Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (Лк. 5:1–2).
Итак, здесь говорится о том, что народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие. Это очень важно, когда мы имеем стремление приблизиться к Источнику Слова Божия, к Самому Божественному Логосу (Слову) Иисусу Христу.
Христос стоит на берегу Генисаретского озера. Это очень чистое озеро огромных размеров, иногда оно называется Генисаретским морем. Те из вас, кто был на Святой Земле, наверное, помнят, что в это озеро стекают целебные радоновые источники, и в нем очень прозрачная воды. На берегу озера стоят маленькие ресторанчики, где готовят рыбу, которая так и называется – «рыба апостола Петра». Говорят, что такой сорт рыбы водится только в этом месте.
Христос, проповедующий близ источника, хочет быть услышанным. На самом деле, создается интересный прецедент. Если проповедь говорится у источников вод, то возникает эффект очень четкого звучания, потому что звук отражается от воды. Христос проповедует на берегу реки Иордан и близ Генисаретского озера, и в каждом таком случае голос как бы звучит дважды: то, что произносится, и то, что отражается от воды, получая некий «объем». Таким образом, можно сказать, что Христос создал прецедент, как можно усилить звуковой эффект.
«А народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие». Неужели было так много иудеев, которые испытывали алканье и жажданье Слова Божия? Да, их было очень много, и мы знаем, что они ходили за Иисусом по две, по три и по пять тысяч человек так, что Ему приходилось думать об их пропитании. Христос вынужден будет войти в лодку, потому что народ теснил Его, и надо было как-то занять такую позицию, чтобы люди не мешали друг другу во время беседы.
Читаем третий стих:
«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лк. 5:3)
То есть Иисус немного отплыл от берега, так, чтобы Его видело большее количество людей, которые стояли на берегу, и начал учить их. Голос Его звучит ясно: отражаясь от воды, он как бы получал некий «объем». Лодка символизирует собой Церковь. Это один из древнейших символов Церкви Христовой. И в Библии прямо говорится, что Христос – наш Кормчий, то есть тот, кто управляет всей церковной лодкой. Море в данном случае и гладь Генисаретского озера своей чистотой символизируют Слово Божие, а волны – настроения толпы.
Таким образом, Христос, проповедующий из лодки, – это Христос, который обращается к миру людей из Церкви и через Церковь. Когда Христос будет возноситься на небо, Он поручит служение Слова своим ученикам, Святым апостолам. И до сих пор Церковь проповедует изнутри себя, обращаясь к внешнему. Море, стихия воды – это и мир людей. То есть вода имеет несколько образов. Иногда они совпадают, иногда не очень.
И мы читаем четвертый стих:
«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4).
Пятый стих:
«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5).
Святые отцы говорят нам, что фраза «они трудились всю ночь» – это указание на Ветхий Завет. Действительно, ветхозаветная проповедь пророков не принесла значительного результата. Лишь один еврейский народ был уловлен этой проповедью пророков и патриархов Ветхого Завета. Ночь – это жизнь без благодати. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «…Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).
Итак, Симон говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». В книге Второзакония говорится о том, что Бог избрал еврейский народ в том числе и для того, чтобы через них обратить другие народы. Там сказано: «Соседние народы увидят ваши законы и обратятся к вам и скажут: «Какие удивительные заповеди дал вам Бог». Но еврейский народ в ветхозаветный период не смог стать светочем для разных народов, племен и языков. И лишь теперь, когда возникает христианство, то есть ночь Закона прекращается и наступает Царство благодати (на еврейском «хесед» – милосердие, незаслуженная милость), тогда, действительно, многие могут быть уловлены в сети уже Евангельского благовествования.
И мы читаем, что Симон подчиняется Христу и забрасывает сети в озеро.
«Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк.5:6).
Действительно, когда проповедь единобожия начинает звучать в формате христианства, тысячи и тысячи людей обращаются ко Христу. Со временем к Евангелию приходят целые народы, племена и языки. И в книге Откровения Иоанна Богослова даже описывается, что перед Престолом Божьим стояло такое огромное количество людей, которых никто не мог сосчитать, и все они были в белоснежных одеждах, с золотыми венцами на головах. Они происходили из всех народов, племен, языков, как спасенные существа, и воспевали хвалу Богу.
Собственно говоря, Закон Моисеев мир принял через христианство. Иудеи оказались религиозной группой, эгоистически замкнутой на себе самой (иудаизм вообще запрещено проповедовать представителям других народов).
