Евангелие от Луки. Глава 1.

Теги

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Луки. Глава 1.

Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Евангелие от Луки – третья книга в новозаветном каноне. Она следует за Евангелием от Марка и перед Евангелием от Иоанна.

Согласно церковной традиции, евангелист Лука являлся спутником и соработником апостола Павла.

Предание устанавливает (на основании Писания), что он был врачом. Лука исцелял людей с помощью естественных средств и, конечно же, с помощью молитвы.

Также Предание устанавливает (уже только Предание), что он был первым иконописцем. Евангелист Лука написал изображение Пресвятой Девы Марии, которое стало каноническим для разных христианских конфессий. Эти образы дошли до наших времен, по большей части в списках, когда последующие иконописцы делали с них копии.

Почему, собственно говоря, мы имеем четыре Евангелия? Кажется, можно было бы ограничиться одним Евангелием. Это связано с тем, что в Законе Божьем сказано, что любое слово верно при устах двух-трех свидетелей. И действительно, даже в любом суде, когда устанавливается очевидность того или иного события, свидетельство одного человека считается недостаточным. И даже свидетельство двух человек иногда также не является весомым аргументом. В Писании же сказано: два или три свидетеля. Наличие четырех свидетелей – это как бы свидетельство сверх меры. Оно является более чем достаточным.

Но если строго оценивать всех евангелистов на основании критерия «свидетельства», подлинными очевидцами событий, описанных в первых четырех книгах Нового Завета могут считаться только Матфей и Иоанн, которые были непосредственными учениками Иисуса Христа. Так, евангелист Марк был уже христианином второго поколения. Согласно Преданию, он был спутником апостола Петра. Лука же – христианин третьего поколения, соработник апостола Павла (который сам принадлежал ко второму христианскому поколению).

Однако Предание устанавливает, что Евангелие от Марка – это записанные Марком проповеди апостола Петра, так как Марк, повторимся был спутником Кифы. А проповеди Святых апостолов – это и есть Евангелие, которое мы читаем. Они рассказывали о том, что видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. То есть они сами были очевидцами Слова.

Давайте вспомним: когда Иуда повесился и было необходимо выбрать на его место другого человека, то ученики Иисуса (об этом рассказывается в самом начале Книги Деяний святых апостолов) избрали нового апостола. Основной критерий, на основании которого они сделали выбор – новоизбранный апостол должен быть являться свидетелем всех событий, начиная от Крещения Иоаннова и до Вознесения Христова. Свидетелями Вознесения, согласно Священному Писания, были около ста пятидесяти верующих христиан – мужчин и женщин, апостолов из числа Двенадцати и из числа Семидесяти. Среди них были совсем юные, даже дети, например, Марк. В самом Евангелии от Марка он назван юношей. Это тот самый юноша, который во время ареста Иисуса в Гефсимании, когда его схватили за одежду, вырвался и убежал нагим. И Святые отцы говорят: так как это событие описывает только Марк, скорее всего, он говорит о себе самом. Но со временем эти люди возмужали (кстати, Иоанн Богослов тоже был очень молодым человеком во дни земной жизни Христа).

И в Новом Завете есть такое понятие: «свидетельство Иисусово». Что такое свидетельство Иисусово? Были люди, которые помнили жизнь Господа Иисуса Христа. И они имели в себе свидетельство Иисусово, чтобы рассказывать другим людям о Сыне Божьем, каким они Его застали, видели, запомнили. Причем не следует думать, что речь идет о каких-то частных свидетельствах, которые порой могут быть очень субъективными. Христос говорил Своим ученикам: «Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святаго, который научит и наставит вас на всякую правду и напомнит вам все Мои слова». Таким образом, Евангелия были написаны Святым Духом, который в День Пятидесятницы сошел на апостолов.

Как о древних ветхозаветных пророках сказано в Библии: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1.21). Очевидно, что как евангелисты, так и другие авторы новозаветных книг, были движимы Святым Духом.

Мы имеем множество толкований на Евангелие от Матфея, большое число истолкований на Евангелие от Иоанна, в меньшей степени – на Евангелие от Марка, а вот на Евангелие от Луки истолкований очень и очень мало. Традиция как бы немножко обходила вниманием этот текст. Однако, при этом мы все-таки имеем некоторые святоотеческие, церковные сборники, в которых давались истолкования на это Евангелие.

(Друзья! Когда вы будете приходить на эти занятия, берите с собой текст. Текст должен быть перед глазами. Возможно, кто-то будет смотреть эти занятия по видео, или слушать в аудиозаписи. Всегда необходимо иметь текст перед глазами. Когда мы следим по тексту, то лучше воспринимаем материал, который нам преподносится, который нам предлагается.)

Итак, толкования на Евангелие от Луки.

