верующие люди более нравственные, потому что у них есть страх Божий. А чего может бояться неверующий человек? Милицию? Так милиция не вездесущая.

И тогда один из этих людей указал рукой на ту девушку — она рядом работала на станке и прислушивалась к нашему разговору. И он сказал: "Вот она, её все знают в нашем цеху, ни в какого Бога не верит. Она ни в дьявола, ни в кого не верит. Но какой хороший она человек. Она всем помогает, если у неё спросишь взаймы — всегда поможет, потому что она комсомолка. И не нужен никакой страх Божий". Видели бы в эту минуту эту девушку! Она сначала побледнела, потом покраснела, потом опять побледнела — ей было так неудобно, что её подлинные добродетели не служили прославлению Христа. Наоборот. Они оказались тенью, брошенной на Христа.

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

(Лк. 8:16)

Входящие — это те, которые ещё не вошли в Церковь. Но они могут присматриваться к жизни христиан. Свет нашей веры должен светить добрыми делами, чтобы нам привлекать других людей.

И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

(Лк. 8:19,20)

О чём здесь говорится? Во-первых, святые отцы говорят, что неправильно пришедшие требовали, чтобы Он прервал Свою беседу и вышел к ним. Им надо было дождаться, когда Христос окончит Свою беседу, и подойти, и задать свои вопросы. Так делали апостолы. Выслушав притчу, потом, наедине с Иисусом Христом Господом они задали вопрос: "А почему говоришь притчами?”. И получили объяснение этой притчи.

Но действия близких Христа могли быть обусловлены тем, что они принесли слухи: Христа хотят побить камнями — именно за Его проповеди. И семейство Иисуса поспешило забрать Его из этого места, которое оказалось опасным для Него.

И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

(Лк. 8:20,21)

Братья — это дети Иосифа. Иосиф был вдовцом, который имел детей, был отец-одиночка, когда он взял за себя Деву Марию, чтобы стать защитником Её девства. Сам он был уже в возрасте. И он не планировал создавать новую семью, когда ему были откровения от Ангела. Иосиф Обручник понимал смысл своего служения, чтобы оберегать девство Девы Марии, чтобы никто не посягал на Её достоинство.

Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

(Лк. 8:21)

Кому-то может показаться, что в этих словах Он проявляет пренебрежение к матери, к своим домашним. Конечно же нет. На самом деле, этими словами Он высказывает великое уважение к тем, которые слушают Его слова, сравнивая их со Своею матерью, сравнивая их со Своими братьями, которые обрели позже очень устойчивую веру в Него, а Дева Мария с самого начала имела эту веру. Когда было архангельское благовествование Деве Марии, Она только спросила: "Как это будет, ибо я мужа не знаю?”. И Она исповедовала абсолютное смирение перед словом Божьим, сказав: "Раба Господня, да будет мне по слову Твоему". То есть, если мы проявляем такое же усердие в вере и в послушании, как Дева Мария, то мы уподобляемся Ей. Если мы проявляем такое же усердие и послушание как братья Христа. Надо сказать, по поводу братьев, что не сразу они обрели веру во Христа Спасителя. Действительно, не лечит врач домашних. И не пророк человек в отечестве своём. Но потом эти дети Иосифа всё-таки обрели дар веры и истинное братство — братство верующих людей. Поэтому мы называемся братья и сёстры и, таким образом, провозглашаем принцип как бы иного родства. Когда Церковь становится действительно как некая семья.

В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

(Лк. 8:22,23)

Лодка — древнейший символ Церкви. Христос, Который в лодке с учениками — это и есть сама Церковь. Как Христос говорил: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди". Христос, Который заснул в лодке — это Господь, Который действует в этом мире, в мире верующих людей, в мире Церкви как бы с сокрытием Своего лика. Если внимательно изучать Библию, мы увидим, что Бог действует в этом мире двояко: с открытием Своего лика и с закрытием Своего лика. Но помните, как сказано: "Закроешь лик Свой и мятутся народы". И в то же время, Давид восклицает: "Пробудившись, буду наслаждаться ликом Твоим".

Иногда мы не распознаем присутствие Господа в нашей жизни. И нам кажется, что Бог не то, чтобы уснул там, на небесах, и не обращает на нас внимания, но как бы проявляет некое равнодушие. Как бы мы предоставлены сами себе. И нам становится в эти мгновения нашей жизни очень печально и очень тяжело. Но на самом деле, Господь наш — это Тот, Кто не спит и не дремлет. Бог не нуждается в человеческом понимании отдохновения, сна, преодоления усталости.

Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

(Лк. 8:23,24)

В чём проявилось маловерие апостолов? Христос с ними в лодке. Спит ли Христос? Или бодрствует? Это Господь, который на самом деле, не спит. Который всегда бодрствует, который всегда контролирует происходящее в мире. Но Он иногда действует как бы сокрытием Своего лика. И Его присутствие как бы не сразу распознаётся. Но Иисус среди нас — это уже основание для радости и веселья, а не для скорби.

Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

(Лк. 8:23,24)

В некоторых случаях мы тоже пытаемся, как нам кажется, как бы разбудить Бога, но не в прямом смысле. Иногда мы пытаемся привлечь внимание Бога к нам, когда начинаем молиться, просить о чём-то очень интенсивно, чтобы Он вмешался в происходящую нашу реальность. Не понимая того, что Бог лучше нас знает — в чём мы имеем нужду ещё прежде любого нашего прошения. И Христос, кстати, откликается на их призыв. И мы читаем, что Он запретил ветру и волнению воды.

И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

(Лк. 8:24)

То есть Христос силен укротить любые страсти, которые бушуют в нашем сердце или проявляют себя вокруг нас.

Тогда Он сказал им: где вера ваша?

(Лк. 8:25)

То есть Он их упрекает как бы в маловерии: если Я с вами, сплю Я или Я бодрствую — Я Господь. Почему же вы в каком-то беспокойстве? Спал Человек Христос Иисус, но Иисус Христос одновременно истинный человек и истинный Бог. И надо было проявлять абсолютное доверие Ему в этом смысле.

Тогда Он сказал им: где вера ваша?

(Лк. 8:25)

Иногда мы задаём этот вопрос другим верующим, иногда мы задаем этот вопрос самим себе. А где наша вера? Раньше мы так усердно молились. Раньше мы так усердно изучали Священное Писание. Но прошло какое-то время, и мы ослабили веру? Что случилось? Чего нам недостает для того, чтобы была вера как раньше, когда мы обращались к Богу и Он открывал нам всё новые и новые горизонты?

Источник веры один, сказано — вера от слышания. Слышание — это слово Божие. Если мы погружаем свой ум в исследование Священного Писания, это всегда увеличивает нашу веру. Но если мы проявляем небрежение о слове Божьем, то вера оскудевает. Почему так? Сказано: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих".

И если мы говорим, например, о хлебе физическом, то совершенно очевидно, что если человек не покормит себя какое-то время, то желудок начнёт требовать пищу. Если мы не кормим духовного человека словесами Божьими, то у него не будет от этого урчать в желудке, но он может пережить дистрофию: месяц не читает Писание, полгода не считает Писание, не исследует Божественное откровение – и он превращается в духовного дистрофика. А потом спрашивает: "А где моя вера? Куда она пропала? Куда она делась?". У нас должно быть отношение к слову Божию очень конкретное. Как Моисей, наставляя Иисуса Навина, говорил ему: "Да не отходит книга сия от уст твоих". И мы должны получаться из библейского откровения день и ночь.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь» — записано в первом псалме царя Давида. Поэтому вопрос о том, где вера ваша? — он актуальный. И он обращён не только к апостолам. Он обращён к нам.

Но кто-то из вас может удивиться: неужели апостолы были маловерные? Они были в то время ещё плотскими людьми. Ведь Дух Святой ещё не сошёл на них. Только в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сойдет на апостолов, и они станут новыми людьми, они действительно станут исполненными благодати Божией и подлинной святости.

Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

(Лк. 8:25)

Следующая тема — эта тема о том, как Господь Иисус Христос изгоняет бесов в стране Гадаринской.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

(Лк. 8:26,27)

Другие Евангелисты сообщают, что это были два бесноватых. Здесь говорится как об одном, потому что один доминировал над другим, и был более заметен в своих действиях. Эти бесноватые жили в гробах. Гробы — это пещеры, потому что в Святой Земле гроб — это пещера, куда клали мёртвого человека. Вход в эту пещеру закрывали камнем. Мы это видим и в связи с погребением Христа.