Итак, будущие ученики Иисуса поймали очень много рыбы, и даже сеть у них прорывалась, то есть этой рыбы было столько, что невозможно было удержать ее в сети. Это реальность христианского благовествования, в которой мы живем. Православных христиан в наших городах огромное количество, и наша церковная сеть не может их удержать. Сколько жителей Москвы считают себя православными? Но лишь очень немногие из них ходит в храмы. Объятые церковной сетью, остальные прорвали эту сеть и живут обычной светской жизнью, при этом считая себя православными.
И далее мы читаем, как следует поступать в такой ситуации:
«И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:7).
То есть лодка Симона уже не вмещала пойманную рыбу, и они позвали людей из другой лодки. Те пришли на помощь. Следовательно, и мы, осуществляя церковный постулат, должны задействовать самые разные религиозные группы, чтобы проповедь Евангелия осуществлялась не только в формате храма, хотя это очень важно, но и на других площадках: радио, телевидение, христианские сайты на просторах Интернета.
И даже в этом случае, когда подошла другая лодка, рыбы было слишком много. Две лодки оказались переполнены и как бы начали утопать.
«Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (Лк. 5:8–9).
Действительно, они не могли понять, как такое может быть. И святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях с недоумением восклицает: «Кто вышел на проповедь? Рыбаки, пастухи, мытари, простые люди! И что же они сделали? Они забросили сеть Евангельского благовествования, и скоро вся Римская империя была уловлена в эти сети».
Действительно, такой успех христианства нельзя никак объяснить каким-то сугубо человеческим фактором. Если бы не было вмешательства Самого Бога, то христиане не создавали бы целые поместные национальные церкви. Например, одна девушка из Святой земли по имени Нина (Нино) приходит в Иверию (Грузию), начинает проповедовать, и целый народ вместе со своим царем обращается в православие. Именно таким было начало Грузинской Православной Церкви. Другой пример – обращение армянского народа. Было обращение разных племен, народов и языков. И это реальность. Она исторически распознается как чудо, о котором Сам Христос говорит, обращаясь к апостолам и всем, кто последует им в служении апостолата: «Не бойтесь, отныне будете ловить человеков».
Почему Петр испугался такому количеству рыб? Потому что он знал это место, и озеро, в целом. Петр понимал, что в самые лучшие сезоны поймать такое количестве рыб было бы невозможно. Произошло очевидное чудо, тем более что накануне целую ночь он и другие рыбаки ловили рыбу и ничего не поймали.
«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону» (Лк.5:9–10).
То есть недоумение и ужас объяли и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых (они были товарищами Симона и, скорее всего, именно они пришли к нему на помощь со своей лодкой).
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:9–10).
Великое назначение христиан – уловлять во спасение народы и языки, целые племена. И мы должны осознавать, что эта ответственность лежит и на каждом из нас. Ведь именно по нам судят о христианской вере. Взирая на нас, составляют мнение о Евангельском благовествовании.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Евангелист Иоанн иначе описывает их призвание (то есть призвание этих апостолов-рыбаков – примечание о. Олега). Из его слов видно, что это призвание было уже вторым, – о чем можно заключить из многих признаков. У него сказано, что они пришли к Иисусу, когда Иоанн еще не был брошен в темницу; а здесь – что они пришли после его заточения. Там Андрей призывает Петра (Иоан. 1:41–42), а здесь обоих сам Иисус. Причем Иоанн (имеется ввиду евангелист Иоанн – примечание о. Олега) говорит, что Иисус, увидев Симона, идущего к Нему, сказал: “Ты, Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень”, а евангелист Матфей говорит, что он уже называется этим именем, ибо у него сказано: “Он увидел Симона, называемого Петр”. Об этом можно заключить, исходя из того места, откуда они были призваны и из много другого, например, из того, что они легко послушались Его и все оставили. Значит, они уже прежде были хорошо подготовлены к этому».
Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что до призвания, у будущих апостолов было несколько встреч со Христом: и в момент Крещения на Иордане, и после этого. То есть, их призвание проходило несколько этапов, оно было постепенным. Это означает, что избрание учеников Иисусом не было спонтанным. Апостолы имели возможность неоднократно встречаться со Христом, и их решение последовать за Ним было взвешенным.
Это очень важно. Принимая какое-то духовное решение, мы не делаем это спонтанно. В Евангелии даются совет. Если, например, человек хочет построить башню, он должен сесть и подумать, взвесить свои возможности и понять, а хватит ли у него сил. Также в Евангелии говорится о том, что, если царь отправляется на войну, он должен поразмыслить, а хватит ли у него сил вести эту войну. Во всем следует проявлять рассудительность.