Во-первых, мы имеем толкование Блаженного Феофилакта. А, как известно, Блаженный Феофилакт не был самостоятельным истолкователем. Он пользовался комментариями древних Святых отцов, объединял их.

Затем, в Толковой православной Библии преемников Лопухина мы также имеем подробный текст комментария на Евангелие от Луки.

Сейчас издательство «Герменевтики» готовит сборник святоотеческих комментариев на третье Евангелие. Я думаю, мы не успеем изучить весь текст Евангелия от Луки. Когда выйдет этот сборник, мы сможем со всяческим вниманием использовать и новый дополнительный материал. Одна из особенностей деятельности издательства «Герменевтики» заключается в том, что в рамках его работы, переводятся и выходят в свет комментарии, которые, в основном, еще никогда не появлялись на русском языке. При этом переводятся труды только тех Святых отцов и церковных авторов, которые жили до VIII века (то есть, речь идет об очень древних комментариях к Священному Писанию).

Блаженный Феофилакт пишет:

«Святой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской, в просвещенной греческой семье. Он был врачом. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе семидесяти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны».

Мы знаем, что Павел неоднократно ходил в Иерусалим и встречался со знаменитейшими среди первых христиан учениками Иисуса Христа, и, согласно Преданию, с Девой Марией. Он собирал множество сведений о земной жизни Спасителя. И так как Лука был спутником и соработником Павла, то, в некотором смысле, его Евангелие – это сборник древнейших свидетельств о Христе, собранных самим «апостолом язычников», – первоверховным апостолом Павлом, который был христианином второго поколения; а Лука, хотя и уверовал во дни проповеди и общественного служения Спасителя, чаще воспринимается как христианин третьего поколения.

Далее мы читаем у Блаженного Феофилакта:

«Когда святого Павла оставили все сотрудники (во время гонений на Павла), апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (об этом рассказывается во Втором послании Тимофея, четвертая глава, десятый стих). После мученической кончины первоверховных апостолов (Петра и Павла; они погибли в Риме) святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земную жизнь».

Далее Блаженный Феофилакт сообщает очень интересную для нас информацию:

«Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука также написал иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла».

И, действительно, как бы мы узнали, что у апостола Павла были залысины на голове, если бы кто-то из его современников не написал бы икону? Во всех последующих иконописных и живописных традициях христиане Западной и Восточной Церкви изображали Павла с залысинами на голове.

Таким образом, евангелисты были людьми, которые живописали Христа и апостолов в своих текстах. Лука к тому же еще и писал святые иконы. Возможно, лишь на основании этих икон уже в поздние времена, более близкие к нам, некоторые Святые отцы описывали образ Девы Марии: каким был цвет ее волос, какой был цвет лица, какая продолговатость головы, какие были пальцы у Пресвятой Девы Марии. Они донесли все это до нас с иконографической достоверностью.

Таким образом, мы видим, что есть несколько источников, из которых мы можем черпать наставления в вере: это записанные свидетельства – то, что мы относим к богодухновенным текстам Нового Завета, всевозможные предания, которые не вошли в канон и древнейшие изображения, сохранившиеся в списках (по мнению некоторых исследователей, они сохранились не только в списках, но и, в некоторых случаях, в подлинниках). Так Предание связывает, например, Владимирскую икону Божией Матери с иконописными трудами апостола и евангелиста Луки.

Во время наших бесед мы будем пользоваться истолкованием Блаженного Феофилакта (эта книга доступна, ее легко приобрести), а также Толковой православной Библией преемников Лопухина (она тоже доступна: можно найти ее на просторах Интернета, или приобрести в книжном формате).

Евангелие от Луки начинается словами:

«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1),

как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1:2),

то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил (Лк. 1:3),

чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:4).

Следует отметить, что лишь у Луки есть подобное предисловие к евангельскому повествованию, и обозначено имя адресата. Евангелие написано для некоего Феофила. Что означает имя «Феофил»? «Феос» – по-гречески Бог, «филия» – любовь. То есть Феофил – это «любящий Бога». Многие истолкователи считают, что какого-то «персонального» Феофила никогда не существовало. Евангелие от Луки имеет своим адресатом всех, кто любит Господа Иисуса Христа. В этом смысле, каждый из нас – Феофил («любящий Бога»).

Здесь может возникнуть вопрос: а как мы можем любить Того, кого мы не видели, свидетелями жизни которого мы не являлись? Давайте вспомним о том, что в Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29)». И тем более блаженнее те, которые возлюбили Господа, хотя во дни своей земной жизни они не видели Его очами, не слышали Его ушами, не осязали Его руками.

Но мы познаем Бога невидимого, во-первых, через рассматривание видимых творений. Это мир природы, как пишет апостол Павел в Послании к римлянам. И мир природы – также книга о Боге. Люди постигают невидимого Бога через рассматривание Его видимых творений.

