Евангелие от Луки. Глава 10. - Олег Стеняев протоиерей

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Луки. Глава 10.

Олег Стеняев протоиерей Евангелие от Луки. Глава 10.
Эпизод в Библии:

Первая тема этой главы – Христос посылает на проповедь семьдесят учеников.

Что означают числа двенадцать и семьдесят в библейском контексте? Вспомним, что у Христа было двенадцать апостолов и апостолы «из семидесяти».

Число двенадцать указывает на двенадцать колен Израиля, на двенадцать сыновей патриарха Иакова, которые были родоначальниками еврейского народа – ветхозаветной Церкви. А Двенадцать апостолов созидают новую Церковь, отличающуюся от ветхозаветной, – Церковь Иисуса Христа. В духовном смысле они также являются родоначальниками разных церковных общин, так как каждый из апостолов стоял у истоков той или иной поместной Церкви.

Мы знаем, что апостол Петр основал Антиохийскую и Римскую Церкви. Апостол Матфей проповедовал в Африке – в Эфиопии и в других местах.

В Апокалипсисе говорится о том, что перед престолом Агнца поклонение совершают двадцать четыре старца (Апок. 24.10).

Андрей Кесарийский дает следующее истолкование этого стиха:

«Двадцать четыре старца – это двенадцать сыновей патриарха Иакова, родоначальники Ветхого Израиля. А другие двенадцать – апостолы Иисуса Христа, родоначальники христианских Поместных Церквей, христианских общин» («Толкование святителя Андрея Кесарийского на Откровение», 4:4).

Таким образом, Библия показывает, как от обычного рождения Откровение переводит людей в формат духовного рождения.

Когда апостол Павел, например, пишет:

«…Немногие у вас отцы; я породил вас благовествованием своим» (1Кор. 4:15).

И хотя мы знаем, что апостол Павел был безбрачным, в Послании к Тимофею он пишет:

«Возлюбленному Тимофею – сыну моему…» (2Тим. 1:2).

Здесь речь идет о том, что Тимофей был духовным сыном Павла. Апостол являлся его духовным отцом. И, в то же время, в Писании Христос говорит:

«И отцом себе не называйте никого на земле…» (Мф. 23:9).

Как это объяснить? Если Бог Отец является Творцом всего сущего, конечно, ни один человек не может называть себя таковым. Но у каждого человека есть родной отец. В Писании сказано:

«…Почитай отца...» (Исх. 20:12; Вт. 5:16; Мф. 15:4, 19:19; Мк. 7:10, 10:19; Лк. 18:20, Еф. 6:2).

И у человека может быть духовный отец – наставник. Как пишет апостол Павел:

«…Не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». (1Кор. 4:15).

Число семьдесят в иудейском понимании того времени указывало на семьдесят народов мира. Евреи верили, что, когда в Сеннарской долине люди пытались построить Вавилонскую башню от земли до неба, Бог разделил их на семьдесят «языков». То есть, с точки зрения Библии и Предания, существует лишь семьдесят языков.

Конечно, можно сказать, что народов гораздо больше, но языков может быть действительно семьдесят. Например, белорусский, украинский, русский, болгарский, сербский, польский – это, по сути, один язык – славянский. Аналогичным образом, арабский, еврейский, древнеассирийский принадлежат к одной языковой группе – семитской. Они являются родственными языками.

Когда Христос избирает двенадцать апостолов, Он, как бы, создает общину Нового Израиля по духовному принципу.

Семьдесят апостолов – указание на то, что все народы будут введены в Церковь Божию, потому что число семьдесят – число «народов Земли».

И в Иерусалимском Храме было принято на Пасху приносить в жертву семьдесят бычков для того, чтобы Бог очистил грехи не только евреев, но и всех остальных народов, число которых в еврейской и христианской традициях – семьдесят.

Таким образом, апостолы из числа Двенадцати – это ближайшие ученики Иисуса. Апостолы из числа Семидесяти – те, через которых начинается проповедь, обращенная ко всему миру, ко всем народам и племенам.

А вот Двенадцати Христос говорит:

«…Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6).

