Евангелие от Луки. Глава 2.

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Луки. Глава 2.

Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк. 2:1).

Император Август считается одним из самых значительных римских императоров, продолжавших традицию Цезаря.

Зачем евангелисты упоминают о том, что Рождество Христово происходило именно при этом правителе? Какое назидание это может нести для нас? Указывая даты евангельских событий, апостол Лука подчеркивает историчность тех событий, о которых рассказывается в Новом Завете. Другие авторы Евангелий упоминают Понтия Пилата и других правителей тех времен. Таким же образом и в Никео-Цареградский Символ веры вошло имя Понтия Пилата, для того чтобы указать на историчность библейских событий. И это имеет очень большое значение. свидетельствуя о том, что произошедшее однажды в истории имеет вечное значение. Но это случилось именно в нашей истории, будучи частью общечеловеческой истории – Воплощение Сына Божия здесь, на земле.

«Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк. 2:2).

И пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3).

По условиям переписи, каждый иудей должен был идти в тот город, откуда он был родом. А так как сродники Иисуса Христа происходили из дома Давида, они направились в Вифлеем, который являлся родиной этого великого царя (мы видим это в некоторых ветхозаветных текстах).

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, (Лк. 2:4)

записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк. 2:5).

Здесь мы видим, что Иосиф и Мария не уклоняются от исполнения гражданской обязанности и участвуют в переписи населения. Таким образом, они создают прецедент и для нас не уклоняться от исполнения гражданских обязанностей даже тогда, когда речь идет об оккупационных властях, так как Палестина тогда находилась под управлением римской администрации. Но древние считали так: «Если над нами хорошие правители – это благословение от Бога за правильную жизнь, а если над нами плохие правители – это нам в наказание за грехи. Однако, наказание также проистекает от Бога».

Например, в эпоху монголо-татарского ига наши князья были вынуждены ездить в Золотую Орду. И когда князья находились в Орде, от них требовали, чтобы они поклонились истукану, идолу, на что русские князья отвечали: «Мы истукану кланяться не будем, а вот хану мы будем кланяться до земли, потому что за наши грехи он поставлен над нами правителем. И мы почтим эту волю Божию. Хану мы будем кланяться, а истуканов почитать не хотим».

В этом есть своя логика. Верующие люди все происходящее с ними воспринимают как волю или попустительство Божье. И если кто-то недоволен своим правителем, на самом деле он должен пенять на самого себя. Значит, наш нравственный облик таков, что мы не заслуживаем другого правителя.

И далее мы читаем:

«Когда же они были там, наступило время родить Ей (Лк. 2:6);

и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).

То есть Богородица и Иосиф Обручник не могли уклониться от исполнения своей гражданской обязанности даже несмотря на то, что Мария была на последнем месяце беременности и была в ожидания родов.

В то же самое время, когда Святое Семейство прибыло в Вифлеем, туда стеклось великое множество других людей также на перепись населения. Большинство из них принадлежали к дому царя Давида, были его сродниками. В результате, в городе собралось такое большое количество людей, что не было возможности разместить всех в гостинице. Поэтому Мария и Иосиф остановились в пещере, которая являлась местом загона для скота в зимнее время. Рядом с пещерой находились пастухи. Они не пасли овец, но охраняли скот, который находился в этих загонах. Загоны устраивали прямо в пещерах, которые во множестве и теперь наблюдаются в окрестностях Вифлеема.

Вифлеем по-еврейски произносится как «Бейт-Лехем», то есть «Дом Хлеба». Очень знаменательно, что Христос, который говорил о Себе, что Он есть Хлеб, сошедший с небес (Он говорил об этом в евхаристическом смысле), рождается в Вифлееме, Бейт-Лехеме, то есть в «Доме Хлеба». И Святые отцы говорили: «Тот Колос, который рождается в Вифлееме, евхаристически напитал всю Вселенную». И, действительно, Христос, рожденный в Вифлееме, в этом «Доме Хлеба», в Святых Дарах Причастия духовно окормляет всю Вселенную.

Представляется знаменательным то, что Марии и Иосифу не нашлось места ни в одной из гостиниц Вифлеема. Этим как бы подчеркивалась неспособность мира принять Христа Спасителя в Его Рождение. Он рождается не в богатом дворце и не в роскошной обстановке, а как смиренный человек, в пещере, являвшейся местом загона для скота, в которой были ясли, то есть кормушки для животных. И когда Дева Мария родила, Она положила Богомладенца в кормушку для скота. И святые отцы обращают на это внимание Мы с вами прочитали: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его».

Святые отцы говорят: скорее всего, это связано с тем, что Рождение Христа было безболезненным; Христос не нанес никакой боли Своей Матери. Он проходит ложесна дверями затворенными, не разрушая их (как Он вошел в Сионскую горницу по Воскресении из мертвых затворенными дверями дверями), таким образом сохранив девство Богородицы. И косвенно это чудо подтверждается тем, что сама Дева – и Та, которая рожает, и Та, которая выполняет функции повитухи. Она спеленала Ребенка и положила Его в ясли, в кормушку для скота.

В этом тоже есть и некое аллегорическое прочтение: когда мы принимаем Святое Причастие, то мы принимаем его дверями, как об этом говорится в богодухновенных молитвах, то есть нашими устами. И Он входит в наше тело в Святых Дарах Причастия. Очень важно, чтобы Он не оказался внутри нас, как в некой кормушке для скота, потому что жизнь многих людей проходит между диваном и холодильником, холодильником и диваном, не выходя за пределы этих интересов. Многие так и живут: холодильник – диван, диван – холодильник, по дороге еще в одно место, чтобы облегчиться.