Мы постигаем Господа через Слово Божие – книги Ветхого и Нового Завета, через святую Библию. Это великое откровение Бога о Самом Себе, записанное пророками и апостолами.

Однако, величайшее Откровение Бога о Самом Себе – в воплощенном Слове Божием, Господе Иисусе Христе. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Мы постигаем Христа в церковных Таинствах, начиная с Таинства Крещения. Помните, во время Крещения, когда верующего человека погружают в воду, произносятся слова: «Елицы во Христа крестихомся, во Христа облекохомся». Мы обретаем единство со Христом Спасителем в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы причащаемся Его истинного Тела и Его истинной Крови. Поэтому, мы не можем сказать, что в нашей жизни не было личной встречи со Христом. Конечно, она была, иначе бы мы не называли себя христианами, то есть Христовыми.

Итак, евангелист Лука пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» (Лк. 1:1). Многие. Однако, на тот момент было написано лишь Евангелие от Матфея. Возможно, Лука видел начальные записи Евангелия от Марка. Но это явно не «многие». Евангелия от Иоанна во дни Луки еще не существовало. Иоанн Богослов – последний автор книг Нового Завета. Но кого же имеет ввиду евангелист Лукаа, когда пишет, что «многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях»?

Блаженный Феофилакт объясняет, что в то время были еретики, которые писали свои подложные Евангелия. Однако, мы не можем объяснять слова из Лк 1:1 лишь наличием апокрифических текстов, потому что евангелист пишет: «Многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях». Знать о совершенно известном среди первых христиан означает, как минимум, принадлежать к ним самим.

И, действительно, существовали Евангелия, которые признавались Святыми отцами как вполне авторитетные, но неканонические тексты. Это свидетельства о Христе, которые подписывались «Евангелие Никодима», или как-то иначе. Далеко не в каждом случае Церковь объявляла, что эти книги еретические. Просто, некоторые авторы писали о Христе без вдохновения от Духа Святаго. Аналогичным образом, о Христе проповедует вся Вселенная, однако мы отдаем предпочтение проповеди Святых отцов. И, казалось бы, все говорят об одном, но по-разному: кто-то говорит в духе и истине, а кто-то говорит от себя. Наша задача, при изучении любого текста Нового Завета, – иметь сопровождением святоотеческое понимание этого текста.

Итак, адресатом Евангелия от Луки является всякий, любящий Бога.

И далее евангелист Лука пишет:

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета» (Лк.1:5).

Именно в Евангелии от Луки мы находим подробности, которых не находим, например, в Евангелии от Матфея. Следовательно, можно предположить, что эта информация исходила от ближайшего окружения Господа Иисуса Христа. Далее Лука объясняет, что, вернее, кто является источником этой информации. Он пишет о Деве Марии, что она слагала в своем сердце все описываемые события. Поэтому Евангелие детства Иисуса Христа – это то, что исходит из сердца Пресвятой Богородицы. Она сохраняла в Своей душе память о евангельских событиях, и передала эти воспоминания апостолу Матфею, который описывает Рождество Христово, и апостолу Луке, или Павлу, который затем передал Луке, что следует записать.

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета». Это родители Иоанна Крестителя. (И мы имеем счастье сегодня находиться в храме в честь Рождества Иоанна Крестителя.)

Почему евангелисты подчеркивают, что Рождество Христово происходит во дни царя Ирода? Почему важно было сделать на этом акцент? Потому что в Библии, в Книге Бытия (это одна из древнейших книг Ветхого Завета) пророчество о том, что Христос придет в этот мир тогда, когда царская власть отойдет от дома Иуды. Умирающий патриарх Иаков дает пророчество о том, что Мессия, Христос явится в этот мир, когда скипетр, символ царской власти, будет отнят от дома Иуды, и законодатель умолкнет. И именно во дни Ирода на престоле Иудее воцарился нееврей (это сам Ирод, который был по своему происхождению идуменянином). В этот период у евреев была отнята и законодательная власть, вследствие того, что Иудея находилась под римской оккупацией. Так что, хотя Синедрион и вынес Иисусу Христу смертный приговор, его должен был утвердить римский наместник, прокуратор Понтий Пилат. Таким образом, евреи фактически не имели никакой власти на собственной земле.

Давайте посмотрим этот текст. Умирающий Иаков призывает сыновей и дает пророчество (это Книга Бытия, 49 глава, 10 стих): «Не отойдет скипетр от Иуды (Иуда – это царственный дом, царь Давид был из дома Иуды) и законодатель от чресл его (то есть законодательная власть), доколе не придет Примиритель (то есть Мессия, Христос), и Ему покорность народов (через проповедь Евангелия не только еврейский народ обратится ко Христу, но и многие другие, в итоге евреи обратились ко Христу в меньшей степени, нежели другие народы).