В начале своей миссии апостолы были в большей степени сосредоточены именно на еврейском народе. Но после того, как большинство иудеев не приняли евангельское учение, Двенадцать отрясли прах с ног своих и начали проповедовать другим народам и племенам.

И мы читаем:

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников...» (Лк. 10:1).

Что значит после сего? Имеется ввиду, после избрания Двенадцати.

«...И послал их по два пред лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел прийти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:1-2).

В случае с апостолами из числа Двенадцати, как и в случае с апостолами из числа Семидесяти, Христос посылает учеников на проповедь по двое. Почему? По той причине, что, в принципе, «не хорошо человеку быть одному». Принцип соборности, по возможности, должен осуществляться на любом уровне.

И, когда на проповедь отправляются два ученика, они очень хорошо влияют друг на друга морально. Человек не чувствует себя одиноким. С ним рядом есть другой верующий. То же самое касается и молитвенной жизни. В Писании сказано:

«...Если двое или трое попросят о чем-либо, не сомневаясь, то они получат...» (Мф. 18:19-20).

Следовательно, и для молитвы лучше участие нескольких верующих, как и для совершения апостолата.

Если семья в библейском понимании – это домашняя Церковь, то принцип «не хорошо человеку быть одному» актуален и в данном случае. Муж должен быть с женою, а жена должна быть с мужем.

Полная семья наиболее эффективно воспитывает детей. И, напротив, если семья неполная: мать или отец воспитывают детей в одиночку, в таком воспитании есть некая ущербность. Потому что перед лицом воспитуемых отсутствует полнота человеческого бытия. Цельный же человек – это муж и жена «в плоть едину».

В ветхозаветные времена, как и во дни Иисуса Христа, человек, не создавший семью, сравнивался покойником. В иудейском понимании того времени покойниками также считались нищие и прокаженные.

Почему нищий считался покойником? Не вследствие нищеты, а в силу того, что он не мог заниматься благотворительностью – давать «цдаку». Лишь по этой причине нищий считался покойником. Он не мог помогать другим.

Прокаженного сравнивали с покойным, потому что проказа – это уже смерть. Человек разлагался заживо.

Не создавший семью считался покойным, потому что с его смертью обрывался род. Жизнь такого человека не имела продолжения в детях. Дети же, в контексте всего Ветхого Завета, – это и есть благословение от Бога. Когда в Библии говорится о том, что Бог кого-то благословит, но не указывается, чем благословит, речь идет только о детях. Речи не идет о богатстве или о чем-либо другом. Богатство будет, но на семью. Он дает детей и не оставляет их голодными. Поэтому, по мере того, как семья растет, растет и ее материальное благополучие.

«После сего избрал Господь и других 70-сят учеников, и послал их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал деятелей на жатву Свою» (Лк: 10:1-2).

И так Христос посылает их пред лицом Своим туда, куда Он намеревался прийти Сам.

Каждый христианин совершает свой апостолат перед лицом Божьим по отношению к тем людям, в жизнь которых Христос хочет войти через нас.

Например, когда освящается жилье, поются такие слова, что, со входом священнослужителей, в освящаемый дом входят и святые ангелы. А так как служение ангелов – это прославление Бога, значит и присутствие Бога обозначено теми, кто всегда ищет славы лишь Ему Одному.

«Идите! – говорит Христос – Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:3).

Действительно, выживать христианам в этом мире становится все более и более проблематично. Современные правозащитные структуры покровительствуют кому угодно: самым разным меньшинствам, только не христианам. На Ближнем Востоке христианам рубят головы, но весь мир молчит об этом. А если где-нибудь в Европе обидят того или иного представителя нетрадиционной сексуальной ориентации, начинается скандал с немыслимыми последствиями.

«Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте» (Лк. 10:3-4).

Почему апостолам нельзя ничего брать с собой? Потому что они должны идти на проповедь с полной убежденностью, что Господь, благословляющий нас совершать тот или иной апостолат, позаботится и о наших нуждах. И человеку, который служит Господу, не следует думать о чем-то другом.