Итак, Христос призывает учеников стать ловцами человеческих душ.
И далее мы читаем у Луки:
«И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк. 5:11).
Казалось бы, для этих людей нет ничего важнее их ремесла. В день встречи со Спасителем им фантастически повезло. Такого улова у них не было никогда. Однако, они избирают для себя нечто лучшее.
По этому поводу один древний христианский автор, живший до VIII века (он не надписал свой комментарий), писал: «Чтобы никто из христиан не говорил: “разве я не могу любить богатства и быть угодным Христу”, апостолы, оставив свои сети, учили нас тому, что никто не может обладать земным и достичь в совершенстве небесного. Посмотри, как воздух, располагаясь между небом и землею, отделяет друг от друга творения, показывая, что не может быть никакого смешения между небесным и земным. Небесное, будучи духовным и легким, естественным образом всегда устремлено ввысь; а земное, обладая весом, всегда тяготеет книзу. Так, если будешь держаться духовного, оно устремит тебя вверх, а если земного – потянет вниз. Итак, они оставили свои сети, чтобы они не стали скорее препятствовать для труда более высокого, и это было очень важно».
И мы так же должны осознавать, что, когда мы следуем за Христом, необходимо от чего-то отказаться. На самом деле, отказываться от богатств и достатка необязательно. Это необходимо для совершенства, но не для спасения. Однако, человек призывается не только ко спасению. Он призывается к совершенству. И тот, кто ищет для себя более лучшего, должен действительно отказаться от многого, в том числе от богатства.
Однако, отказ от имущества не должен носить какой-то эмоциональный характер. потому что отцы заповедовали нам, что милостыня должна «запотеть в руке». Нельзя просто так все бездумно раздавать. Тем более нельзя заниматься благотворительностью за счет собственной семьи. Святые отцы раздавали все тогда, когда на их иждивении никого не оказывалось.
Например, когда святитель Иоанн Златоуст крестился, будучи еще мирянином, он испытал желание уйти в монастырь. Однако, его мать, благочестивая Анфуса, насколько помню, сказала ему: «Вот когда меня похоронишь, тогда можешь идти в монастырь, куда ты собрался, в пустыню, а пока я жива, будь со мною. Ты похож на отца, и напоминание о покойном муже удержит меня от нового замужества». И святитель Иоанн оставался с матерью, пока она не умерла. Лишь, впоследствии, когда он не был связан никакими обязательствами с другими членами своей семьи, будущий Константинопольский патриарх смог уйти в уединение в пустыне. Правда, Господь его очень скоро оттуда «прогнал», потому что для него было предназначено другое служение – служение слова. И Иоанн становится проповедником, сначала в Антиохии, затем в Константинополе. И он огласил весь мир своими «гомилиями» – наставлениями.
Итак, апостолы последовали за Христом. И мы читаем Евангелие от Луки, пятая глава, двенадцатый стих, где говорится:
«Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Лк. 5:12).
В другом Евангелии, от Матфея, эта история рассказывается после событий Нагорной проповеди, когда Господь, в окружении множества людей, спускался с Горы Благословения. В это время к Спасителю подошел прокаженный мужчина и обратился к Нему со словами: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:2).
Как мы можем оценить слова этого прокаженного? Прежде всего мы должны разобраться, что это за проказа? Проказа (по-еврейски «мацора») – недуг, который всегда дается человеку за осуждение других людей. Мы видим из Библии, что Мариам, сестра Моисея, оказалась целиком покрытой этой «мацорой», проказой, за то, что она осуждала своего брата.
Повторюсь, согласно широко распространенному мнению, проказа ниспосылается людям от Бога за осуждение других. Поэтому древние полагали, что «мацора» – это не инфекционное, а некое духовное заболевание, когда Господь посылает такое вразумление человеку, чтобы оградить его уста и он никогда не позволял себе плохо говорить о других.
И вот в этой фразе: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить», в словах: «если хочешь» мы видим смирение прокаженного. Он не требует для себя исцеления, всецело уповая на волю Бога. При этом, прокаженный как бы признает, что он справедливо несет на себе наказание. Однако, если Господь захочет переменить его судьбу, это, конечно, право Бога, и кто может лишить Всевышнего такого права? Господь кого хочет – милует, кого хочет – наказывает.