Таким образом, это древнее пророчество исполнилось буквально. Именно поэтому, и Матфей, и Лука вспоминают Ирода, который вошел в историю как Ирод Великий. Имя «Великий» связано с тем, что Ирод капитальным образом перестроил Иерусалимский Храм для того, чтобы стать популярным среди еврейского народа. Он отстроил Храм и основал свою династию. После его смерти царем Иудеи стал Ирод Антипа, его сын. В целом, правители из этой династии были довольно жестокими. Сам Ирод Великий с большим подозрением относился даже к самым близким людям. Царь практически всех подозревал в заговорах и желании свергнуть его с престола.

Итак, мы прочитали, что был священник из Авиевой чреды по имени Захария. Его жена, по имени Елисавета, происходила из рода Ааронова. Это родители Иоанна Крестителя. Ниже им дается необычная для Библии характеристика.

«Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1:6).

Блаженный Феофилакт пишет: «Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елизавета были праведны пред Богом. Заповеди суть, например: “Не прелюбодействуй”, “Не кради” (Исх. 20:14–15) а уставы суть, например, “Кто злословит отца своего или свою матерь, того должно придать смерти” (Исх. 21:17): ибо это праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием, так как она делает человека праведным и еще более есть оправдание Божие».

На самом деле, больше ни о ком в Библии не сказано, что кто-то был праведен пред Богом, поступая во всем заповедям и уставам Господним беспорочно. То есть эти люди оправдывали свое существование во всех отношениях.

Бог создал этот мир для праведных. Когда мы читаем самое начало Библии, там говорится: «И сказал Бог: “Да будет свет, и стал свет”» (Быт.1:3). Однако, затем мы видим, что этот первозданный свет куда-то пропадает. И Бог в четвертый день творит Солнце, Луну и звезды. Возникает вопрос: а куда пропал первозданный свет, который был сотворен в первый день? И экзегеты объясняют: он скрыт для праведных. Если в мире появляется праведный, первозданный свет объемлет его. И Дивеевские сестры вспоминали, что, когда они общались со старцем Серафимом Саровским (из его тела открытыми были только кисти рук и лицо, так как он обычно одевался очень строго, по-монашески), и он начинал говорить о Божественном, было заметно, как тонкие лучики света будто пробивались через кожу рук и кожу лица. И мы изображаем Святых с нимбами, с неким свечением вокруг головы. Это как раз тот самый первозданный свет, который был создан для праведных.

Святые отцы задавались вопросом: почему первым Божиим творением является свет? Ведь свет не является самостоятельной субстанцией, он должен от чего-то отражаться, что-то высвечивать. И отвечая на это недоумение, Отцы говорят: свет является первым творением для того чтобы обозначить цель сотворения всего сущего – во свете Его (то есть Господа) узреть свет (то есть осознать смысл собственного существования). Бог является Первопричиной существования этого мира. Он же является и конечной Целью его бытия. Как Христос Сам говорил о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8).

Однако, можем ли мы признать, что эти люди действительно были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно? Так написано – значит, так было. Но при этом не следует забывать того, что в Библии сказано о Господе: «Он…и в Ангелах Своих усматривает недостатки» (Иов 4:18). И далее, мы увидим, как Захария смущается от явления ему архангела Гавриила и получает за это наказание. То есть даже самые совершенные люди допускают какие-то неточности. Собственно говоря, святость человеческая, свет праведности человека не является чем-то самостоятельным. Луна не является источником света, она отражает свет Солнца и только в той степени, в какой свет Солнца падает на нее (поэтому мы имеем разные фазы Луны). Так и святой – это не какая-то «автономная» от Бога праведность. Святость обретается именно тогда, когда Божество прикасается к человеку, и человек меняется.

И мы читаем далее:

«У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1:7).

И Блаженный Феофилакт пишет: «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны. Чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного. “Оба были уже в летах преклонных” и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая восхождение в сердце (Пс. 83:6) и имея жизнь как день, а не ночь, поступая благоприлично, как во свете». В понимании Блаженного Феофилакта, старение тела – это одно, а старение души – ее опытность.

В своих комментариях на Евангелие от Матфея Блаженный Феофилакт совершенно неожиданно объясняет, почему многие святые люди рождались от пожилых родителей. Во-первых, существовало такое понятие, как «поношение бесчадства». То есть, когда еврей не имел ребенка, такого человека подозревали в тайных нераскаянных грехах, и рассуждали так: «Если у него нет ребенка, это наказание за какие-то грехи, преступления, о которых мы даже не знаем». Однако, в действительности, мы видим, что у Авраама и Сарры очень долго не было ребенка; у Исаака первый сын появился, когда патриарху было шестьдесят; некоторые другие известные библейские персонажи оставались бездетными на протяжении длительного периода времени. И Блаженный Феофилакт в своих толкованиях на Матфея пишет: «Бог специально не попускал святым людям иметь детей, и они зачинали своих праведных детей в пожилом возрасте, таким образом, не передавая им страстность молодости». Оказывается, если ребенка зачинают молодые люди, страстность их первой влюбленности может передаваться ребенку. И он тоже может быть страстным. Когда зачатие идет от пожилых родителей, никакой страстности молодости таким детям не передается.

