Евангелие от Луки. Глава 3.

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Луки. Глава 3.

Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:1–3).

Итак, в прочитанном отрывке, обращает на себя внимание перечисление разных правителей, начиная с Тиверия кесаря и Понтия Пилата, который тогда начальствовал в Иудее. Именно в это самое время, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, то есть к Иоанну Крестителю, сыну Захарии, в пустыне.

Зачем перечисляются имена этих правителей? Блаженный Феофилакт пишет: «Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники – сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иакова».

Пророчество Иакова мы находим в Книге Бытия, сорок девятой главе, десятом стих, где прямо говорится о том, что Мессия Христос придет в этот мир, когда скипетр царской власти будет отнят от дома Иуды и впервые царем над евреями станет нееврей. Так и исполнилось во дни Ирода. Здесь описываются события, связанные с началом проповеди Иоанна Крестителя и общественного служения Иисуса Христа, которое иначе называется «явление Христа народу».

Мы с вами определились, что до тридцати лет Господь наш Иисус Христос был в повиновении у Девы Марии и Иосифа Обручника. Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. То, что преуспевает, возрастает. Это связано с Истинным человечеством Иисуса Христа. Его Божество пребывало неизменно, потому что Божество никак не может усовершенствоваться. Оно уже есть абсолютно совершенное. Тем более Оно никак не может ухудшиться, будучи совершенством.

Мы прочитали, что был глагол Божий к Иоанну. Славянское, русское слово «глагол» означает «действующее слово», которое действительно является Господним руководством к действию. И когда подчеркивается именно значение действующего слова, о нем говорится как о глаголе. Но мы уже с вами знаем, что сама вера в христианском понимании есть, прежде всего, действие. «Вера есть осуществление ожидаемого», – пишет апостол Павел в Послании к евреям (Евр. 11.1). То есть сначала действие и лишь потом умозрительная уверенность в невидимом. Поэтому глагол – то, что связано с действием, всегда будет стоять на первом месте, когда говорится о Божьем Слове. Потому что Божье Слово обладает творческой силой. Когда Бог говорит: «Да будет свет», то сразу возникает свет; когда Бог говорит: «Да будет твердь» – возникает твердь. Бог действует как суверенный правитель над всем мирозданием.

Про Иоанна Крестителя мы уже с вами знаем. Кто его родители – об этом мы рассуждали на прошедшем занятии. Однако на некоторые моменты следует обратить внимание.

Миссия Иоанна заключалась в том, что он должен был приготовить путь грядущему Мессии. Так, например, Хроматий Аквилейский в трактате на Евангелие от Матфея писал: «Итак, эти пути милосердия и истины, веры и праведности предуготовил Иоанн. О них же Иеремия свидетельствует так: “Станьте на путях Господних, и рассмотрите пути вечного Бога, и увидьте, где путь Господень, и идите по нему” (здесь дается ссылка на шестую главу, шестнадцатый стих Книги пророка Иеремии)».

И далее Хроматий Аквилейский пишет: «И так как на этих путях находится Царство Небесное, святой Иоанн не без основания прибавил (то есть начинает свою проповедь приуготовления – примечание о. Олега): “Ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3:2). Так желаешь ли ты, чтобы и к тебе приблизилось Царство Небесное? Предуготовляй эти пути в своем сердце и в своем уме, в своей груди. Проложи в себе путь целомудрия, путь веры, путь святости. Создай пути праведности, удали все соблазны, обиды из твоего сердца, ибо написано: “Уберите камни с дороги” (Ис. 40:4). И действительно, тогда через помышления твоего сердца и движения твоей души, словно по неким тропинкам (по всему этому), входит Царь Христос».

Хроматий Аквилейский настаивает на том, что Иоанн Креститель, как Предтеча Господа, приуготовлял не просто Пришествие Христа, точнее Его явление народу, но и сердца тех людей, которые должны были пережить встречу с Иисусом Христом. «Убрать камни с дороги» означало убрать все сомнения, которые могли возникнуть; «встать на путях Господних» означало занять деятельную позицию при встрече Господа, грядущего в народ.