Например, человек призывается на воинскую службу. Что это значит? Это значит, что теперь ему не нужно тратить на себя личные средства. Государство будет одевать нового военнослужащего, обувать, кормить. Он будет обеспечен всем необходимым. И, если у призывника возникнут проблемы со здоровьем, государство возьмет на себя также и заботу об этом.

Но это пока ты солдат, пока ты на службе. А если ты дезертир? Разве государство, армия, общество обязано тебя кормить, одевать, обувать? О чем в данном случае идет речь? О том, что пока мы строго исполняем те или иные религиозные предписания, Бог проявляет заботу о нас. Но если в нашей жизни возникают трудности, проблемы, это означает, что где-то мы уклонились от исполнения апостолата. Я имею ввиду апостолат в самом широком смысле этого слова. Каждый человек совершает свой апостолат, то есть свидетельство веры. При этом, необязательно всем о ней кричать. Ты можешь просто жить нормальной жизнью и это будет очень серьезным свидетельством о вере. Ты симпатичный, интересный человек, окружающие тянутся к тебе. Они знают, что ты верующий. Повторюсь, это тоже очень серьезное свидетельство о вере.

Нам следует принять на вооружение следующий совет:

«…Никого не приветствуйте на дороге» (Лк. 10:4).

О чем это? Мы знаем, что в Нагорной проповеди Иисус говорит:

«...Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают язычники?» (Мф. 5:47).

О чем же в данном случае идет речь? «Никого не приветствуйте на дороге» означает, что, если ты совершаешь свой апостолат, не следует отвлекаться на другие проблемы. Слово «приветствие», в данном случае, нужно воспринимать в самом широком смысле. Это призыв не отвлекаться. У тебя есть задача, у тебя есть цель.

Апостолат совершает мать, которая воспитывает ребенка, отец, беседующий со своим сыном, христианин, который выстраивает хорошие отношения с товарищами по работе. Все это также очень важные формы апостолата. Другой пример: верующий школьник в классе. Все учащиеся знают о его вере. Хорошее поведение этого школьника будет формой его апостолата.

«В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» (Лк. 10:5-6).

Прежде всего, мы должны нести свидетельство о мире. Верующий человек, христианин не осуществляет какой-то газават. Он несет свидетельство о мире, проповедует Евангелие.

Слово Евангелие означает благая или радостная весть. О чем же эта радостная весть? Это весть о том, что в Христе Иисусе мы имеем отпущение всех грехов. Радостной вестью, Евангелием мы делимся с другими людьми. О том, что все нуждаются в прощении грехов, в Писании сказано:

«…Все согрешили и лишены славы Божией; нет праведного ни одного…» (Рим. 3:23;10).

Нам не следует заниматься ханжеством, определяя, кто более грешен. Все, в общем-то, находятся в одинаково равном состоянии. Среди нас нету никого, кто был бы хуже или лучше. Это все очень относительно.

Но можно прямо сказать, что, в любом случае, худшими грешниками являются именно христиане. Почему? Потому что мы знаем, что такое грех и что такое праведность. И если мы, зная путь Истины, искажаем его, не следуем ему, то наша вина усиливается. Кто знал, но не делал, бит будет больше. Кому сколько дано, с того столько и спросится. И это – извинение для людей, они не знают, что они делают.

Помните, как Христос молился на кресте:

«…Отче! Прости им…» (Лк.23:34).

Он молился за распинателей.

«…Ибо не знают, что делают…» (Лк.23:34).

А христиане знают, что они делают. В том числе, когда грешат. Поэтому, конечно, через Святые Таинства, мы имеем в этом мире больше благословений, чем остальные, но и спрос с нас значительно более строгий. И апостол Павел в Послании к Римлянам пишет:

«…Слава и честь и мир…во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим. 2:10).

Иными словами, «слава, честь и мир» сначала верующему, затем неверующему. Если человек правильно себя ведет, верующий или неверующий, благословение дается сначала верующему, затем – неверующему. И наказание – Божий гнев сначала иудею, потом еллину – сначала верующему, затем – неверующему.