Есть и другая причина. Блаженный Феофилакт объясняет: такие дети являлись вымоленными детьми, когда в течение десятилетий родители просили у Бога таких детей, и они зачинались не от случайного соития, а от множества и множества пламенных молитв, которые их родители произносили перед Богом.

И в наше время, я знаю, многие пары не сразу снимают с себя «поношение бесчадства», долгое время живут без детей, потом начинают молиться, и Господь по молитвам посылает им чад. Мне известна одна семья в Москве. У них ровно десять лет не было детей. Потом они начали усердно молиться, муж и жена, и Господь послал им первого ребенка, потом второго и третьего. Сейчас они воспитывают трех сыновей.

И мы читаем далее:

«Однажды, когда он (то есть Захария) в порядке своей очереди служил пред Богом, (Лк. 1:8)

по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, (Лк. 1:9)

а всё множество народа молилось вне во время каждения» (Лк. 1:10).

Как мы выяснили, Захария был священником из Авиевой череды. То есть в те времена священников было очень много, а Храм был один на всей планете – это Иерусалимский Храм, который стоял на горе Мория (Мория означает «благоухающее место»). И вот он по порядку чреды входит в Храм для каждения, чтобы совершить свое служение должным образом.

Иерусалимский Храм стоял на горе (она называется Храмовой и по сей день), и являл из себя одно из чудес света. Так в то время говорили об этом Храме. Он был построен из белоснежного мрамора и обделан золотом, сверкавшем на солнце. Сохранились очень точные описания этого храма. В I веке человек по имени Иосиф бен Маттафия, мы больше знаем его как Иосифа Флавия, сам служил священником в этом Храме. В 66 году началась Иудейская война. После ее окончания Флавий написал две огромных книги: одна из них называется «Иудейские древности», а другая – «Иудейская война». И вот в «Иудейской войне» он описал Храм, каким он его запомнил, в котором он служил. Это было удивительное сооружение! Вокруг храма были размещены жилища для священнослужителей, с их женами и детьми. Поэтому не стоит удивляться, что, согласно Преданию, Дева Мария, например, жила при храме. Иосиф Флавий описывает, сколько там было разных зданий, которые окружали Храм. Они также отличались красотой и великолепием.

(В каждом книжном магазине, кстати, вы можете купить Иосифа Флавия. Это большая книга, по объему почти как Библия. В ней два произведения. Стоит посмотреть на Святые места глазами очевидца. Иосиф Флавий описывает даже Мамврийский дуб, о котором существует предание, что он стоит от Сотворения мира, в Хевроне, а Иосиф Флавий подтверждает, что это предание было широко распространено и в I веке. В его трудах есть очень много необходимой информации, интересной, которую мы также будем использовать.)

Итак, Захария, священник из Авиевой чреды, входит в храм для каждения, а все множество народа молится за его пределами во время каждения. То есть, в Храме были места, где мог находиться только священник. Народ же должен был стоять на некотором отдалении.

И происходит чудо.

«Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1:11).

Кадильный жертвенник представлял собой металлическую пластину, под которой постоянно поддерживали огонь. Священники бросали ладан на это покрытое металлом пространство. При этом ладана должно быть много. Иногда его бросали совками, для того, чтобы над Храмом было воскурение, и все могли видеть, как с горы Мория, с Храмовой горы к небу восходит это благоухание пред Богом.

«Тогда явился ему Ангел Господень (это Архангел Гавриил), стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Почему в Лк. 1:11 подчеркиваеся, что Ангел стоял по правую сторону кадильного жертвенника? Этим Слово Божие научает нас тому, что Ангелы всегда присутствуют за церковным богослужением. В то время, о котором мы читаем, Церковью Истинного Бога была ветхозаветная Церковь. Христос, кстати, никогда не оспаривал ее права. Исцеляя людей, Он говорил им: «Пойди покажись священнику». И хотя в этой Церкви были люди не очень высоких нравственных ценностей, Христос не ставил под сомнение их право учить. Он, например, говорил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, но не делают» (Мф. 23:2–3).

Новозаветное священство возникает лишь после того, как завеса в Храме разорвалась в момент смерти Христа и благодать Божия покинула Иерусалимский Храм. День Святой Пятидесятницы, когда Дух сходит на апостолов, – это уже начало новозаветной Церкви.