В других Евангелиях говорится о том, что этих бесноватых заковывали в железо, но они раздирали это железо, эти цепи — нельзя никак было ограничить их движение. О чём это свидетельствует? О том, что дьявол очень свободолюбив. Антицерковные движения в Западной Европе начинались под лозунгами свободы и равенства. Евангелие тоже провозглашает принцип свободы, но делается оговорка: как бы ваша свобода не стала бы поводом для греха. И если мы слышим, что кто-то призывает нас к свободе, мы должны задать вопрос этому крикуну: "А свобода — от чего нам ?”. Если нам говорят: "Вы будете свободны", вы должны переспросить: "А от чего мы будем свободны?”.

Современный мир, провозглашая принципы свободы, равенства и какого-то там братства выдуманного провозглашает принцип вседозволенности. Свобода от норм библейской морали и нравственности – вот что имеет значение для этих людей. Братство в их понимании — это уравниловка. Задачи, которые они ставят перед собой — это «растабуировать» современное народонаселение, снять все запреты, чтобы люди пребывали в нравственном моральном хаосе. Особенно это заметно в мире политических страстей. И усиливается накануне каких-то предвыборных кампаний. В этот период у многих начинается буквально обострение, как это бывает у больных людей — весеннее обострение ли осеннее обострение.

Но мы должны дистанцироваться от коллективных грехов наших современников. И безудержное движение в сторону какой-то абстрактной свободы — для нас это не подходит. Мы стремимся к свободе от греха, к свободе от рабства дьяволу, и к свободе от страха смерти — вот христианское понимание свободы. Итак, эти бесноватые были очень свободолюбивые, когда их связывали цепями — они разбивали эти цепи, и мы читаем, что главный бесноватый, увидев Иисуса, вскричал…

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

(Лк. 8:28)

Давайте обратим внимание — бесы понимают Кто Такой Христос Иисус: Сын Бога Всевышнего. Когда Пётр исповедовал Христа в Кесарии Филипповой Сыном Божьим, Мессией, то Христос сказал: "Не кровь и плоть тебе это открыли, но Отец Мой, Который на Небесах". А бесы и с самого начала знали — Кто Такой Сын Божий. Надо сказать, что Христос всегда запрещал бесом свидетельствовать о Нём, что Он Сын Божий. Почему? Святые отцы объясняют — Христос не хотел принимать даже правильное свидетельство о Себе от бесов. Ибо свидетельствовать о Христе должен сам Христос, Священное Писание и Святая Церковь. А свидетельство от бесов — не принимается. Люди, которые прислушиваются к разным гороскопом, гаданиям: все это попытка с помощью тёмных сил узнать некую правду. Может быть — объективную правду, но за этим всегда будет скрываться что-то субъективное.

И вот это их знание, что Иисус Сын Божий – оно бесам ничего не прибавляло. Напротив, усугубляло их положение. Откуда они знали, что Иисус Сын Божий? Они когда-то были Ангелами Божьими, и на Небесах они прославляли Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

(Лк. 8:28)

В другом Евангелии они даже кричали: "Зачем ты раньше времени пришёл мучить нас?". Они даже знали, что Христос, когда будет умирать на Кресте, скуёт власть дьявола и заключит в преисподнюю. Это будет для них страшное мучение. Тут он кричит: "Умоляю тебя не мучь меня, то есть прежде времени, хотя бы". И двадцать девятый стих:

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

(Лк. 8:29)

Связывали цепями и узами этого бесноватого — то есть ограничение накладывали на него. Люди пытались сберечь его, поэтому они его заковали в цепи, но тот цепи разрывал: забота людей не сработала. А дальше Кто сохранял ему жизнь? Бог, Который промышляет обо всех людях – и о бесноватых, и о не бесноватых. Он заботится о всём творении. Бог заботится о верующих и неверующих, о мужчинах и женщинах, и детях, и стариках. Для Него нет разницы — какой человек, когда Он проявляет Свою заботу о всём Своём творении.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него.

(Лк. 8:30)

Он сказал «легион», потому что много бесов вошло в него — то есть целый отряд огромный бесов, целый легион был в этом человеке. И они, то есть эти бесы, которых было очень много, просили Иисуса, чтобы Он не повелел им идти в бездну.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

(Лк. 8:31)

Он их заключит тогда, когда на Голгофском Кресте скажет: "Свершилось!". Тогда свершилось пленение дьявола и всех сил зла. А тут прежде времени Христос действует. И они как бы законно просят: "Не повелевай нам идти в бездну".