Когда Христос рождается (мы это увидим далее), свидетелями чуда Боговоплощения становятся смиренные пастухи, которые содержали ночную стражу, охраняя овец, и волхвы, принесшие в дар Богуомладенцу золото, ладан и смирну. Золото – как царю, ладан – как Господу, а смирну – как человеку, которому надлежало умереть (ибо смирна в то время использовалась для изготовления специального бальзама, им натирали тело мертвого человека).

Таким образом, у ног Младенца Иисуса Христа встретится человеческая простота в лице пастухов и человеческая мудрость в лице волхвов. И они, пастухи и волхвы, поклонятся Богомладенцу Иисусу Христу.

И мы читаем:

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8).

То есть они не пасли овец, так как это был зимний период. Они охраняли скот.

«Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим» (Лк. 2:9).

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: (Лк. 2:10)

ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лк. 2:11)

и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2:12).

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее (Лк. 2:13):

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14).

Знамением было то, что, когда пастухи войдут в эту пещеру, они обнаружат Младенца. Его спеленали и положили в кормушку для скота. Ведь никто же не кладет младенца в кормушку для животных. Если младенец рождается дома, его не выносят в хлев и не оставляют там. Это было как бы из ряда вон выходящее событие. И Ангел это предсказал.

Христос станет Учителем простых людей, труждающихся и обремененных. Именно поэтому Он рождается более чем в скромной обстановке. Он будет Царем, но Царем нищих, обездоленных, плачущих, скорбящих, смиренных. И апостол Павел пишет о Христе, что Он всех нас обогатил Своей нищетою.

Другой вопрос, который мы должны рассмотреть: а почему, в целом, Бог является в этот мир как «Отроча младо, Предвечный Бог»? «Отроча младо» и при этом «Предвечный Бог». Для чего такое сочетание? При Воплощении происходит как бы умаление Божества, по-гречески, «кенозис». То есть Бог умаляется и становится Младенцем, «нас ради человек и нашего ради спасения». И, как рассуждает Блаженный Августин: «Может быть, это связано с тем, что мы с вами слишком взрослы в своей греховности, и чтобы разрушить нашу коросту взрослости в греховности, Бог умаляется до “Отроча млада”. Предвечный Бог становится кричащим Младенцем, которого надо спеленать и положить в кормушку для скота».

И действительно, в Рождественские дни мы все тоже немножко умаляемся, ведем себя как дети, делаем подарки, ждем подарки, поем колядки и всматриваемся в небеса: не увидим ли мы там Вифлеемскую звезду?

Итак, пастухи узнали о чуде Рождества Христова от Ангела. Но волхвы, о которых подробнее рассказывает евангелист Матфей, также были посвящены Ангелом в тайну Рождества Христова. Ангел, в виде Вифлеемской звезды, двигался по небу, указывая им направление. Волхвы два года добирались до места, где к их приходу родился Христос. Это мы видим из уточнения в Евангелии от Матфея, что Ирод выведал время появления звезды, а затем приказал избить всех младенцев от двух лет и ниже: то есть он не понимал, то ли этот Младенец родился, когда два года назад они первый раз увидели звезду, Ангела; то ли Он родился к их приходу в Иерусалим. И чтобы не ошибиться, Ирод даст указ избить всех младенцев от двух лет и ниже.

И мы читаем у Блаженного Феофилакта: «Ангел является пастухам за простоту их нравов и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи Иаков, Моисей и Давид были пастухами. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились Божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом. Ангел благовестил великую радость, которая, как сказал, будет для всех людей, собственно, для людей Божиих, ибо не все иудеи – народ Божий, но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого». И действительно, Ангелы восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!».

То есть теперь спасение открывается не только для одного еврейского народа. В описываемый период у иудеев присутствовал такой религиозный эгоизм. Они считали себя особым народом, избранниками Бога. Но в Новом Завете Господь является уже всему мируу, дабы каждый человек, независимо от своей национальности, цвета кожи, расы, языка, социального положения, возраста, пола, мог бы обрести путь спасения.

Национальный эгоизм проявляют и некоторые православные христиане, когда начинают подчеркивать исключительность нашей страны и нашего народа в осуществлении Божьего домостроительства спасения рода человеческого. Часто говорят о миссии России как особом уделе Божией Матери. Такое тоже можно услышать.

Хотел бы привести интересный пример. Во время общения с румынскими православными христианами, я спросил их: «А вот Румыния в глазах Бога какое положение занимает?». И румыны сказали: «Румыния – это особый удел Божией Матери, у нас есть монастырь (у этого монастыря было сложное название, я не запомнил), вот оттуда начнется спасение всего мира». Затем я поговорил на эту тему с болгарами. Они говорили то же самое: «Болгария – это место, откуда славянская азбука разошлась по всему миру, оттуда – начало славянской евангелизации, и именно там будет завершение, триумф: антихрист одолеет всю планету, а вот до святынь Болгарии он не сможет добраться». Как и у нас говорят, что антихрист захватит весь мир, а вот Дивеевская канавка его остановит. Именно там он и переломает себе ноги.

Религиозный, националистический эгоизм, конечно, связан с сентиментальностью. Всем хочется чувствовать себя поближе к Господу, немножко поближе к Божией Матери и осознавать себя находящимся под покровом Царицы Небесной.