Пребывание архангела по правую сторону кадильного жертвенника – свидетельство о том, что за каждой литургией прислуживают ангелы. Преподобный Серафим Саровский, о котором мы сегодня уже вспоминали, однажды, во время службы, будучи еще дьяконом, на выходе во время Херувимской застыл и не мог двигаться, пораженный каким-то видением. Когда Серафим Саровский пришел в себя, то рассказал, что он увидел, как при пении Херувимской ангелы входили в храм, окружая Христа Спасителя, как рой золотистых пчел. Так он передал это видение.

Ангелы прислуживают даже в тех храмах, где могут служить недостойные священники. Есть сказание о том, как в один большой Храм (недавно построенный) привели старца. Старец, увидев, что в храме было очень много народа, улыбнулся, даже засмеялся, сказав: «Зачем такой огромный храм построили, а людей мало?». Ему говорят: «Ну как же мало? Храм переполнен людьми». Старец говорит: «Да нет: вот этот уже на рынке, выбирает, что купить к столу; этот уже за столом сидит; а эта ругается со своим мужем уже; а этот уже спит». И тогда этого старца решили завести в алтарь – может быть, там ему понравится. В алтаре старец посмотрел на двух священников, которые служили, и улыбнулся. Они оскорбились и говорят: «Почему ты улыбаешься? Мы служим Божественную литургию!». А старец сказал: «Вы служите? Вы, связанные веревкой толще трех пальцев, лежите под жертвенником, а вместо вас, ради трех стоящих в храме молящихся, Ангелы Божии совершают службу».

Поэтому не следует удивляться, что в Лк. 1.11 мы видим архангела Божия, который стоит близ Престола с правой стороны. Кстати, любое действие, описанное в Библии, которое происходит с правой стороны, или по правую руку означает особое благословение. С левой – может означать наказание.

«Захария, увидев его (то есть Ангела, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного), смутился, и страх напал на него (Лк. 1:12).

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1:13).

Наконец-то молитва Захарии была услышана. Он молился с молодости. В те времена в еврейском народе в брак вступали очень рано.

«И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1:14).

Устроители нашего храма строили его, явно радуясь о рождении Иоанна Крестителя, так что дали назвали этот храму во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Далее архангел говорит:

«Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; (Лк. 1:15)

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; (Лк. 1:16)

и предъидет пред Ним (то есть перед Христом) в духе и силе Илии (имеется ввиду пророк Илия), чтобы возвратить сердца отцов к детям (цитата из пророка Малахии), и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17).

Здесь архангел Божий описывает судьбу младенца, который должен будет родиться от Захарии и Елизаветы. Речь идет о том, что он будет действовать как Предтеча Господа Иисуса Христа; его рождение будет предшествовать приходу в мир Мессии (он рождается раньше Спасителя), а смерть – предварять смерть Иисуса (он умирает до Крестной Смерти Христа). Иоанн Креститель предшествует даже схождению во ад Христа (когда, после того, как царь Ирод отрубил Иоанну голову, он душою сошел во ад, и, как учит церковное Предание, действовал и в шеоле как Предтеча, в частности, он начинает проповедовать в преисподней: Царствие Божие приблизится, Христос сойдет и сюда, в шеол, покайтесь, и Христос осветит этот ад сиянием Божества, и выведет из него души, которые ожидают Его пришествия и ожидали с древних времен. И когда мы смотрим на икону Воскресения Христова, то видим, что на ней одним из первых из ада выходит Иоанн Креститель, который действительно был во всем Предтечей Иисуса Христа.

Блаженный Феофилакт пишет: «Ангел возвещает, что Иоанн будет “велик”, но “пред Господом”, ибо многие называются великими пред людьми, (как, например, тот же самый царь Ирод) но не таковы пред Богом». Быть великим пред людьми не означает, что ты велик и пред Богом. «Но не таковы пред Богом, – пишет Феофилакт, – например, лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе». Величие души – это величие того религиозного чувства, которое человек возгревает в своем сердце. А об Иоанне Крестителе предсказано, что он исполнится Духа Святаго от чрева матери. Об очень немногих людях в Библии сказано, что Бог избрал их от чрева матери. Как такое может быть?

Например, Господь говорит об Иакове и Исаве: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9.11–13). А разве это справедливо: возненавидеть того, который еще не родился и ничего не сделал, ни хорошего, ни плохого; или возлюбить того, который не родился и еще не сделал ничего хорошего или плохого? Для Бога это вполне справедливо. Почему? Природа Бога такова, что, будучи вездесущим, Он присутствует в каждом мгновении времени и в каждой точке пространства. Блаженный Августин пишет: «У Бога нет прошлого, и у Бога нет будущего, у Бога всегда настоящее». То есть для Бога наш первых вздох и наш последний выдох – это настоящее. Как вездесущий, Он одновременно присутствует в каждом мгновении времени и в каждой точке пространства. Как Христос Сам о Себе говорит: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец» (Апок.1:8). Но мы с Вами существуем и, соответственно, делаем свой выбор во времени и в пространстве. А в Боге все уже объято Его всезнанием. Поэтому ничего несправедливого в истории с избранием Иоанна Крестителя нет.