У этого прокаженного есть великое преимущество перед тем миром, в котором мы с вами живем. В Библии, в первой главе Книги пророка Исаии говорится о том, что весь мир подобен огромному прокаженному телу. Об этом говорится в шестом стихе: «От темени головы до подошвы ног нету здорового места, раны, язвы, неочищенные необъятные, не смягченные елеем» (Ис.1:6). Мир покрыт проказой греха, которая является результатом безнравственных деяний людей, живущих в нем. Одна из главных причин страданий – взаимное злословие одних людей против других. Однако, в отличие от прокаженного из Мф. 8:2, современный мир не приходит к Иисусу Христу, а остается в своем болезненном состоянии, замыкается на себе, и в этом одна из его серьезнейших проблем.
Когда человек болеет, он очень нуждается в поддержке родных и близких. Я заметил, что, во время болезни я как бы расслабляюсь: демонстративно ложусь на кровать, делаю себе удобную подушку и делаю вид, что все мне теперь должны. Я называю такое состояние «эгоизм собственного недуга» или «эгоизм собственной болезни», когда больной хочет, чтобы все ему помогали, а он на законном основании лежит, ничего не делает. «Эгоизм собственного недуга» – это эгоизм и ничего хорошего в нем нет.
На самом деле, болезнь – время для раздумья. Есть такое еврейское слово «махала». Это слово в иврите очень созвучно слову «покаяние». То есть в болезни человек может пережить обращение к Богу. Ведь когда мы произносим самые горячие, самые пламенные молитвы перед Богом? Да, это происходит именно тогда, когда мы болеем, когда нам ставят какие-то тяжелые диагнозы. Действительно, именно в этот период можно задуматься: а что же нам следует изменить, исправить, чтобы жизнь стала нормальной?
Святитель Иоанн Златоуст предлагает такой комментарий в толковании стиха из Евангелия от Матфея об этом прокаженном: «И не просто, но с великим жаром и, как говорит другой евангелист, падая пред Ним на колени, прокаженный просит Его с искренней верой и подобающими мыслями о Нем. В самом деле, он не сказал: “Если попросишь Бога» или «Если помолишься Ему”, но “Если хочешь, можешь меня очистить”. Он не сказал: “Господи, очисти”, но все вручает Ему, предоставляет исцеление Его власти и свидетельствует о Его высочайшей власти. А что, если мнение прокаженного оказалось бы ошибочным? Тогда Христу следовало бы его опровергнуть, изобличить и исправить. Но разве Он сделал это? Нет, но, совсем напротив, Он (Христос) доказывает и подтверждает все его слова».
Итак, прокаженный всецело уповает на волю Божию. Он не говорит: «Очисти меня», но «Если хочешь, очисти». И теперь нам очень важно понять, а хочет ли Господь очистить этот мир от проказы греха?
И мы читаем Евангелие от Луки, пятая глава, тринадцатый стих. Здесь говорится о следующем деянии Христа:
«Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него» (Лк. 5:13).
Кто сказал: «Хочу»? Тот, кто сказал: «Да будет свет», и стал свет; тот, кто сказал: «Да будет твердь», и стала твердь. Это Божественный Логос. Бога Слово говорит: «Хочу». Чего же Он хочет? В Библии сказано, что Бог «…Хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины». И более того, в Библии сказано, чего Бог не хочет. Это слова Бога: «…Не хочу смерти грешника…» (Иез. 33:11). Бог желает всем блага. И Он говорит: «Хочу, очистись». «И тотчас проказа сошла с него». То исцеление, которое проистекает от Самого Бога, физическое или нравственно-моральное, происходит не в несколько этапов, но мгновенно, «тотчас». Это словосочетание «тотчас» мы часто встречаем в Евангелиях: когда имевший сухую руку тотчас протянул ее; когда расслабленный тотчас встал, взял постель свою и пошел домой; когда, тотчас, прокаженный в Лк. 5 получает исцеление.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Поэтому Он (то есть Христос – примечание о. Олега) не сказал: “Очистись”, но “Хочу, очистись”, чтобы это решение стало уже не предположением прокаженного, но волей Самого Христа. Апостолы говорили не так, а как? Когда весь народ изумлялся, они говорили: “Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или властью сделали, что он ходит?” (Деян. 3:12). Господь же, хотя часто говорил со скромностью и умалял таким образом Свою славу, здесь, чтобы утвердить мысль о Своем могуществе, говорит перед изумляющимися Его власти: “Хочу, очистись!”. И хотя и прежде Он творил многие и великие чудеса, но так, кажется, не говорил никогда. Здесь же, чтобы подтвердить предположение как прокаженного, так и всего народа, Он добавил: “Хочу”. И Он не оставил Своих слов без исполнения, но тотчас последовало и дело».