Но объективная реальность такова, что, действительно, есть особый удел Божией Матери. Это Иверия (Грузия). Общецерковные предания устанавливают, что, когда апостолы бросали жребий, кому куда идти проповедовать, Дева Мария тоже бросила жребий, и ей выпала Иверия-Грузия, как ее особый удел. И хотя сама она не отправилась туда тотчас же, впоследствии, через несколько столетий, она благословила равноапостольную Нину (Нино, как ее называют грузины). Нино, под покровом Царицы Небесной, приходит в Иверию и обращает грузинский народ к вере Христовой.

Проблема книжников и фарисеев заключалась в том, что они были очень замкнуты на самих себе. Их национальный и религиозный эгоизм мешал им проявить смирение, а «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Поэтому свидетелями Рождества Христова оказываются простые пастухи, которых фарисеи довольно пренебрежительно называли «ам-хаарец» – «люди земли», «чернь». В Талмуде даже можно найти такое грубое выражениее: «Если ты встречаешь ам-хаарец, это невежда в Законе, и если тебе такой не нравится, ты можешь его прирезать». Это очень грубый оборот.

С другой стороны, свидетелями чуда Рождения Христова оказываются восточные звездочеты – волхвы. Представьте себе, в Москву придут какие-нибудь кришнаиты из Индии и скажут: «Нам известно место, где должно произойти великое чудо Божие, на вашей земле. А вы-то знаете об этом месте?». Очевидно, произойдет замешательство. Отцы из Синода будут обсуждать этот вопрос. Москва придет в движение: «А причем тут какие-то кришнаиты?». И в евангельскую эпоху реакция иудеев на приход волхвов была похожей: «А причем здесь какие-то звездочеты, эти язычники, идолопоклонники?». Однако, таким образом Господь смирял Свой народ, ибо Он всегда «гордым противится, а смиренным дает благодать».

Это означает, что мы должны избегать любых форм эгоизма: как национального, так и религиозного и всякого превозношения над другими народами.

И мы читаем:

«Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2:15).

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2:16).

Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем (Лк. 2:17).

И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2:18).

Блаженный Феофилакт пишет: «Пастыри сии суть образ духовных пастырей архиереев, и так архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное, и учить народ. И тогда они удостоятся Божественных видений и слышаний. Вифлеем значит «Дом Хлеба». Какой же это иной «Дом Хлеба» как не Церковь, в которой отложен оный Хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать Небесный Хлеб, и когда увидят сей Хлеб, долг их – проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим». То есть об этом Младенце рассказывали и другим.

Блаженный Феофилакт уже обратил внимание на то, что пастухами были Иаков, Моисей, Давид – великие вожди еврейского народа. В других истолкованиях Феофилакт объясняет, почему Бог избирает пастухов стать вождями собственного народа: лишь тот, кто научился терпению, когда он пас бессловесных овец, коз, баранов и отточил в себе смирение, получает возможность пасти и словесных овец; а тот, кто горд, надменен едва ли может стать архиереем. То есть пастырем, архипастырем, который сможет хорошо пасти овец. Поэтому существуют определенные нравственные критерии по отношению к тем людям, которые готовятся занять высокое положение в Церкви служителей Иисуса Христа и осуществляют свой апостолат для народа Божьего.

Конечно, в любом случае, мы, священники, не можем оказаться абсолютно достойными того служения, которое мы совершаем, потому что каждый из нас осознает свое недостоинство участвовать в домостроительстве спасения рода человеческого через совершение Святых Церковных Таинств. Это, действительно, действие Божественной благодати, что Он призывает нас, немощных.

Бог всегда выбирал людей, способных каким-то волевым решением изменить ход событий и у которых было обостренное чувство справедливости, чтобы они стали пастырями.

Почему Бог избрал Иосифа Обручника для Девы Марии? Это был простой человек, и, в своей простоте, он должен был оберегать Деву Марию от посягательств молодых людей, которые могли взирать на ее красоту с неким вожделением.

Например, почему Бог избрал Моисея? У Моисея было очень обостренное чувство справедливости. Смотрите. Моисей, когда ему исполнилось 40 лет, выходит посмотреть на свой народ, как они живут. И он увидел, что египтянин бьет еврея. Моисей сразу вступается за еврея и убивает этого египтянина. На следующий день он видит следующую картину: два еврея ссорятся друг с другом, и он и включается в этот конфликт, начинает что-то им объяснять. Затем, когда Моисей оказался в земле Мадиамской, он заступается за женщин, которые пришли за водой у колодца. Напомним, что эти женщины были дочерями Мадиамского священника, одна из которых, Сепфора, становится его женой.

Вот почему Бог избирает особых людей: у них обостренное чувство справедливости, они занимают социально активную жизненную позицию и неравнодушны к проблемам других людей.

Тот факт, что Бог избрал пастырей, которые оберегали и охраняли овец свидетельствует о том, что пастырское служение – служение охранительное. Пастырь – это тот, кто, подобно Давиду, берет палку или камень и отгоняет волка, медведя или даже льва от овец.

Но в этот мир приходит Сам Бог. И, хотя люди созерцали «Отроча младо», Младенца, Отрока, благодать Духа Святого подсказывала им, что это не просто младенец, но Некто несравненно больший…

Существует сказание о святом Христофоре. Святой Христофор был очень красивым человеком. Он занимался тем, что переносил людей через реку. Это было его служением. Христофор видел, как на него смотрят девицы. Он был очень красивым. И он помолился Господу: «Господи, дай мне другое лицо, чтобы никто не испытывал никакого вожделения, смотря на меня». И Господь сделал его лицо напоминающим собачью морду. Если вы наберете в Яндексе «икона Христофора», то увидите собачье лицо, над которым изображен нимб. Это святой Христофор.