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

(Лк. 8:31)

Почему бесы так полюбили этих свиней? И решили, лучше войти в свиней, чем спускаться в бездну? Свиньи, по закону Божию, считаются нечистыми животными. А бесы — они чистые по своей сути — природа бесов, как пишет Дамаскин, чистая природа ангельская, но их произволение и гордыня делает их нечистыми. Если бы в природе было что-то нечистое, вина падала бы на Создателя природы, то есть на Бога. Нечистота проявляется в произволении. И вот нечистых тянет к нечистому — эти бесы хотят войти в стадо свиное.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

(Лк. 8:32)

Господь будет заботиться об этих свиньях тоже — Господь обо всём творении промышляет. Но в этой ситуации Он позволяет бесам войти в свиней, дабы научить чему-то нас.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

(Лк. 8:33)

Почему же, когда бесы были в этом человеке, они не могли броситься с этим человеком вниз и утопить его? Бог заботился об этом человеке. Бог заботится обо всём творении. А почему Христос разрешил бесам войти в свиней? Чтобы показать нам – что дьявол сделал бы со всем родом человеческим, если бы Бог не ограничивал действия зла в этом мире.

В этом мире Бог контролирует и добро, и зло. Например, американцы сознавались в том, что в период холодной войны неоднократно срабатывали датчики, что летят ядерные советские ракеты, и надо наносить ответный ядерный удар. И почему-то шахты — не раскрывались, ракеты – не выходили из этих шахт, то есть какие-то технические неполадки сразу обнаруживались. Наша сторона ещё ни разу не заявила — сколько у нас уже было таких сигналов? И как удалось избежать начала ядерной войны? Господь контролирует всё в этом мире. Но, если бы Господь убрал свою заботу о мире, то сразу бы все ракеты двинулись по направлению к другой стране, и люди бы уничтожили друг друга в ядерном Армагеддоне — как бесы, войдя в это свиное стадо, всех опрокинули с крутизны в море. Вот почему Господь попустил этим бесам войти в свиней — чтобы показать, что произошло бы со всем миром, если бы Он убрал Свою заботу о нём.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

(Лк. 8:33,34)

Сразу возникает вопрос: "Почему во Святой Земле вообще разводили свиней?". Евреи же не едят свинину. Этот бизнес был организован для греков и римлян. А евреи, которые пасли тех свиней, просто зарабатывали на этом деньги. Да, они понимали, что свиньи нечистые, что есть запреты ветхозаветные на вкушение свиного мяса. Но бизнес был для них очень выгодным. Свиньи — неприхотливые существа, едят всё подряд.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

(Лк. 8:34,35)

То есть люди видят — Христос принёс всецелое исцеление этому человеку.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

(Лк. 8:36,37)

Разве там было мало других бесноватых, которых мог исцелить Христос? Они потеряли свиней. Их не волнует то, что Спаситель приблизился к городам, к их селениям — они потеряли свиней. И этот визг свиней для них был важнее проповеди Евангелия из уст самого Спасителя.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

(Лк. 8:37)

В других Евангелиях уточняется: "Ибо у них было большое стадо свиней". То есть каждый имел какое-то долевое участие.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Лк. 8:37-39)

Он захотел стать апостолом Иисуса Христа и идти за Ним. Но давайте зададимся вопросом — сделает ли Иисус Христос из этого бывшего бесноватого апостола? Да, сделает. И дальше мы читаем…

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Лк. 8:38,39)

Этот бывший бесноватый станет апостолом для земли Гадаринской и пойдёт туда, куда не мог прийти Христос, потому что Его умоляли не приходить в их города. Он вернётся здоровый. Все его знали. Все его видели. Многие участвовали в его поимке, заковывании его в цепи. А здесь он возвращается уже как апостол Христа, чтобы проповедовать.

И вот здесь очень интересная деталь.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Лк. 8:38,39)

Он идет и проповедуют, что сотворил ему Иисус. Это первое свидетельство в Новом Завете, что человек совершенно чётко понимает, что Иисус — это есть Бог. То есть Иисус – Бог, это чёрным по белому здесь мы видим.

И следующие две темы сегодняшней главы Евангелии от Луки — воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей кровотечением.

Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему

Preloader
Preloader

Оставить комментарий