Действительно, слово Бога – творческое слово. Любое наше пожелание, высказанное вслух, не предполагает мгновенного исполнения, но, когда Бог говорит, Бог делает. И когда Бог говорит: «Хочу», Его желание сразу же исполняется, потому что мир и существует Словом Божиим.
«И тотчас проказа сошла с него».
В то время статус прокаженных был весьма неоднозначным. Как я уже говорил, когда человек болеет, он нуждается в помощи родных и близких. Однако, согласно Закону, все прокаженные оказывались на карантине. Их изгоняли из собственных домов, и они ходили по одному, по двое, по десять человек, как мы видим в Евангелиях. Они носили на себе мрачные черные одежды, чтобы все издалека видели, что идут прокаженные. К краям этих одежд они привязывали звонки, чтобы в темноте люди могли расслышать этот «траурный» звон, сообщающий, что идут прокаженные. И, по Закону Мосееву, входя в какое-то селение, прокаженные должны были кричать о себе: «Нечист, нечист, нечист!». От любого страдающего этой страшной болезнью распространялся запах, сладковатый запах гниющего человеческого тела. У прокаженных отваливаются пальцы, проваливается нос, выворачиваются наизнанку губы. Повторюсь, проказа – ужасный недуг. Человек из Лк. 5, конечно, был измучен; и то, что он ходил один, может свидетельствовать о том, что у него была последняя стадия этой болезни, когда всем, даже другим прокаженным неудобно было находиться рядом с ним. Но «проказа тотчас сошла с него». Он стал абсолютно здоровым человеком.
«И Он (Христос) повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им» (Лк. 5:14).
Иоанн Златоуст в своих толкованиях на Евангелие от Матфея пишет: «Древний закон требовал, чтобы очистившийся прокаженный не сам себя удостоверял в очищении, но показывался священнику и представлял доказательство своего очищения его глазам (глазам священника – примечание о. Олега) и по его решению принимался в число чистых. И пока священник не объявлял, что прокаженный очистился, он оставался с нечистыми, вне стана».
То есть сам прокаженный имел право кричать о себе: «Нечист, нечист, нечист!». Однако, если прокаженный избавился от болезни, он не мог восклицать: «Чист, чист, чист!». Ему необходимо было пойти к священнику, который его осматривал, затем выводил его в присутствии нескольких человек и возглашал: «Чистый!». Таким образом, действительно, говоря о себе, мы можем рассказывать лишь о своих грехах, но не о своих достоинствах. О наших достоинствах могут свидетельствовать другие люди, потому что мы необъективно оцениваем самих себя.
И это, конечно, урок для нас: то, что Христос повелевает исцеленному отправиться к священнику «для свидетельства», указывает на то, что Христос не пренебрегает священством ветхозаветной Церкви, научая и нас почитать новозаветное священство. Казалось бы, Христос – Бог, и Он сказал: «Хочу, очистись». Почему же сверх этого необходимо подтверждение какого-то священника? Но Христос действует не так. Помните, во время чуда насыщения хлебами, Христос раздал пищу апостолам, а апостолы – народу. То есть Христос действует опосредованно – через служителей Церкви, ибо Церковь есть Тело Христово, а сам Христос – Глава этого Тела.
«И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им».
Какая же это была жертва? В Книге Левит (четырнадцатая глава, с первого по тридцать второй стих) описывается порядок принесения таких жертв. В жертву приносили двух горлиц (голубей). Одну из них убивали и ее кровь цедили в специальный сосуд. Часть крови проливали на другую горлицу, которую отпускали. Она улетала, опрысканная кровью жертвы. Святые отцы видели в этом указание на Богочеловечество Иисуса Христа. Ведь смерть Иисуса Христа очистила весь род человеческий от грехов. Но Бог не может умереть. Умирает человечество Иисуса Христа. По Закону Моисееву нельзя было убить двух горлиц. Умерщвляли лишь одну из них (что символически указывало на смерть истинного человека Иисуса Христа), но, повторюсь, кровью жертвы окропляли живую горлицу, которую отпускали. Божество Иисуса Христа сообщало человечеству Иисуса Христа универсальную возможность оказаться жертвой за грехи всего мира. Ибо, как я вам часто объясняю, если бы Христос был бы лишь Человеком, Он мог бы умереть только за Своих современников. Но, будучи Богочеловеком, который не ограничен ни пространством, ни временем, Он взял на Себя грехи всего мира, даже тех людей, которые еще не родились, но родятся и будут грешить, если только, конечно, Господь продлит существование этого мира.