Таким образом, мы все пребываем в одинаковом положении. Да, нам многое дается, особенно в Таинствах Церкви. Но с нас и спрос совсем другой.

«В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится». (Лк. 10:5-6).

На самом деле, в Писании – в Пятикнижии Моисея даже говорится о том, что, когда мы идем на войну и подходим к вражескому городу, окружаем его со всех сторон, первое, что мы должны сделать – предложить мир жителям этого города чужой, враждующей с нами страны.

Таким образом, верующий, и в ветхозаветные и новозаветные времена, конечно, выступает с позиции миротворчества. Мир – по-еврейски, «шалом», это мир, в самом широком понимании этого слова. Понятие «шалом» подразумевает мир, который объемлет все аспекты человеческой жизни. Не только духовные, но и физические аспекты. То есть, речь идет о полном умиротворении.

И, в то же время, мир – это одно из имен Господа. Христос – это и есть наш мир. Поэтому, наше свидетельство об Иисусе должно иметь мирную направленность. Нельзя же проповедовать мир агрессивно.

«В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» (Лк. 10:7).

Здесь говорится о том, что Бог позаботится о верующих, которые совершают свое служение, и им не нужно будет все время переходить из одного места в другое, то есть, из одного дома в другой, оставаться там куда пришли и где их приняли.

«И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие» (Лк. 10:8-11).

Опять же, очевидно, что, если нас не принимают где-то, в каком-то городе, мы не должны сжечь этот город. Следует лишь «отрясти прах с нашей одежды». Иными словами, если нас не принимают, ну хорошо, мол, уйдем с пустыми руками. Вот, что означает «отрясти прах с одежды».

Но при это мы свидетельствуем, что Царствие Божие уже приближается, приблизилось.

«Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк.10:10-12).

Тема Содома и Гоморры иногда всплывает в проповедях Христа, в том контексте, что в Содоме проповедовал несовершенный праведник – Лот, племянник Авраама, который сам был несовершенным человеком, поэтому не смог спасти никого в Содоме и Гоморре. При этом Христос говорит:

«…Если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе», – имеются ввиду чудеса, явленные в городах Палестины Самим Христом, – «…то он оставался бы до сего дня…» (Мф.11:23).

Они бы покаялись, если бы туда пришел Христос и стал бы проповедовать, с последующими знамениями. Но так как в Содоме находился несовершенный праведник Лот, непутевый племянник Авраама, то результат был не очень хороший для семейства Лота. Христос часто возвращается к этой теме.

«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!...» (Мф.11:21).

Здесь Христос начинает говорить о том, что великая катастрофа ждет те места, города, которые не пережили покаяния.

«Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись, но Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…» (Мф.11:21-23).

То есть, мы видим, что те города, в которых проповедовал Христос, несут большую ответственность, чем те, которые были уничтожены по прямому Божиему повелению. И в день суда этим городам будет лучше, чем тем, где не приняли Христа.

Почему? Потому что они понесли наказание уже в этой жизни. Эти города были уничтожены. Тир и Сидон, также, как и Содом и Гоморра, были уничтожены. А тут действует принцип: за одно дважды не наказуют. Те, которые понесли наказание в этой жизни, почему они должны отвечать еще и в жизни другой.

А Капернаум был очень гордый город, здесь не просто отвергли Христа, здесь Его хотели сбросить со скалы и побить камнями.

«И ты ,Капернаум,..» (Мф.11:23), – говорит Христос: «..до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…» (Мф.11:23).

То есть, своей гордыней, они как бы поднялись до неба. Что это значит? Они замахнулись до неба? В каком смысле? Христос же Господь – Творец неба и земли, и не принимая его, они совершают действие, оскорбительное не только для земли, но и для неба.

Далее Христос говорит:

«Слушающий вас Меня слушает…» (Лк.10:16).

То есть, тот, кто прислушивается к наставлениям священнослужителей, он прислушивается к наставлениям Самого Христа.

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающий Меня отвергает Пославшего Меня». (Лк.10:16).

И вот здесь надо понять, что послушание Церкви оказывается послушанием Самому Христу. Равно как и неприятие наставлений Церкви – есть вызов Самому Христу, ведь Христос – глава Церкви, а Церковь есть Его тело.