И вот, однажды, когда святой Христофор переносил людей через реку, к нему подошел ребенок. Отрок, скажем так. Младенец, отрок – это было видение Христофора. Отрок сказал: «А ты можешь меня перенести на ту сторону?». И Христофор опрометчиво быстро ответил: «Да, конечно, могу. Я не таких переношу через эту реку». И ребенок сказал: «Попробуй». Христофор взял и посадил себе на плечо этого ребенка. И когда он зашел в реку, то вдруг стал ощущать тяжесть. Христофор понял, что несет на своем плече целую Вселенную в лице этого Ребенка. И он осознал, что на самом деле этот Ребенок несет всю Вселенную, и Христофора, вместе с этим миром. Таким было явление Христа святому Христофору. И само это имя Христофор означает «Христоносец», то есть тот, кто носит Христа.

Каждый из нас становится Христофором, когда мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа. Мы содержим в сосуде своего тела Того, Который содержит весь мир, ибо о Боге сказано: «…Мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян. 17:28).

И мы читаем далее:

«А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2:19).

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2:20).

Блаженный Феофилакт пишет: «Какие слова сохраняла Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и слагала в сердце Своем, то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события. Говорится как бы так: Мария сохраняла все слова, то есть те события, о которых я теперь говорю, и через то делаю их словами, ибо событие, когда о нем скажут, становится словом. Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все, ибо они не были завистливы, как другие иудеи».

Итак, Евангелие детства Иисуса Христа, как мы уже говорили во время первой беседы, исходит из сердца Пресвятой Девы Марии. То, что написал Матфей о Рождении Христа, о приходе волхвов; то, что описывает Лука о явлении ангелов пастухам, и все события, связанные с детством Иисуса Христа, – это Евангелие, которое исходит из сердца Девы Марии. Апостолы, общаясь с Девой Марией, узнали об этих событиях и описали их в своих Евангелиях так, что один из них, Матфей, подробнее рассказывает о приходе волхвов, а другой, Лука, более детально описывает приход в Вифлеемскую пещеру смиренных пастырей.

И мы читаем далее:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

Из Евангелия от Матфея мы узнаем о том, что, когда волхвы отошли от Иосифа, то явился Ангел Божий и повелел ему не возвращаться в Назарет, а тайным путем отойти в Египет, ибо Ирод хотел искать и убить Младенца. В Евангелии от Луки мы видим этому подтверждение: «Когда исполнились дни очищения их по Закону Моисееву (то есть, сорок дней после рождения), принесли Его (то есть Младенца Христа) в Иерусалим» (Лк. 2:22). Это было их движение к Египту через Иерусалим. Гораздо легче было затеряться в большом городе, нежели вернуться в Назарет, где Святое Семейство уже искали, или в окрестности Вифлеема, где уже началось избиение младенцев от двух лет и ниже.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, (Лк. 2:22)

как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, (Лк. 2:23)

и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:24).

Итак, получается, что на восьмой день по Рождеству происходит обрезание Господне и наречение имени Христа. Ему дают имя Иисус. К сороковому дню Святое Семейство перемещается в Иерусалим, и лишь потом, уже из Иерусалима, Иосиф Обручник, Дева Мария и Младенец Иисус спустились в землю Египетскую, где находились до смерти Ирода Великого, пока на иудейский престол не взошел сын этого жестокого царя.

Блаженный Феофилакт пишет: «Когда Закон дал заповеди, тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезан, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно?». Блаженный Феофилакт здесь пишет о том, что, как считали некоторые, Христу не нужно было исполнять Закон. Но это не так. Христос, как Он Сам говорил о Себе, пришел «Не нарушить пришел Я (Закон), но исполнить» (Мф. 5:17).

Один еврейский ученый рассказывал мне о том, что в Иерусалиме известный раввин изучил всю жизнь Иисуса Христа по четырем Евангелиям и нигде не нашел, чтобы Христос нарушил какой-то галахический принцип, связанный с исполнением Божественных мицвот, то есть Божественных заповедей. Он выпустил огромную книгу, которая получила название «Кошерный Иисус», то есть «Правильный Иисус». И хотя этот раввин – нехристианин и даже противник христианства, он не смог «придраться» ко Христу, проанализировав Его действия, Его поведение. Оно не противоречило галахическим принципам иудаизма. Эта книга была переведена на английский, немецкий, французский и оказалась очень популярной.

С другой стороны, Блаженный Феофилакт обращает внимание на факт существования еретических учений, представители которых считали, что Бог «призрачно» становится человеком. Но как можно совершить обрезание «призрака»? Как можно вообразить подобное? Христос именно «вочеловечишися». Помните Никео-Цареградский Символ веры? Там есть слово «вочеловечишися». Иными словами, Он стал настоящим человеком, как говорят, до мозга костей. Христос – настоящий человек, во всем подобный нам. Он был обрезан по Закону, жил по Закону и умер по Закону. Все деяния Христа связаны с Законом Божьим.