Мы знаем, что Иоанн Креститель одевался очень просто. И по этому поводу святитель Иоанн Златоуст писал: «Было необходимо, чтобы Предтеча Того, Кто должен был упразднить все древнее, а именно: тяжкий труд, проклятие, печаль и пот, – сам имел некоторые знаки такого дара и был выше древнего осуждения. Он (Иоанн) не обрабатывал земли, не рассекал борозды, не ел хлеб в поте лица, но имел готовую еду, одежду находил легче еды, а о жилище заботился еще меньше, чем об одежде. Он не имел нужды ни в крыше над головой, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, будучи во плоти, вел какую-то ангельскую жизнь. Для того он и носил власяную одежду, чтобы ее видом научить нас удаляться от человеческого и не иметь ничего общего с землей, но возвращаться к прежнему благородству, в каком пребывал некогда Адам, прежде чем стал нуждаться в платье и одежде. Таким образом, сам вид Иоанна служил знаком и царского достоинства, и покаяния».

То есть смиренный вид Иоанна Крестителя указывал на такую, если хотите, царственную беспечность, он как бы пренебрегал всем земным, живя не в городе, не в селе, а в пустыне. Конечно, немного непонятно, почему проповедь Иоанна Крестителя начинается в пустыне. И по этому поводу Блаженный Феофилакт задавал вопрос в комментарии на Евангелие от Матфея, где тоже рассказывается об Иоанне Крестителе: «А почему он проповедует не в городе, не в селе, не на распутье дорог, а именно в пустыне? Какой в этом был смысл?» На самом деле, это связано было прежде всего с тем, что он возвращал таким образом еврейский народ к истокам веры. Этот народ сформировался как народ Божий в пустыне. Когда евреи выходили из египетского рабства, они сорок лет ходили по пустыне, где Бог обучал их Своим заповедям. Таким образом, Писание показывает нам, что мы все нуждаемся в обновлении веры. Мы, христиане, всегда нуждаемся в обновлении обетов Крещения, которые мы давали сами или за нас эти обеты давали наши крестные родители. Евреи получили Закон в пустыне. Почему в пустыне? Чтобы ничто постороннее не отвлекало их, и они были сосредоточены только на тех глаголах вечной жизни, которые получали от Бога, ибо заповеди даны, как известно, не для смерти, но для жизни, и, исполняя Закон, человек мог жить ими.

Но Святые отцы называют и вторую причину, почему Иоанн Креститель проповедует в пустыне: он хочет показать людям их настоящую внутреннюю пустоту. Когда человек живет в городе, у него есть иллюзия стабильности. Помните, однажды апостолы показывали Иисусу Христу красивые здания и сказали: «Посмотри, какие они!» На что Христос ответил: «…Истинно говорю вам, не останется здесь камня на камне» (Мф. 24:2). Город – это искусственный мир.

Первый город построил Каин, первый человекоубийца на земле. Это была попытка отгородиться от естественного мира, который создан Богом, от мира природы. Город – искусственное образование. Находясь в городе, возникает иллюзия, что человек защищен, что все, что есть в этом городе – для человека и во имя человека. И многие верят в это, не понимая, что человек – всего лишь кирпичик в здании, и само построение этого здания грандиозного, подавляющего нас своим величием, имеет целью опрокинуть наше сознание в некую иллюзию.

И, напротив, обратите внимание – все проповеди Иисуса Христа, самые возвышенные, произносятся на лоне природы: Он проповедовал на Горе Блаженств, на Генисаретском озере, на берегу Иордана, в разных пустынных местах – поближе к природе, как бы выводя людей из душных городов, чтобы ландшафтом для этих бесед и наставлений был бы мир, созданный Богом, а не искусственный мир, созданный человеком.

В настоящее время проблемы искусственного мира очень довлеют над нашей молодежью. Многие подростки провалились в мир Интернета. И они нуждаются в настоящем исходе из виртуального пространства, заблудившись в разных сайтах, в разных площадках компьютерной сети. Они не могут никак собраться с мыслями, потому что в Интернете все фрагментарно. Человек прыгает с сайта на сайт, нигде не задерживается надолго, скачивает фильмы, которые не смотрит, аудиокниги, которые не слушает.