Как священномученик Киприан Карфагенский говорил:

«Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец».

И далее рассказывается о том, как 70-сят учеников после проповеди вернулись к Иисусу Христу.

«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:17-20).

Ученики творили чудеса силой Божией, а не своей. О чем же они радовались? Вероятно о доверии Бога. А больше им надо было радоваться тому, что их имена «написаны на небесах».

Древние иудеи считали, что у Бога на небесах была памятная книга, куда Он записывал имена спасенных, так называемая Книга Жизни. И Бог мог изгладить чье-то имя из Книги Жизни. А на Руси полагали так: если в воскресенье утром человек приходит в храм, то Ангел вписывает его имя в Книгу Жизни. А если в следующее воскресение он отсутствует в храме без серьезной причины, то ангел изглаживает его имя из Книги Жизни.

Храм, в самом широком смысле, – это и сам человек. Сказано:

«…вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16).

Человек, в некотором смысле, самодостаточен и мог бы даже обходиться без храма. Но он не может обходиться без Церковных Таинств. Потому что автономно, самостоятельно возвыситься до Богообщения человеку очень трудно. Мы часто вспоминаем вопрос Апостолов, обращенный ко Христу:

«…кто же может спастись?» (Лк. 18:26).

И как Он им ответил:

«… невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27).

Человек был святым храмом Божием, когда жил в раю, а после изгнания из рая, он остался храмом Божием, но этот храм нуждается в реставрации. И по лицу России мы видим многие храмы, которые так и не восстановили. Если храм не восстановлен – это оскверненный храм.

А что же осквернили в храме души? Саму душу. Душа – это духовная субстанция, которая представляет огромную ценность в глазах Бога, и действие Духа Святого направлено, прежде всего, на душу, ибо Бог есть Дух, и Он ищет общение с человеческой душою, но к спасению призывается вся совокупность человека: дух, душа и тело. Только представители трех мировых религий: иудеи, христиане и мусульмане верят в то, что воскреснет тело. В остальных религиях телу вообще не придают значение. По нашему времени, если Бог, создав человека, сказал: «весьма хорошо», это значит, что оправданием Божьего творения будет всецелое спасение человека. И человеческий дух, душа и тело во всей целостности и совокупности должны сохраниться к пришествию Господа нашего Иисуса Христа.

Семидесяти ученикам надо было радоваться не тому, что через них совершает Господь – это доверие, оказанное им, но, прежде всего, тому, что их имена оказались записанными в Книге Жизни.

Далее Христос говорит о том, кому открыта тайна Божия.

«В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10:21).

Действительно, книжники, фарисеи – самые образованные люди того времени не приняли проповедь Христа. Весь религиозный истеблишмент ветхозаветной Церкви: архиереи, старцы, первосвященники не приняли Христа. А простые люди приняли Христа. Его учениками были рыбаки, плотники, пастухи, один ультранационалист был – Симон Зелот, один налоговый инспектор – мытарь Матфей. То есть, это были простые люди со сложными судьбами. Но именно незашоренность, незацикленность на собственном мировосприятии, позволила им как младенцам принять весть о Христе, исправиться, измениться и стать апостолами Иисуса Христа.

И Христос благодарит Отца Небесного:

«…Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от умных и разумных и открыл младенцам…» (Лк. 10:21).

То есть сердца апостолов были подобны детским сердцам.

«…Ибо таково было Твое благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк. 10:21-22).

То есть, мы постигаем Сына в Отце и Отца в Сыне. Вспомним, что, когда Петр исповедовал Иисуса из Назарета Сыном Божиим, Сам Христос сказал, что сам Отец Небесный открыл ему эту Тайну. Но и Самого Отца Небесного мы постигаем в Сыне.

Когда один из апостолов попросил Христа:

«…Покажи нам Отца, и довольно…» (Ин. 14:8).

Христос ответил на это:

«…Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел и Отца; как же ты говоришь: “покажи нам Отца”?» (Ин. 14:9).