Христос даже одевался согласно Закону. В Книге Чисел (Пятикнижие Моисея) говорится, что мужчина должен иметь специальную накидку, и на краях этой накидки (она называется «талит») должны быть кисти, нити – то, что называется «краем одежды». Помните, кровоточивая женщина прикоснулась к «краю одежды». Под этим словосочетанием подразумевается «цицит» – ритуальные кисти. Они были белого цвета и, как правило, в них обязательно вплетали голубую нить, которая должна была напоминать о небесном происхождении Божьих заповедей. Эти кисти как бы свидетельствовали людям о Законе Божьем, чтобы они не забывали о нем. И в Москве в метро можно иногда видеть детей из еврейских ортодоксальных семей. Под верхней одеждой у них болтаются какие-то нитки. Это и есть цицит.

То есть Христос строго исполнял Закон. И Блаженный Феофилакт поясняет: «Он делал это ради нас, не способных исполнить Божий Закон. Ведь на самом деле никто не может исполнить Закон от начала до конца.

Известно, что при составлении Талмуда евреи сосчитали все заповеди Закона Моисеева и обнаружили, что их шестьсот тринадцать. И лишь Христос был Тем, Кто исполнил все эти заповеди, включая «жертвенный закон», ибо Он стал Жертвой и «обрядовый закон» – Он был Тем, Кто приносил эту Жертву и Тем, Кто принимал эту Жертву. Все было строго по Закону. И Он был обрезан только потому, что в Моисеевом Законе записано: «Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола…» (Быт. 17:12).

Мы, христиане, не обрезаем своих детей, потому что обрезание было заменено крещением. И об этом пишет апостол Павел в Послании к Колоссянам. По словам Павла: «В Нем (то есть во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых». И как иудеи обрезывали восьмидневных младенцев, мы также крестим детей на восьмой день. Это прямая аналогия. Обрезание прообразовывало собой крещение. Поэтому у нас нет никаких сомнений в том, что младенцев следует крестить. Это никак не противоречит правде Божией.

По Закону Моисееву родителей, которые приносили на сороковой день (день очищения для матери) младенца в Храм, за собственное очищение должны были принести двух горлиц или двух птенцов голубиных. И мы видим изображение этого события: Христа приносят в храм. Это Сретение. Изображается, как Дева Мария и Иосиф несут клетку с голубями. То есть они строго исполняли Закон во всех его деталях.

И далее описывается, что происходит со Святым Семейством в Иерусалиме.

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. (Лк. 2:25)

Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).

Текст, который мы сейчас прочитали, представляет для нас особый интерес по нескольким причинам. Во-первых, в нем говорится о том, что человеку, встретившему Святое Семейство было предсказано: он не умрет до тех пор, пока не увидит рожденного Христа. И церковное Предание устанавливает: Симеон был никто иной, как один из переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. Этот перевод называется Септуагинта или «Перевод семидесяти». И для нас важно обратить внимание на то, что сказано о Симеоне: «И Дух Святый был на нем». Блаженный Августин пишет: «Так как Дух Святой был на пророках Ветхого Завета, точно так же Он был и на всех переводчиках и составителях греческой Септуагинты, когда они переводили с еврейского языка на греческий».

В христианской традиции богодухновенным текстом считается греческая Септуагинта, и мы, славяне, имеем счастье: владеющих греческим языком не так много, но мало кто знает, что наша церковнославянская Библия была создана на основе Септуагинты, а не еврейских текстов. В понимании Августина Септуагинта равнозначна древнееврейскому оригиналу Ветхого Завета. Августин в своем труде «О граде Божьем» так и пишет: «Как Дух Святой говорил через пророков, так же Он действовал через составителей Септуагинты».

Но почему именно Симеону было предсказано, что он будет жить очень долго, пока не увидит Христа? Ведь перевод Септуагинты – это III – II века до Рождества Христова. Неужели он прожил столь долго? Предание устанавливает, что Симеон был одним из переводчиков и составителей Септуагинты. Он переводил Книгу пророка Исаии по заказу Александрийской библиотеки (Александрийская библиотека была одной из самых известных библиотек древности). Фараон Птолемей из Македонской династии приказал сделать перевод всех еврейских писаний на греческий язык. Так как фараон не доверял евреем, он сказал: «Пусть каждый переводчик работает по отдельности». Всего было семьдесят два переводчика. Их поместили на острове. Каждый из «семидесяти двух толковников» переводил тексты Священного Писания отдельно. Затем греки сравнивали готовые переводы.

И вот Симеон переводил Книгу пророка Исаии. Когда он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), он подумал: «Это ошибка в еврейском свитке: если родит, то не Дева, тем более если приимет, то не Дева». Он взял нож, чтобы вырезать из еврейского кожаного свитка слово «Дева» («Алма») и заменить его каким-то другим словом (возможно, словом «иша» – «жена»). Но когда Симеон хотел это сделать, явился Ангел Божий, который наполнил сиянием всю комнату, в которой он находился и сказал: «Симеон! Ты будешь жить до тех пор, пока ты сам не увидишь Деву, которая родит Христа Спасителя». И после этого видения проходили десятилетия, столетия, а Симеон не умирал. Каждый день он приходил в Иерусалимский Храм. Фактически, он переехал туда жить. Каждый день родители приносили туда мальчиков на сороковой день, исполняя обряд очищения. И Симеон всматривался в каждую мать, и ждал, когда же он увидит ту Деву, которая родит Христа Спасителя. Умерли все его родственники, друзья знакомые. Он уже устал от этой жизни, измучился – ну так долго человек не должен жить. Эта жизнь его уже отягощала.