Действительно, самый страшный бес современного человечества – это бес-хронофаг. Это бес, который пожирает наше время, начинает обрабатывать нас с самого утра, когда мы сидим на диване, ничего не делаем, или перед монитором компьютера, тоже ничего особенно не делая, как я уже сказал, скачивая фильмы, которые не смотрим, аудиозаписи, которые не слушаем, и книги, которые не читаем.

Итак, проповедь Иоанна Крестителя начинается в пустыне. Это показывает, что за иллюзией городской жизни, такой полновесной, полноценной, люди не могли рассмотреть свою собственную пустоту. А здесь, в пустыне, они могли увидеть все это гораздо лучше, каждый в самом себе.

Поэтому Иоанн проповедует в пустыне. Не в городе, не в селе, не на пересечении дорог.

И далее евангелист Лука пишет:

«Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит (пророк Исаия предсказывал об Иоанне Крестителе): “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие”» (Лк. 3: 4–6).

Блаженный Феофилакт пишет: «”Путь”, который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. “Стези” суть заповеди Закона, как бы уже истертые (то есть ветхозаветного Закона – примечание о. Олега.). Повелевается делать их “прямыми”, потому что фарисеи развращали заповеди. Под “путем” можно разуметь и душу, а под “стезями” – помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины “наполнятся”, то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; “всякая гора и холм”, то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными c природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое».

Прекрасный комментарий дает Блаженный Феофилакт. Действительно, Христос пришел для того, чтобы наполнить долы, пустоты, впадины. Иными словами, если кто-то является нищим духом, он может рассчитывать на то, что Господь позаботится о его наполнении.

Правда, немножко непонятно: почему в Нагорной проповеди говорится «блаженны нищие духом»? Нищие духом – это те, которые осознают свою духовную несостоятельность и пустоту. Они блаженны, потому что, прося Сокровище благих и жизни Подателя, Господа, получают. Как и Христос однажды сказал: «Если сын попросит у отца рыбу, неужели он даст ему змею? А если сын попросит хлеба, неужели он даст камень? Тем более, Отец Небесный даст благо (благодать Духа Святаго) просящим у Него» (Мф. 7:9), – то есть этих благ.

А горы, которые следует принизить, – это горделивые позиции разных людей, которые принадлежали к политическому, религиозному, церковному ветхозаветному истеблишменту. К Пришествию Христа все это надо было выровнить, убрать всю кривизну. Человеческая мысль ветхозаветной Церкви исказила смысл многих заповедей, Божьих уставов и постановлений.

Блаженный Августин однажды написал такие слова: «Только эти книги Священного Писания есть истина абсолютная, никак не поврежденная». И далее он добавляет: ЦЯ читал некоторых авторов из современных, которые пишут. Многое в их книгах не так, как надо было бы написать. Поэтому важнее всего слова пророков и апостолов».

И когда мы влюбляемся в Библейское откровение – это правильная влюбленность. Мы не можем жить без Слова Божия, как и сказано: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом] (то есть глаголом), исходящим из уст Господа живет человек» (Втор. 8:3).

Если мы хотим пережить встречу со Христом в этой жизни, то должны наполнять наши «долы» и принижать наши горделивые «возвышенности», ибо Бог «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

И далее мы читаем:

«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк. 3:7).

Почему он так говорил? Несколько резко. Наверное, для того, чтобы люди обратили внимание на его слова. Невозможно убежать от гнева Божия. Можно спрятаться от полицейского расследования, можно избежать наказания от прокуратуры, или, вообще, прожить жизнь так, что ты не будешь отвечать ни за один из своих грехов. Некоторые люди мечтают быть защищенными от человеческого возмездия до самой смерти; а потом, когда они умирают, их зарывают в могилу и ставят такой мощный памятник, как правило из мрамора, цементируют все вокруг, как бы в надежде на то, что никто уже теперь не потревожит усопшего грешника.