Что это значит? Христос есть самое великое откровение Бога о Самом Себе. И мы постигаем Бога Отца через Сына. Случается, когда ребенка приносят домой, сразу после его рождения, все смотрят: на кого же он похож? И говорят: ой, смотрите как отец – и хмурится также, и лоб у него такой же, и уши такие же.

Сын – это, действительно, икона Отца. Речь идет об Иисусе Христе. В Библии так и сказано:

«Бога не видел никто никогда» и «видеть не может» (Ин. 1:18; 1 Тим. 6:16).

«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

То есть, Он явил характер Бога Отца, раскрыл Его подлинное намерение относительно нас, показал нам, чего Отец ждет от нас через Свои наставления в вере.

Дьявол – это тот, кто все время наговаривает на Бога, он представляет Творца жестоким деспотом, который как будто «сидит в засаде», стремясь в чем-то уличить нас, чтобы заключить в вечный крематорий.

Но Бог Евангелия другой. Новый Завет открывает нам образ любящего Бога Отца. В Писании сказано:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Древние иудеи трепетали перед Богом. Они были вполне богобоязненными людьми. В этом нет ничего плохого, ибо «начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110.10). Однако, они не могли почувствовать любовь Бога по отношению к себе, так как не знали: любит их Бог или нет. Ведь рассмотреть Божию любовь по отношению к этому народу через призму ветхозаветной истории было очень сложно: бесконечный холокост, гонения, преследования. Хотя в Писании сказано:

«…Кого любит Господь, того наказывает…» (Прит. 3:12).

Далее Христос говорит о том, что:

«Ваши же блаженны очи, что видят и уши ваши, что слышат» (Мф. 13:16).

Эти слова относятся и к нам. Мы можем и сегодня, по прошествии почти двух тысяч лет, и слышать, и видеть Христа.

«И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». (Лк. 10:23-24).

Блаженство верующего заключается в том, что он созерцает Христа очами веры, слыша Его голос в своем собственном сердце. У современных христиан есть даже преимущество, по сравнению с верующими апостольских времен. Христос говорит:

«…Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Мы верим во Христа не потому, что Он нас убедил каскадом чудес с неба, а, прежде всего, потому, что мы возлюбили Господа.

Самое яркое свидетельство Божественности Христа – это, конечно же, Нагорная проповедь. Ни один другой текст так не свидетельствует о Божественной природе Спасителя, как Мф. 5-7, где дается бесстрастное видение красоты Творца. Из этого текста становится очевидным, что Бог одинаково хорошо и бесстрастно относится ко всему творению. Он посылает свет солнца на праведных и неправедных, и призывает нас самих одинаково хорошо относиться как к друзьям, так и к врагам.

Далее следует притча о добром самарянине. Это самый экуменический текст во всем Новом Завете. Как я вам уже говорил, вся система взаимоотношений Иисуса Христа с самарянами отражает евангельское учение об отношении к людям другой веры.

Притча о добром самарянине на современном языке могла бы именоваться притчей о добром адвентисте, или о добром баптисте, или свидетеле Иеговы. Ведь самаряне – это классическая секта внутри иудаизма.

Мы касались данной темы, но в другом контексте. Самаряне имели альтернативное место поклонения Богу, которое находилось не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. У самарян было альтернативное духовенство, сектантское духовенство и альтернативное Пятикнижие – Писание, известное как самарянское Пятикнижие.

Притча о милосердном самарянине рождается как ответ на вопрос: кто мой ближний? Она показывает, что иногда ближним может оказаться человек другой веры. Мы читаем:

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же (то есть Христос) сказал ему: в законе что написано? как читаешь? (Лк. 10:25-26) Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: кто мой ближний?» (Лк. 10:27-29).

Почему для еврейского законника-книжника это был очень важный вопрос – понять, кто его ближний? Потому что они считали ближними только людей своей веры и национальности. Фарисеи и книжники были замкнуты на самих себе, пребывая в религиозном и националистическом эгоизме, себялюбии, по сути дела даже не догадываясь, что Бог заботится обо всем творении, о людях разных наций, разных вер.