И вот что происходит далее:

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2:26).

И пришел он по вдохновению в храм (то есть Дух Святой побудил его сегодня точно прийти в храм). И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, (Лк. 2:27)

он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: (Лк. 2:28)

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, (Лк. 2:29)

ибо видели очи мои спасение Твое, (Лк. 2:30)

которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2:31),

свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:32).

В русско-славянской традиции это песнопение – «Ныне отпущаеши раба Твоего» поют, когда хоронят очень пожилого человека и гроб опускают в землю. То есть человек пресытился многими годами своей жизни. Теперь он отходит от этой жизни в вечное Божественное отдохновение.

И вот этот муж Симеон, который был измучен жизнью, устал от жизни, от ожидания. Он каждый день ждет, ждет, ждет, когда же это произойдет… И он взял на руки этого Младенца, благословил Его, увидел Деву, которая родила и в Рождестве осталось Девой. Он посвящен в эту тайну. Теперь Симеон может спокойно покинуть этот мир.

И блаженный Феофилакт пишет: «Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым, он ожидал, что придет Христос, Утешитель евреев и Освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова, ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей».

Итак, Симеон Богоприимец дождался момента, которого он ожидал на протяжении длительного времени.

Далее мы читаем:

«Иосиф же и Матерь Его (то есть Христа) дивились сказанному о Нем (то есть Симеоном) (Лк. 2:33).

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его (то есть Матери Иисуса): се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).

Что значит: «На падение и на восстание многих в Израиле»? Падение для тех израильтян, которые не приняли Христа, и спасение для принявших его.

Лицами еврейской национальности были и Иосиф, и Мария, и Двенадцать апостолов Иисуса Христа, а также некоторые апостолы из числа Семидесяти. Поэтому и сказано о Христе: «Сей лежит на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». То есть о Нем будут спорить и пререкаться друг с другом.

Может быть, вас удивит, что сказано «на восстание многих в Израиле». Неужели многие уверовали во Христа? Да, действительно, мы видим, что за Христом ходили толпами. Помните насыщение хлебами? В одном случае Он накормил хлебами три тысячи человек, в другом, – пять тысяч. Люди с такой готовностью выходили послушать Его слово даже в пустыню, что забывали о хлебе насущном. Поистине, как сказано в Писании: «Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа живет» (Втор.8:3).

Некоторые церковные историки считают, что, возможно, до трети населения Палестины евангельских времен, когда началась проповедь апостолов, уверовали во Христа и стали христианами.

«Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2:34).

А теперь он обращается к Деве Марии:

И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35).

О чем это: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»? Когда Мать видела, как в Сына вбивают гвозди, это проходило в ее душу. Каждый гвоздь как бы вонзался в ее сердце. И когда Она увидела, как копьем ударили под ребро Христа Спасителя, и из него истекла кровь и вода (вода – символ Крещения, кровь – символ Евхаристии), это копье как бы пронзило и сердце Самой Пресвятой Девы Марии, что и предсказал Боговидец Симеон: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Это уточнение: «да откроются помышления многих сердец» означает – все, что будет происходить в жизни Христа, включая Его страдания, это «нас ради человек и нашего ради спасения», для того чтобы открыть наши сердца пред Богом.

И далее мы читаем:

«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, (Лк. 2:36)

вдова лет восьмидесяти четырех (вот такое время она была вдовой), которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. (Лк. 2:37)

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Эта старица, которая пришла в духовный восторг, после смерти мужа не вступила в новый брак. Она не искала чувственных удовольствий, живя при Храме, посвятив свою старость Господу. Такие женщины как бы восстанавливают свое девство, в духовном смысле, то есть всецело очищаются. Жизнь при храме для многих пожилых людей – это настоящая жизнь в отличие от той искусственной, которая ждет за порогом храма. И многие пожилые люди прямо говорят: «Только в церкви, в храме мы чувствуем себя спокойно и радостно». Как одна женщина мне говорила: «Я так не хочу уходить из храма, какое бы счастье было бы находиться все время в храме и все время слушать молитвы, какие-то духовные наставления».

Мне как преподавателю Закона Божия всегда интересно понять, а насколько люди запоминают то, что им говорится. Однажды я спросил эту женщину: «Вот вы сегодня были на беседе, ну как ваше впечатление?». Она говорит: «Ой, как все хорошо, как все хорошо!». А я ее спрашиваю: «О чем мы говорили?». Она отвечает: «Я не помню, но все было очень хорошо». То есть на самом деле пожилые люди не могут так, как молодые, фиксировать информацию, но они это впечатление, полученное от благодатной атмосферы храма запечатлевают в своем сердце, и это впечатление дает им возможность спокойно жить, например, неделю до следующего похода в храм, когда она придет, будет молиться, участвовать в Таинствах и вновь изучать Слово Божие.

Где-то недели две назад пришла одна женщина и принесла фотографию матери. Умерла ее мать, новопреставленная Екатерина, Царствие ей Небесное. И она ходила на занятия той библейской школы, которые я вел на Ордынке (это было более пятнадцати лет назад). Она умерла совсем недавно. Ее дочка показала фотографии, и я узнал эту женщину, чисто визуально распознав ее внешность. Она сидела в первых рядах и с интересом слушала лекцию. Но я не видел ее лет пятнадцать, даже больше. И я спросил: «Ну и что случилось?». А ее дочь говорит: «Так она все время слушала эти беседы, она любила слушать радио «Радонеж», разных священников и ей так все это было интересно. Она считала себя вашей духовной дочкой». Я говорю: «Ну я с ней так непосредственно не общался». Но она считала, что если слушать какие-то наставления, то это помогает ей жить.