Но невозможно спрятаться от суда Божия. Сделать это никто не в силах. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева?». От настоящего гнева можно «спрятаться», подкупив земного судью, но как подкупить Судью Небесного, когда Христос сядет на Престоле и будет судить народы, которые соберутся перед Ним? Или какой выкуп даст человек за душу свою в тот день?

И Иоанн Креститель не просто обличает этих людей. Он предлагает им путь исправления. Как писал авва Дорофей: «Даже не подходи близко ни к какому человеку со словами, если у тебя нет для него слов исправления».

Иоанн Креститель, сказав о неизбежности грядущего гнева, предлагает пути исправления:

«Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:8).

Так, Иоанн Креститель предлагает сотворить достойный плод покаяния. Что подразумевается под этим?

Давайте посмотрим, что писал Иларий Пиктавийский в его комментарии на Евангелие. «Он призывает их сотворить достойный плод покаяния, чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Ведь требуется не родство по плоти, но исследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам благочестивых предков, и слава рода сохраняется благодаря подражанию их благочестию веры. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый (дьявол) вероломством погубил человека, а второй (Авраам) оправдался своей верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретают благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола».

Иларий Пиктавийский поднял очень серьезный вопрос. Мы уже касались этой темы. Евреи очень гордились своим происхождением от патриархов, от Авраама, Исаака и Иакова. Однако, подобная религиозная гордость может проявляться и в мире православия, когда мы начинаем говорить о том, что мы, русские и наши предки, со времен князя Владимира, оберегают эту святую веру. Однако, мы не можем жить заслугами благочестивых предков, если не подражаем самой их жизни и не отворачиваемся от них, когда они поступали неправильно. Мы всегда можем выбрать, чему следует подражать из жизни наших предков, а от чего необходимо отвращаться.

Кирилл Александрийский в своих евангельских комментариях пишет: «Можно было бы сказать, что плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы»

Что такое «евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы»? Верующий должен не только читать Евангелие, но и стремиться жить по нему. А «дебелость буквы» может заключаться в том, что можно выучить многие евангельские тексты наизусть, но, если не жить по этим текстам и не воспринимать Библейское Откровение как Господне руководство к действию, ничего хорошего в жизни не произойдет. Как писал апостол Павел: «Буква убивает (буква Библейского Откровения), а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Кто-то может спросить: почему Иоанн Креститель так грубо говорил о фарисеях и саддукеях («порождения ехиднины»)? Что он имел ввиду, произнося эти слова? Святитель Хроматий Аквилейский в своем истолковании пишет: «Однако святой Иоанн прогонял фарисеев и саддукеев, приходящих к нему креститься, говоря: “Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния” (Мф. 3:7–8). Тех, кого издавна называли сыновьями Бога, теперь справедливо, в наказание за преступления называют порождениями ехидны, потому что, творя волю дьявола, который с самого начала был назван змием, они сами себя назначили сыновьями дьявола, как гласит Евангелие: “Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Ин. 8:44)».

И точно так же Иоанн Богослов в своих посланиях пишет: «…Кто делает грех, тот от дьявола» (1 Ин. 3:8). То есть, действительно, мы можем иметь благочестивых родителей, таких как Авраам, Исаак, Иаков, в конце концов, как наши благочестивые православные предки, однако, если мы не подражаем их образу жизни, это едва ли нам поможет.

Парадокс заключается в том, что очень часто у благочестивых людей рождались неблагочестивые дети. Первенцем Авраама был Измаил – разбойник; первенцем Исаака – Исав – негодяй, злодей; Иакова – Рувим – прелюбодей. И мы видим, что у царя Давида был непутевый сын Авессалом, который, как о нем говорится в Библии, являлся самым красивым человеком того времени (если бы он выступал на конкурсе «Какой мужчина самый красивый», приз, наверняка, достался бы ему). Однако, Авессалом оказался непутевым сыном. Он надругался над своим отцом (войдя в шатер, в котором, в отсутствии отца, были его жены).