«И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это (что такое может произойти)? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. (Лк. 1:18)

Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лк. 1:19).

Здесь Захария как бы допустил сомнение: «А как это будет?». И архангел Гавриил говорит:

«И вот, ты будешь молчать (такое знамение ему дается: станешь немым) и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то (то есть в наказание за то), что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1:20).

Хотя в начале Евангелия мы прочитали, что и Захария, и Елизавета, были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно, в Лк.1:19 Захария проявляет сомнение. Когда он начинает расспрашивать вестника Божия: «А как это будет?», следует наказание.

Сразу возникает вопрос: а ведь Дева Мария, когда Ей является архангел Гавриил, тоже спрашивает: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Святые отцы объясняют: Дева Мария задала этот вопрос не потому, что Она сомневалась, а потому, что, дав обет девства, она стремилась исполнять его до самой смерти. И Она спрашивает: «А как это будет?». Другая женщина, услышав, что через нее родится Христос, наверняка забыла бы обо всем от радости. Реакция Девы Марии другая: «А как это будет?». Потому что Она дала обет девства. Но при этом Она не проявила никакого сомнения. И когда Богородице было сказано, что Ее девство сохранится («Дух Святой найдет на Тя»)», Она со смирением говорит: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

И мы читаем далее:

«Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме» (Лк. 1:21).

То есть ему должно было уже выйти из Храма после совершения каждений.

«Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем» (Лк. 1:22).

«А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой» (Лк. 1:23).

То есть когда они заступали на свою чреду, они не могли покидать Храм. И даже будучи немым, Захария все равно выполнял свои обязанности священника. Лишь когда его череда кончилась, он возвратился в дом свой. Таким образом, Евангелие научает нас, невзирая на какую-либо немощь, продолжать то служение, совершение того послушания, которое нам определила Святая Церковь.

Блаженный Феофилакт пишет: «Видишь ли, как иудеи дожидались и оставались, пока вышел первосвященник? А мы, христиане, лишь вошли в храм, как и думаем уже, что с нами дурно случится, если мы не выйдем. Захария делал знаки народу, вероятно, вопрошавшему о причине молчания; но как он не мог говорить, то и объяснял все знаками. Приметь и то, что Захария не пошел в свой дом, пока не окончились дни его служения, но оставался в храме. Ибо нагорная сторона действительно далеко отстояла от Иерусалима (то есть там, где жила его жена Елизавета). Да священнику, если он имел дом и в самом Иерусалиме, не позволено было уходить во время его череды из двора храма. А мы, увы, как пренебрегаем Божественными службами. Что Захария не мог говорить, а употреблял знаки, это указывает на неразумную жизнь иудеев, ибо умертвив Слово (то есть Христа), они не могут дать отчета ни в делах, ни в речах своих. Если даже спросить у них о чем-нибудь пророческом, то они не отверзают уст и не могут дать тебе ни слова, ни ответа».

Здесь Блаженный Феофилакт часто проводит параллели между христианами и иудеями. Он как бы говорит нам: «Он же долго не выходил из храма, а народ ждал. И мы, христиане, не должны спешить покидать храм». Даже если мы думаем: «А я себя плохо чувствую» и так далее. Ведь Захария, онемев, не покидает храм, а оканчивает свою чреду и только потом идет домой.

Собственно говоря, Храм и есть то место, где может исцелиться имеющий какую-то болезнь, или недуг. Здесь совершаются «врачующие» Таинства, которые обеспечивают поддержку не только нашей душе, но и нашему телу.

И далее мы читаем радостные слова:

«После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: (Лк. 1:24)

так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:25).

Феофилакт пишет: «Елизавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости, таилась пять месяцев, пока зачала и Мария. Когда же и сия (Мария) зачала, и младенец взыграл во чреве ее (Елизаветы), она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка».

Здесь Блаженный Феофилакт приводит некое событие, которое не упоминается в Писании, но сохранилось в церковном Предании. Елизавета находится в состоянии беременности, и младенец в ее чреве постоянно приходит в движение. И когда Дева Мария зачала от Духа Святаго, это движение усилилост. Тот, который избран в Духе Святом от чрева матери, очень активно реагировал на приближение Христа к нему и его самого ко Христу.

И далее:

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» (Лк. 1:26).

Итак, Елизавета пять месяцев таилась, а в шестой месяц ее беременности архангел Гавриил отправляется к Деве Марии. Таким образом, разница в возрасте у Иоанна Крестителя и у Христа составляет пять полных месяцев.

«К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк. 1:27).

Сразу возникает вопрос: а зачем Деве Марии было необходимо обручиться?