То есть старицы живут библейскими наставлениями, неважно через кого они их получают. Все это впитывается в их сознание. Действительно, ни хлебом единым жив человек, но Словом Божиим.

Приведу другой пример. Одна женщина посещала мои лекции в ДК Зеленограда. Мы начали изучение Псалтири и провели два занятия по первому псалму, затем, через два месяца – по второму псалму. И после второго занятия она подходит ко мне и говорит: «А сколько там всего-то псалмов?». Я говорю: «Сто пятьдесят один псалом». Она говорит: «Так я не успею же все это прослушать. Тут перерывы такие. По два месяца. Бывают и больше». (Когда нам предоставляют помещение в местном ДК, мы и проводим занятия). И женщина говорит: «А что мне сделать? Мне хотелось бы всю Псалтирь вот так вот исследовать, изучить, прослушать эти беседы». Я умилился в сердце своем и говорю: «Ну вы хотя бы молитесь за мое здоровье, чтобы я тоже смог прочитать беседы на сто пятьдесят один псалом. Это тоже не шутка, собственно говоря».

Затем я обратил ее внимание на то, что древние считали (это такая очень авторитетная и старинная традиция): если человек (например, ему поставили тяжелый диагноз, сказав, что он не проживет и трех месяцев) вдруг принимает решение: «Я хочу изучать Закон Божий, Священное Писание. Как человек, как творение Божие, я имею на это право». И древние считали, что как только человек принимает такое решение и включается в учебный процесс, исполнение небесного приговора приостанавливается. И хотя врачи поставили диагноз, что этот человек не проживет больше трех месяцев, все произошло иначе.

Есть такое сказание, что ангел смерти никак не мог забрать душу царя Давида. Давид строил свою жизнь, руководствуясь принципом: «Но в Законе Господнем воля его и о Законе Его он размышляет день и ночь» (Пс. 1:1). Помните первый псалом? Давид день и ночь рассуждал над Законом Божьим. И ангел смерти не может тревожить человека, который пребывает в процессе обучения. Но почему?

Были такие Божьи избранники, которые погружались в изучение Библейского Откровения, и огненный столп был над их жилищами, хотя они сами этого не видели. И даже птицы сгорали, пролетая через этот огненный столп за то, что они посмели потревожить человека, сидящего в какой-нибудь бедной хижине и изучающего Священное Писание.

И ангелу смерти, чтобы забрать душу Давида, нужно было отвлечь царя от размышления над Законом Божьим. Ангел стал разливать воду, перевернул какие-то тазы. Давид обернулся, отвлекся от процесса обучения, и ангел смерти тихо взял его блаженную душу, ласково вынув ее из тела.

Поэтому вот эта старица, которая живет при Храме, присутствуя при чтении Закона Божия и богословских дискуссиях, которые велись тогда, при обсуждении разных заповедей. Она жила этим.

И даже многие из нас, не имея возможности жить при храме, душою остаются там, прилепллясь к этому месту. И дома мы думаем: «А как там у нас в храме? А как там на приходе?».

И, конечно, приходы приходится менять. Первый приход В начале моего служения, когда я стал дьяконом, первый приход находился в Тамбовской области, городе Кирсанов. Мне тогда было двадцать пять лет! Прошло много времени. Сейчас мне уже пятьдесят шесть. Я до сих пор получаю посылки из этого прихода. Мне присылают трусы семейные, извиняюсь за подробности, и косоворотки. Приходские бабушки, сестры во Христе, шьют мне трусы, косоворотки и присылают. Почему? Потому что, действительно, существует некий духовный союз между людьми, которые хотят заниматься исследованием Божественного Откровения и изучать эти священные тексты, особенно Евангелие. Они воспринимают эти тексты как Господне руководство к действию.

И вот эта удивительная женщина, о которой мы прочитали:

«Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, (Лк. 2:36

вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

И далее мы читаем:

«И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

И далее:

«И когда они совершили всё по закону Господню (то есть Мария и Иосиф), возвратились в Галилею, в город свой Назарет. (Лк. 2:39)

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40).

Здесь мы можем предположить, что в Назарете они были самый короткий промежуток времени, потому что над ними нависла угроза. Они спускаются в Египет. Однако, существует точка зрения, что события происходили несколько были в другом порядке. Но в любом случае мы признаем, что и бегство в Египет, и возвращение в Галилею происходили уже после смерти царя Ирода. События же, о которых мы прочитали, предшествовали спуску в Египет.

В древности так и говорили: «спустился в Египет», «сошел в Египет». Когда человек приближался к Иерусалиму, говорили: «поднялся к Иерусалиму»; к Святой земле: «взошел», совершил «алию». (Алия – это подъем, когда человек возвращается к святыне).

Каждый храм – это для нас тоже особое место, место возвышения наших душ и наших сердец. И мы благодарим Бога за любую возможность посещать святые храмы Божии и участвовать в богослужениях и в духовных назиданиях.

И далее мы читаем уже некое обобщение:

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2:41).

Выше мы прочитали: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40). То есть у Него был процесс роста. Он, как Истинный Человек, возрастал и исполнялся премудрости Божией. Но, будучи Сыном Божиим, Он владел всем знанием. Взаимодействие в Нем Божественного и человеческого – это, конечно, некая тайна.

«Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. (Так было принято по Закону)

И когда Он был двенадцати лет (то есть когда Иисусу исполнилось двенадцать лет), пришли они (Мария и Иосиф) также по обычаю в Иерусалим на праздник. (Лк. 2:42)

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, (Лк. 2:43)

но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми» (Лк. 2:44)

Что значит: с другими? Взрослые шли отдельно, дети – отдельно. Мария и Иосиф возвращались с праздника. Они думали, что Иисус идет с другими детьми, но затем посмотрел и обнаружили, что Его нет среди них.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его (Лк. 2:45).

Итак, Мария и Иосиф возвращаются в Иерусалим в поисках Младенцпа Иисуса.

«Через три дня нашли Его (то есть двенадцатилетнего Иисуса) в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; (Лк. 2:46)

все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:47).

То есть Мария и Иосиф целых три дня искали Иисуса. потом они пошли в Храм, может быть, чтобы попросить Господь помочь им. И здесь они видят следующую картину: двенадцатилетний Иисус в окружении иудейских старцев. Он их спрашивает, они отвечают, удивляются Его вопросам и слушают Его, когда Он говорит.

«И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой (то есть Иосиф) и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2:48).

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49).

Любой храм – это место, которое принадлежит Небесному Отцу. В те времена был только один единственный Храм Истинного Бога на всей планете – Иерусалимский храм на горе Мориа (иначе она называется Храмовая гора). И здесь Иисус вместе с мудрецами еврейского народа обсуждает какие-то галахические принципы. Они рассуждают о Законе.

Почему слова двенадцатилетнего мальчика так поразили этих мудрецов? Дело в том, что Священное Писание Ветхого Завета написано Духом Христовым (и апостолы так и писали, что Дух Христов издревле говорил в пророках). Евреи погружали свое сознание в изучение Торы, Закона Божия, Слова Божия, а Христос и есть Слово, которое стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Он, как выражение Божественной любви, собеседует с ними. Мудрецыкак оказались как бы перед лицом того источника, из которого они черпали познания о Боге, читая Закон, Пророков и Писания. (Закон – Тора, Пророки – Невиим, Писания – Кетувим, так делился Ветхий Завет в те времена в еврейской традиции.)

Христос – это Богочеловек. Поэтому, мы разделяем в Нем действие: Он действует иногда как человек, когда Он алчет, жаждет. Однако, при этом, Он Бог. Божественное, и человеческое в Нем пребывают в единой ипостаси. И Божественная мудрость изливалась из каждой фразы, которую Он произносил. Мудрецы Иерусалимского Храма пришли в трепет. Они созерцали Отрока, который был значительно выше каждого из них. Как сказал Златоуст: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого Завета. Евангелие выше Закона».

«Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк 2:50).

То есть, когда Он сказал: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему».

Блаженный Феофилакт пишет : «А когда нашли Его, смотри, как Он отвечает им. Так как Дева назвала Иосифа отцом Его (Она сказала: «Я и отец твой», имеется ввиду названный отец), то Он говорит: «Не он, Иосиф, Мой истинный Отец, хотя Я был в его доме (то есть в Назарете), но Бог – Мой Отец, и потому Я в Его доме (то есть в Иерусалимском Храме, в Храме Его). Но они не поняли, что Он сказал им, ибо это была тайна». То есть даже такие духовные люди, как Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник, святой праведный человек, не могли до конца проникнуть в смысл некоторых фраз Христа Иисуса.

Кстати, наш Господь Христос Иисус Господь иногда замолкал, когда понимал, что люди перестают Его разуметь. Он даже говорил: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин. 3:12).

И в окончании сегодняшней главы мы читаем:

«И Он (то есть Христос) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2:51).

Здесь мы вновь видим повтор: Дева Мария сохраняет все эти слова в сердце своем. Для кого-то. Для Матфея, Луки, Марка, Иоанна – вот для кого. Иоанн узнал историю о брачном пире в Кане Галилейской, Луке была поведан рассказ о приходе пастухов, Матфею – о поклонении волхвов. Лука также узнал события, связанные с двенадцатилетним Иисусом Христом. То есть Евангелие, которое мы изучаем, а именно, Евангелие детства Христа, проистекает из сердца Пресвятой Девы Марии. Мы как бы читаем Евангелие Марии, поражаясь точности в передаче тех или иных событий.

«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них».

То есть до тридцати лет Иисус пребывал в повиновении у Своих родителей – у Девы Марии и названного отца Иосифа.

«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).

Вот так было до тридцати лет. Ни в какую Индию Он не ходил (версия Рерихов). До тридцати лет Он смиренно пребывал в послушании у своих родителей – у Девы Марии и названного отца, отчима Иосифа (Йосефа), которые заботились о Нем.

Мы можем представить, и это запечатлено в иконографии, что Иисус Христос до тридцати лет помогал Иосифу, пока тот не умер. Что Он помогал делать названному отцу? Иосиф был плотником. И Христа часто называли: «А это сын плотника». Значит, Христос столярничал с рубанком, рубил доски, делал стулья, столы, то есть все то, что можно было продавать римлянам, грекам, евреям. Он вел обычный образ жизни и готовился к тому времени, когда Он сможет выйти на общественное служение по Закону Моисееву. А по Закону Божию в тридцать лет человек считался по-настоящему совершеннолетним: и в физическом, и в духовном смысле, и мог выходить на общественное служение.

Оставить комментарий