Если вы когда-нибудь будете путешествовать в окрестностях Иерусалима, там есть особое место. Это склеп, который построил себе Авессалом. Каждый еврей, проходя мимо, берет камень и бросает в это древнее сооружение, вспоминая о том, что Авессалом был очень непутевым сыном благочестивого отца – пророка и царя Давида.

И таких примеров очень много, не только в библейской, но и в отечественной, и в мировой истории.

Эти книжники и фарисеи говорили: «Мы дети Авраама». Однако, они не жили по вере Авраама. Иоанн Креститель называет их «порождения ехиднины». Иными словами, он говорит: «Вы, скорее всего, порождения ехиднины, потому что в вас не наблюдается благочестия Авраама, Исаака и Иакова, а то, как вы себя ведете, это очень неправильно».

И «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:8). О чем это говорит Иоанн Креститель? В Иудее времен Иисуса полагалось, чтобы при каждом большом скоплении народа, присутствовали римские центурионы и легионеры, которые следили за порядком, выполняя свои полицейские функции. И скорее всего, Иоанн Креститель указал на них и сказал, что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму», потому что эти римляне, действительно, в каком-то смысле напоминали «камни». Они не понимали значения слов еврейских проповедников тогдашней эпохи. Они просто стояли и наблюдали за скоплением народа, чтобы избежать тогда возможных беспорядков.

Но так и сложилось исторически: еврейский народ отпал от благодати. В Риме же была создана Церковь, и многие язычниками становились христианами.

И Иоанн Креститель говорит:

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:9).

О чем это? Давайте посмотрим объяснение Илария Пиктавийского (древнехристианский экзегет, живший в IV веке). «Секира, лежащая при корнях деревьев, указывает на преимущественное право власти Христа. Посечение и сожжение бесплодных деревьев обозначает истребление пагубного вероломства, которому уготован судный огонь».

Может быть, Иларий неправ? Разве Христос подсекал кого-то? Нет, в Первое пришествие Он никого не подсекал и ни на кого не сводил огонь. Но именно о Первом пришествии Он говорил: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). Во Втором же пришествии Он явится уже как грозный Судья, который воссядет на Престоле Славы и отделит людей, как пастырь отделяет овец от козлов. Одних он поставит справа от Себя (праведных), а других слева. И праведные услышат слова: «Войдите, благословенные, в покой Мой, уготованный вам от сотворения мира». И услышат те, которые слева: «Идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его».

Блаженный Иероним Стридонский, истолковывая слова «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму», пишет: «Камнями он называет язычников из-за их жестокосердия. Прочти пророка Иезекииля: “Возьму", – говорит, “от вас сердце каменное, и дам сердце платяное” (Иез. 36:26). Камень – образ жестокости, плоть – мягкости. Или же просто Иоанн указывает на всемогущество Божие, потому что Создавший все из ничего может и из наитвердейших скал сотворить народ».

Действительно, стоит ли удивляться? Бог создал человека из праха земного, а состав праха мало чем отличается от состава скалы например. А в Писании так и сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице ему дыхание жизни, и стал человек душою живой» (Быт.2:7).

И далее мы читаем, какой была реакция на проповедь Иоанна Крестителя:

«И спрашивал его народ: что же нам делать? (Лк. 3:10)

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. (Лк. 3:11)

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? (Лк. 3:12)

Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. (Лк. 3:13)

Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (то есть, это были наемники) (Лк. 3:14)

Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – (Лк. 3:15)

Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. (Лк. 3:16)

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. (Лк. 3:17)

Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк. 3:18).

Итак, Иоанн Креститель настаивает на том, что люди должны переживать духовные и нравственные перемены, если хотят идти путем исправления. И если они не способны на такие перемены, то могут ожидать грядущее наказание. Иоанн объясняет, что Христос придет в этот мир как Тот, который, с одной стороны, будет крестить Духом Святым, с другой – действовать как обличающий и наказывающий Судья.