И далее мы читаем:
«Но тем более распространялась молва о Нем…»
То есть, хотя Иисус Христос запрещал говорить о Себе и о тех чудесах, которые Он творил, молва о Нем все более распространялась.
«И великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (Лк. 5:15).
То есть народ хочет слушать Слово Божие и врачеваться от своих недугов, нравственных, моральных, духовных и физических. В этом смысле мы находимся в таком же положении, как и верующие во дни Иисуса Христа: мы с радостью изучаем Евангелие, слушаем наставления Спасителя, запечатленные на страницах Нового Завета, и ищем перемен как для своего «духовного человека», так и для своего физического человека, чтобы Господь проявил заботу о нас. Но следует ли нам, когда мы ищем перемен от Бога, обращаться ко Христу со словами: «если хочешь, очисти нас»? Христос говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Труждающиеся на дьявола и обремененные грехами призываются Христом прийти к Нему, к Сыну Божию, и получить освобождение от проказы греха.
И далее мы читаем шестнадцатый стих и ниже (следим по тексту, друзья):
«Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).
Почему Иисус уходил в пустынные места и молился? Сын Божий становится Истинным Человеком в Своем Воплощении, чтобы научить нас подлинной человеческой жизни, ибо если бы Он действовал лишь как Бог, неким «гласом с неба», то чему бы мы могли у Него научиться? Но Он воплощается, становится Истинным Человеком во всех отношениях и научает нас молитве в безмолвных местах. Он уходит в пустыню и молится, научая и нас с вами молиться в уединении.
Ну а в какую пустыню отправиться нам? По-моему, ближайшей из них будут, кажется, какие-нибудь Каракумы. Нет. На самом деле, речь идет о том, что в время молитвы человек не должен ни на что отвлекаться. На молитве, как в пустыне, куда ни посмотри, ты везде видишь один и тот же ландшафт.
И далее мы читаем семнадцатый стих:
«В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных» (Лк. 5:17).
То есть свидетелями чудес Спасителя были представители религиозного истеблишмента ветхозаветной Церкви.
И далее:
«Вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; (Лк. 5:18)
и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса» (Лк. 5:19).
Это событие также описывается в Евангелии от Матфея (девятая глава, со второго стиха и ниже). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Принесли же к Нему, как мы сказали выше, второго расслабленного, лежащего на постели, ибо сам он не мог ходить. Иисус же, видя веру не того, кто был принесен, но принесших, сказал расслабленному: “Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои.” О дивное смирение! Он называет сыном, чадом? презираемого, слабого и во всех скреплениях членов разбитого человека, которого даже священники не удостаивали прикосновения».
То есть тот человек, о котором нам рассказывает пятая глава Евангелия от Луки, был расслаблен не только телом, но и духом.
«Вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса
И Он (Христос), видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:20).
Блаженный Феофилакт обращает внимание на то, что прощение человека осуществляется тогда, когда он лежит на земле, у ног Иисуса. Казалось бы, эта деталь ничему не может нас научить, но Блаженный Феофилакт говорит: «Нет, это очень много значит: прощение грехов возможно только в этой земной жизни. За гробом, когда наша душа выпорхнет из нашего земного дома, никакого прощения грехов уже не существует». То есть пока мы живем на земле, пока наша душа обитает в этом теле, мы можем пережить Божье прощение. Те же, кто испытывают ложную надежду на то, что, может быть, за гробом нам тоже простятся грехи, переживут серьезное разочарование. Ведь эта земная жизнь и дана нам для того, чтобы мы определились в добре или во зле, то есть в том, какой путь мы избираем. Поэтому действие Христа глубоко символично: когда расслабленный был положен на земле у ног Иисуса, он пережил Божье прощение («прощаются тебе грехи твои»). Таким образом, по вере одних людей прощается греховная жизнь и неверие других. Оказывается, один человек может верить за другого. Эта практика имеет для нас значение, когда мы крестим младенцев по вере крестных родителей.
И далее описывается реакция иудейского религиозного истеблишмента на действия Иисуса:
«Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лк. 5:21).
Казалось бы, эти люди задают вопрос: «А кто может вообще прощать грехи, кроме Бога?».