Бог заботится не только о людях, но и о птицах небесных, о зверях полевых и даже лилию украшает, как сказано в Нагорной Проповеди:

«…Что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:29).

Бог промышляет о всем творении, а не только о нашей планете. В Библии сказано, что Всевышний каждой звезде на небе дал имя. Дать имя на языке Библии означает подчинить Своей воле, Своему замыслу.

Есть очень интересная переписка Феофана Затворника с одной дамой, которая написала ему письмо, в котором спросила: «А есть ли жизнь на других планетах»? Святитель Феофан Затворник ответил: «Да, жизнь может быть где угодно, она может быть и в других мирах, на других планетах. Но если она есть в других мирах, на других планетах, она должна подчиняться тому же закону Божиему».

Далее он начинает рассуждать на эту тему и пишет: «Может быть есть миры, где грехопадение было хуже, чем у нас. И это такие адские миры, адские планеты. А может быть есть такие миры, где райское состояние сохранилось, и тамошние обитатели не нарушили волю Бога – это райские миры, райские планеты».

Но это не суть важно. Для нас важно то, что на нашу Землю сходил Сам Сын Божий. Возможно, в какой-то мир, на какую-то планету Бог посылал ангела. А к нам сошел Сам Сын Божий. Он воплотился здесь, на Земле, среди нас.

То есть Святые отцы придерживались такого здорового христоцентризма. Они видели смысл существования и всю радость бытия во Христе.

Примерно несколько лет назад в СМИ появилось сообщение от астрономов о том, что они наблюдали с помощью мощнейшего телескопа, как одна галактика столкнулась с другой. Представляете? Галактика – это огромнейшее скопление звезд. Это событие имело необъяснимый эффект. Одна галактика столкнулась с другой, и они умертвили друг друга.

Наше солнце находится на краю галактики. И Земля располагается также не в ее центре. Наше солнце не самое яркое. И в галактике таких звезд очень много, что, конечно же, является поводом для смирения. Но сюда сходил Сам Господь, что подчеркивает Феофан Затворник.

Итак, задан вопрос:

«…А кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон…» (Лк. 10:29-30).

Что значит шел из Иерусалима в Иерихон? Иерусалим – это благословенный город, а Иерихон – проклятый город. Давайте вспомним Книгу Иисуса Навина. Когда евреи входили в Землю обетованную, они прокляли Иерихон. Заклятие этого города осуществлялось на протяжении семи дней. Стены Иерихона рухнули, в нем было даже запрещено селиться.

Итак, человек из притчи шел от благословения к проклятию.

«…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам…» (Лк. 10:30).

Если ты оставляешь путь благословения и идешь путем проклятия, то разбойники – бесы, нападут на тебя и измучают.

«…И попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо» (Лк. 10:30-31).

Скорее всего священник шел в Иерусалим, чтобы совершить служение в Храме. Сегодня в мире много христианских храмов, а во дни Иисуса Христа на всей планете был лишь один Храм Божий, находившийся в Иерусалиме, на горе Мориа. Синагоги, которых было много, у иудеев не являются храмами. Это дома учения.

Этот священник не остановился, увидев окровавленного человека. Да, герой притчи был виноват. Он шел из благословенного Иерусалима в проклятый Иерихон. Но этот заслуживал сострадания. Может быть, священник спешил на требу, возможно он должен был освятить какую-то колесницу.

«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит…» (Лк. 10:31-32), – говорит далее Христос. Левит – это церковный певчий. Наверное, он спешил на спевку хора, может быть за нее доплачивали. В Иерусалимском Храме были огромные хоры левитов. Они исполняли степенное пение. Левиты становились на разные ступени. Сначала пела одна ступень, к ней постепенно присоединялась вторая, третья, четвертая…Всего было пятнадцать ступеней, которые вели к Святому месту.

«Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо» (Лк. 10:32).

О священнике даже не сказано, что он подошел, посмотрел, просто увидел, прошел мимо. А этот подошел, посмотрел и все равно прошел мимо.

«Самарянин же некто, – то есть еретик, сектант, – проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая…» (Лк. 10:33-35).