На самом деле, Иоанн Креститель дает оценку двум Пришествиям Христа. Цель Первого пришествия – приуготовить сердца людей, очистив их Своей Кровью к принятию Духа Святого. Это то, что называется Крещением Духом Святым, которое мы переживаем в Таинстве Святого Миропомазания. Именно о Втором пришествии, когда Он придет как Судья, сказано: «А солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:17).

И далее евангелист Лука переходит к следующим событиям:

Ирод же четвертовластник, обличаемый от него (то есть Иоанна Крестителя) за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, (Лк. 3:19)

прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» (Лк. 3:20).

Это было как бы небольшое отступление, повествующее о том, как окончится жизнь Иоанна Крестителя.

И далее Лука возвращается уже собственно к временам, о которых пишет:

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, (Лк. 3:21)

и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Из других Евангелий мы узнаем о том, что, когда Иисус Христос пришел креститься на Иордан, то Иоанн Креститель удерживал Его и говорил: «Это мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне креститься?». На что Сын Божий отвечал, что надлежит исполнить всякую правду. И тогда Иоанн допускает Его до Крещения.

Само событие Крещения Господня называется также в Писании, точнее в церковной традиции, Богоявлением. Почему? Потому что Иоанн Креститель оказался первым человеком, который созерцал тайну Святой Троицы: он видел Сына Божия, стоящего в водах Иордана особо; он видел Духа Святаго, который в виде голубином носился над головой Сына Божия особо; из осеняющего облака Славы слышал глас Бога Отца, который свидетельствовал о Сыне Божием: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе (или в котором) Мое благоволение!».

Подобное свидетельство мы увидим и на горе Преображения, когда появится осеняющее облако и раздастся глас. Но будет и некоторое дополнение. Если в эпизоде с Крещением Бог сказал: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22), в день Преображения Бог Отец добавил: «Его слушайтесь». Почему же во время Крещения Бог Отец не говорит: «Его слушайтесь» (Лк. 9:35)? Потому что к этому моменту Христос еще не вышел на общественное служение. А когда в день Преображения Бог Отец будет свидетельствовать о Сыне, к этому моменту Спасителем уже была произнесена Нагорная проповедь и множество притч.

Далее евангелист Лука пишет:

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:23).

Какое это имеет значение? Именно в этом возрасте по Закону Моисееву человек мог приступать к исполнению священнических обязанностей. Иосиф Прекрасный, который являлся прообразом Христа Спасителя, стал владыкой над Египтом, когда ему тоже было тридцать лет.

«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев (Лк. 3:24),

Матфатов, Левин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,»

И далее перечисляются имена в обратном порядке до …

«…Сифов, Адамов, Божий» (Лк. 3:38).

Всего в родословной, которую приводит евангелист Лука в третьей главе, мы насчитываем семьдесят семь имен. Какое значение имеет эта цифра? В Книге Бытия есть удивительная история, повествующая о том, как один каинит, по имени Ламех, имел двух жен – Аду и Циллу. И вот этот Ламех начинает каяться перед своими женами. Он говорит: «…Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт. 4:23). Однако, Ламех сразу же делает оговорку: «…Если за Каина отмстится семеро (то есть в седьмом поколении), то за Ламеха (он говорит о себе), в семьдесят раз всемеро» (Быт. 4:23). Иными словами, отмщение за его грехи произойдет в семьдесят седьмом поколении.

В семьдесят седьмом поколении. Во дни жизни Ламеха, когда он произносил приведенные выше слова, еще был жив Адам, первый человек. То есть он говорил: «Пройдет семьдесят семь поколений, и за каждый грех будет совершено отмщение, каждый грех будет искуплен страданием некого Человека, который родится в этот мир, и понесет на Себе все его грехи».

Блаженный Августин, комментируя слова Ламеха, прямо говорит: «Да, Ламех был каинит, да, он был грешник (согласно преданию, именно он придумал многоженство), но он каким-то удивительным образом ощутил, что в этот мир придет спасение». И оно придет в семьдесят седьмом поколении от Адама. И тогда будет искуплен каждый грех всех людей от Адама до того времени, когда в мир явится Избавитель.