И далее Евангелие от Луки отвечает на этот вопрос в двадцать втором стихе пятой главы:
«Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?» (Лк. 5:22)
А кто может уразуметь наши помышления? Никто. О тех помышлениях, которые в нашем сердце, знаем мы сами, то есть сам человек, и Бог. Здесь евангелист Лука одной фразой показывает, что Иисус Христос есть Бог.
«Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?»
То есть Христос как бы проникает Божественным Духом в сердца этих людей и рассматривает их мысли.
И Он добавляет:
«Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? (Лк. 5:23)
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. (Лк. 5:24)
И он тотчас (обратите внимание: здесь вновь употребляется слово «тотчас») встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. (Лк. 5:25)
И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне» (Лк. 5:26).
Итак, Христос открывает намерение сердец этих людей, совершает чудесное исцеление расслабленного и говорит, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи.
Иларий Пиктавийский в своих комментариях на Евангелие пишет: «Затем, чтобы они могли понять, что Он, находясь в теле, есть Тот, Кто и душам отпускает грехи, и тела воскрешает, говорит: “Но, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи”, тогда говорит расслабленному: “встань и возьми постель твою”. Достаточно было сказать: “Встань!”, но, поскольку всякое совершенное Им дело требовало разъяснения, Господь прибавил: “Возьми постель твою и иди в дом твой”. Сначала Он даровал отпущение грехов, затем явил силу воскресения; сначала словами о взятии постели показал, что будет упразднена слабость и болезнь тела, затем словами о возвращении в свой дом указал верующим путь для возвращения в рай, откуда всеобщий праотец Адам ушел запятнанный грехом».
То есть расслабленный, который поднимается, берет постель (матрас, на котором он лежал) и идет с ней в свой дом. Это символ того, что, когда Бог всецело исцеляет нас, мы входим в рай, откуда некогда был изгнан наш праотец Адам.
«После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною» (Лк. 5:27).
Христос увидел евангелиста Матфея, точнее, будущего евангелиста Матфея, который был мытарем. Интересно отметить, что из всех новозаветных авторов лишь сам Матфей пишет о себе как о мытаре. Другие евангелисты, при упоминании о Матфее называют его Левий Матфей. Почему они добавляют к его имени слово «Левий»? Этим Марк и Лука хотят показать, что, несмотря на его род занятий, Матфей происходил из колена Левия, то есть из священнического колена. Сам Матфей ни разу не упоминает об этом.
Казалось бы, мытарь – человек, который до мозга костей погружен в обогащение. Мытари были менялами и сборщиками податей на Иерусалимский Храм и на римских оккупантов. И вот в связи с тем, что они собирали налоги не только на Храм, но и на «колониальные» власти, многие считали мытаоей предателями, коллаборационистами, стараясь держаться от них подальше и без нужды не подходить к ним ближе чем на семь метров.
И Христос обращается к Матфею и говорит: «Следуй за Мной». Все ненавидели этого человека, презирали его как коллаборациониста, предателя собственного народа. Это все равно, что какой-нибудь «власовец», или бандеровец, который предал свой собственный народ, вдруг призывается Христом: «Следуй за Мной». Конечно, это была скандальная ситуация. Но Матфей оставляет свой «бизнес». Представьте себе: священник идет мимо ларька по обмену валюты и призывает продавца, который сидит и обменивает деньги пойти с ним в храм и тот бросает все, раскрывает двери и бежит за священником. Это была подобная ситуация.
И мы читаем двадцать восьмой стих:
«И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лк. 5:28).
Оставить все и последовать за Христом – это очень важно, но, прежде всего, мы должны оставить то, что мешает нам идти за Господом. Иисус Христос общался и с богатыми людьми. Некоторым из них Он не говорил, что им следует все оставить, потому что, если человек правильно распоряжается тем, что имеет, это не является для него препятствием следовать воле Бога. Но Господь всегда знает, когда какая-то вещь, пусть даже разрешенная вещь, может оказаться препятствием для нас.
«И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5:29).
То есть Левий не просто пошел за Ним, не просто оставил все, он делает большее – приглашает других мытарей, чтобы, может быть, Христос и их сделал Своими апостолами.
«Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» (Лк. 5:30).
Книжники и фарисеи брезговали мытарями как предателями, коллаборационистами, и старались не общаться с ними. И Христу часто бросали вызов: «А почему Ты и Твои ученики общаются с ними?».