То есть он заботился о нем целую ночь.

«…А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10: 35).

Рассказав эту притчу, Христос спрашивает законника:

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36).

Книжник, сказал:

«…Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37).

Это великий урок для нас. Мы иногда впадаем в религиозный эгоизм и начинаем верить в то, что мы лучше всех остальных на планете. Но Христос говорит, что не все так просто. В этой притче Он обнаруживает, что иногда нравственные качества других людей, принадлежащих к иным вероисповеданиям, более высокие, нежели те, что мы можем обнаружить даже у своих святых.

И более того, апостол Павел пишет:

«…Кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26).

И тут же добавляет:

«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых…» (1 Кор. 1:27).

Поэтому у нас нету повода для гордыни, тем более религиозной. Вообще, это несовместимые понятия: религиозность и гордость, надменность. Напротив, если мы идем стезею Истины, следует относиться к людям более сострадательно. Потому что Христос пришел не судить мир, а спасти его. И если мы – Христовы, а мы так и называем себя – христиане, то и должны стяжать сострадание Христово, и, как минимум, проявлять Его деятельную любовь.

Далее рассказывается о том, как Христос был у Марфы и Марии – сестер Лазаря. Данное событие имело место быть в Вифании, где жили эти друзья Господа Иисуса.

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его» (Лк. 10:38-39).

Мы знаем, что Христос всегда пребывал в учении. Он все время что-то рассказывал людям и даже говорил: «Я на это и пришел». То есть, Я для того и пришел в этот мир, чтобы нести людям благую, Евангельскую весть.

И вот, Мария, сестра Марфы, просто села у ног Учителя, и, наверное, открыв рот, внимательно слушала все, что Он говорил.

«Марфа же заботилась о большом угощении…» (Лк. 10:40).

Ведь, как правило, Христос приходил в то или иное место не один. За Спасителем следовали Двенадцать апостолов; часто Его сопровождали книжники или фарисеи, возможно, кто-то из самарян.

«Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нет нужды, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40).

А Мария сидит у ног Христа и слушает, вслушивается в каждое слово, в каждое Его наставление. Как и мы, читая и изучая Евангелие, не хотим пропустить ни одного слова, ни одного наставления, чтобы каждая капля этого спасительного источника проникла в наше сознание.

«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же благую часть избрала, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41-42).

А теперь давайте вспомним, что этот текст читается в память о Деве Марии. Когда совершается богослужение в честь Богородицы, мы слышим слова Евангелия о Марфе и Марии. Хотя в рассматриваемом тексте Дева Мария не упоминается. Здесь две сестры Лазаря: Марфа и Мария, но это не та Мария, которая является матерью Иисуса Христа.

Почему же именно это Евангелие читается в честь Богородицы? Марфа – это символ христианского труда, деятельного попечения о других людях. Мария, напротив, символизирует христианскую молитвенную созерцательность, когда душа созерцает Господа, пребывая в молитвенном вдохновении.

Таким образом, Марфа и Мария – это труд и молитва, которые оказываются рядом. Молитва не бывает без чтения Слова Божия, как чтение и слушание Слова Божия не бывает без молитвы. Дева Мария всю жизнь пребывала именно в трудах и молитвах, в молитвах и трудах. И, когда пятнадцатилетней Деве Марии является архангел Гавриил, он застает Ее за трудом. Богородица пряла пряжу, и, когда Она увидела Ангела, веретено выпало из Ее рук. На одной из икон, посвященных Богородице, заметно Ее удивление, когда к смиренной Деве из Назарета является Небожитель.

Действительно, есть два типа религиозных людей: созерцательный и деятельный. Очень редко одно сочетается с другим. Чаще всего человек является носителем или деятельного типа религиозности или сугубо созерцательного типа религиозности. Но в Деве Марии это сочеталось.

В Москве есть Марфо-Мариинская обитель милосердия. Ее основала великая княгиня Елизавета Федоровна, которая хотела, чтобы в этой обители труд и молитва, молитва и труд пребывали в неком единении, чтобы христианство было д

Preloader
Preloader

Оставить комментарий