Таким образом, Ламех предсказал Пришествие Христа, а также искупление Им всех грехов рода человеческого.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели третью главу Евангелия от Луки. Здесь есть несколько интересных тем.

И главный вывод, который мы можем сделать из рассмотрения этой главы, это то, что, служа Богу, мы можем рассчитывать на особое Божие благословение, но мы и не избежим наказания, если будем делать то или иное дело Божие с каким-либо небрежением и невниманием.

Мы увидели здесь удивительное число имен, обозначенное символически еще Ламехом, который, несмотря на свою греховность и дурное происхождение, пережил пророческое озарение, когда стал каяться перед своими собственными женами, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И когда Ламех как бы унизил себя самого в глазах собственных жен, он узрел, когда придет спасение, избавление для всего рода человеческого и искупление того преступления, которое совершил он лично.

Какое же преступление совершил Ламех? Последняя тема сегодняшней беседы. Каину было предсказано, что в седьмом поколении будет возмездие за его грехи, а Ламех как раз являлся седьмым от Каина. И Ламех имел сына, которого звали Тувалкаин. Тувалкаин был ковачом всякого орудия, оружия для смертоубийства. Когда Ламех был уже пожилым человеком, у него очень сильно ослабло зрение. И Ламех пошел на охоту (он очень любил охоту). Его поводырем был сын, указывавший, в какую сторону нужно стрелять (этот же сын и изготовлял оружие, стрелы). Они шли, и вдруг в кустах началось какое-то движение. Тувалкаин посмотрел и увидел какую-то мохнатую голову. Он сказал отцу, который плохо видел: «Стреляй туда» и указал ему направление выстрела. Выстрелив, Ламех понял, что убил кого-то. После этого, Ламех и Тувалкаин пробираются сквозь заросли к трупу и видят, что это Каин, которому отмщение от Бога действительно пришло в седьмом поколении. И тогда от раскаяния, которое пережил Ламех (он убил своего праотца), он сильно развел руками и луком насмерть зашиб своего отрока Тувалкаина.

Таким образом действуют Божьи суды. Убийца все-таки понес наказание. И это благо для убийцы – получить наказание уже в этой жизни, потому что, в соответствии с принципами Божественного правосудия действует правило: «За одно преступление дважды не наказуют». Если убийца был убит, то для него это благо. Есть такая фраза: «Благо грабителю, которого обворовали». Если же человек не понес наказания за свое преступление в этой жизни, он понесет его после смерти.

Ламех пал духом, после того, как убил своего сына Тувалкаина. Тувалкаин был человеком, изготовлявшим орудия смертоубийства. Он занимался этим «бизнесом», и сам стал жертвой этого же орудия. То есть зло всегда возвращается к человеку, который его творит, в том или ином виде. Иными словами, справедливость Божия существует в этом мире, и, рано или поздно, каждый понесет наказание за преступление.

Ламех был посвящен в великую тайну – тайну грядущего Искупителя, который омоет Своими страданиями весь род человеческий, начиная с первого человека Адама.

И мы знаем, что, согласно Писанию, Христа распинали на горе Голгофа. Иначе она называется Лобным местом. Почему «Лобное место»? Имеется в виду лоб. Предание учит, что, когда Адам умер, его положили на горе и не знали, что делать с мертвым, так как у людей еще не было опыта погребения. От солнца кожа стала сползать со лба Адама уже через несколько дней. И тогда люди засыпали его землей, а место захоронения назвали Лобным местом или Горой черепа. И когда перед казнью Иисуса римские легионеры копали яму, для того чтобы поставить туда крест, они выкопали настоящий череп Адама. И когда они укрепляли крест, то использовали камни и всякий другой подручный материал и, в частности, этот череп. И кровь Христа стекала прямо на голову Адама, его настоящий череп на этой «Горе черепа», или, по-еврейски, Голгофе.

Иоанн Креститель проповедует о Христе именно как о Спасителе мира. Он также говорит о Нем, как и о том Судье, который придет и восстановит принципы абсолютной справедливости, когда будет вершить Свои суды.


Оставить комментарий