Кстати, в современной России многие миссионеры слышат укоры со стороны современных книжников и фарисеев: «А зачем ты беседуешь со Свидетелями Иеговы? Для чеготы с встречаешься кришнаитами? Почему ты разговариваешь с баптистами?». Конечно, это глупые претензии больных людей, по сути дела. Почему врач должен шарахаться от больных? А миссионер – это врач, который помогает уврачевать заблуждения баптизма, заблуждения кришнаизма и заблуждения Свидетелей Иеговы, когда общается с представителями этих конфессиональных групп. Как вообще можно запретить одному человеку общаться с другим человеком?
Например, вы помните, во время встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, некоторые недоумевали: «А зачем была эта встреча?». А где есть канон, что один человек не может встречаться с другим? Единственное подобное правило было у талмудистов, у книжников и фарисеев. В церковных канонах нет ничего подобного. Они запрещают совместная молитва с еретиками. Но встреча православного верующего с любым другим человеком возможна. Лишь талмудисты и те, кто следуют за ними, выдумывают какие-то странные правила: например, с кем можно разделять трапезу, а с кем нельзя. Далее следуют упреки апостолам: «Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Зачем вы общаетесь с ними? Зачем ваш Учитель общается с ними?». А как помочь людям, не общаясь с ними? Такая болезненная фантазия может возникнуть в голове с воспаленным горделивым воображением.
«Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31).
То есть, прежде всего нам следует обращать внимание на таких заблудших людей. Как сказано, что пастырь оставляет девяносто девять овец и бегает за одной заблудшей, и не успокаивается, пока не найдет ее.
И далее Иисус говорит:
«Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32).
И если мы осознаем свою греховность это означает, что Христос пришел к нам, а если мы считаем себя праведниками, то Он к нам и не приходил, потому что в Лк. 5:32 сказано однозначно: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Аналогичным образом, в Послании к римлянам говорится: «Христос…умер за нечестивых» (Рим. 5:6). Если кто-то не считает себя нечестивым, это означает, что Христос не умирал за него.
«Они же сказали Ему (книжки и фарисеи продолжают спорить с Иисусом Христом): почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? (Лк. 5:33)
Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5:34).
Действительно, когда отмечают бракосочетание, кто может ограничивать действие людей, собравшихся за свадебным столом? Это неправильно.
Однако, далее Христос говорит:
«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк. 5:35).
То есть апостолы общаются с Самим Господом. У них как бы Светлая седмица, которая не прерывается все три с половиной года их общения со Христом. Какие посты, какие ограничения, какие храмовые молитвы? Перед тобой Сам Господь. Общайся с Ним, собеседуй с Ним, прикасайся к Нему, принимай Его наставления. Повторюсь, Светлая седмица продолжалась все три с половиной года, когда Христос общался со Своими учениками.
«Но придут дни, когда отнимется у них жених», то есть, когда Он будет сначала распят, а затем вознесен на небо. И в это время, конечно же, очень важно поститься, молиться, выполнять все необходимые ритуальные действия.
«При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. (Лк. 5:36)
И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; (Лк. 5:37)
но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. (Лк. 5:38)
И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше» (Лк. 5:39).
Здесь Христос говорит как бы с укором по отношению к книжникам и фарисеям, которые были формалистами и считали, что их вероубеждение – истина в последней инстанции и если кто-то утверждал что-то непохожее на их вероубеждение, они воспринимали это как какой-то новодел, или обновленчество, как вызов их «упорному» традиционализму.
Человек, который не готов к радикальным, харизматическим духовным переменам в собственной жизни, едва ли способен стать настоящим христианином. Для того чтобы пережить нравственные и моральные перемены, необходимо осуществить как бы ревизию своей жизни, не только жизни плотской, но и духовной. Если в твоих религиозных убеждениях что-то не так, это следует исправить, а не держаться за какие-то пустые суеверия, лишенные практического смысла, и главное – лишенные духа любви и миссионерской открытости по отношению к другим людям.
Итак, братья и сестры, сегодня мы с вами рассмотрели пятую главу Евангелия от Луки. Если мы будем живы и Господь позволит, то в следующий раз будем изучать шестую главу этого Евангелия.
Давайте повторим сегодняшние темы.
Это призвание Симона Петра, Иакова, Иоанна; исцеление прокаженного и расслабленного; призвание Левия Матфея и заявление Христа о том, что Он пришел призывать не праведников, а грешников; рассуждения о посте во дни жениха и о молодом вине (молодое вино по отношению к ветхому, старому – это благодать Нового Завета, которая превозносится над учением о заповедях, о Законе, как и святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как небо высоко отстоит от земли, так и Новый Завет выше Ветхого Завета»).