Святые отцы объясняют: «Это было сделано по той причине, что Иосиф, в то время обручник Девы Марии, был пожилым человеком, вдовцом и он имел детей, которые называются в Евангелии “братьями Господа”. Дева Мария была обручена Иосифу, чтобы он оберегал ее девство, был ее защитником.

С другой стороны, Святые отцы говорят: «Дьявол в то время внимательно следил за всеми девами, потому что он знал из Писания: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил”. Вот-вот в мир должен был прийти Христос. Если же дева обручена, то она как бы уже не дева, и внимание у дьявола ко всем обрученным девушкам ослабло. Таким образом, Господь скрыл от сатаны тайну явления Христа в этот мир от девы. До времени, конечно.

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (то есть Господь уже с Тобою); благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Дословный перевод звучит так: «Радуйся, благодати полная!». Как такое возможно, что ветхозаветная Дева из Назарета была исполнена благодати? Без сомнения, Бог приуготовлял ее, как Моисей приуготовлял Скинию, когда строил ее, чтобы Господь сходил в эту Скинию. Аналогичным образом, приуготовлялся Ковчег Завета или Иерусалимский Храм. А когда происходило освящение Скинии, Ковчега, Храма, Бог осязаемым образом наполнял Своим присутствием эти Святые места. Дева Мария – «благодати полная», потому что Она является избранницей Божией, и потоки благодати уже сообщаются Ей.

И далее мы читаем о том, каковы были действия Девы Марии:

«Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29).

Она ведет себя с величайшим смирением и как бы не видит преимуществ своего положения. Поистине, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк.1:30).

Блаженный Феофилакт пишет: «В месяц “шестой”, считая от времени зачатия Иоанна. Говорит (евангелистЛука), что Дева обручена была мужу из дома Давидова, чтобы показать, что и Она происходила из Давидова же рода, ибо был закон, чтобы обе половины (в браке) были из одного и того же рода и из одного и того же колена (Числ.36: 6–9)».

На первый взгляд, это может показаться непонятным: Елизавета – потомок Аарона, Дева Мария – царя Давида. Как же получилось так, что они все-таки являлись родственницами? Позже мы увидим, как Мария отправится в гости к Елизавете. Святые отцы говорят, что это была исключительная ситуация: Мария и Елизавета действительно находились в родстве. Таким образом, в Иисусе Христе царственное колено, происходившим от патриарха Иуды, объединилось со священническим коленом, которое вело свою родословную от Аарона, ведь Христос, как учит православная традиция, был Истинный Царь и Истинный Первосвященник.

Пресвятая Дева восклицает со смирением: «И откуда это Мне?». Она хочет понять природу этого явления. Как такое может произойти? И архангел говорит:

«И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус (Лк. 1:31).

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; (Лк. 1:32)

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:33).

Здесь Иисус Христос назван Сыном Давидовым. По человечеству Он принадлежал к потомкам царя Давида, а по Божеству Он есть безначальный Сын Божий, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного.

Итак, Мария узнала, для чего явился архангел. Далее мы читаем:

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34).

Она думает только о девстве. Дева Мария дала обет девства пред Богом. И здесь говорится, что Она родит ребенка. Однако, пока еще не объясняется, как это произойдет.

«Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1:34).

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).

То есть девство Марии не будет нарушено. Зачатие произойдет от Духа Святого.

И мы исповедуем, что Пресвятая Богородица была Девой до Рождества, в Рождестве и после Рождества. А как же Христос, который рождается от Нее, не нарушил Ее девство? Мы допускаем, что Дух Святой образовал во чреве Девы Марии новую жизнь. Однако, разве рождение Христа не нарушило бы в этом случае девство? Святые отцы говорят: «Вспомните, как Христос проходил дверями затворенными. Когда в Сионской горнице собрались апостолы, Он дверями затворенными прошел. Так и рождаясь от Девы, Он ничего не разрушает в Ее девстве. Он как бы дверями затворенными выходит из Нее, сохраняя Ее девство и освящая его».

И, в подтверждение своих слов, архангел Гавриил говорит:

«Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною (то есть ей уже присвоили это имя), и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1:36),

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:37).

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:38).

Это действие Девы Марии показывает ее величайшее смирение. Она признает себя рабой Господней, которая подчиняется воле Божией. И в этот момент Богородица зачинает от Духа Святого.

Получается, что Свою Пятидесятницу (давайте вспомним: Пятидесятница – это момент схождения Святого Духа на апостолов) Дева Мария переживает в день Благовещения. Она уже «полная благодати». Господь приуготовлял ее…И вот, она сподобляется того, что от Духа Святого происходит чудесное зачатие. Для Девы Марии это была первая Пятидесятница. На это обращают внимание и Иоанн Дамаскин, и известный русский богослов Владимир Лосский.

Вторая Пятидесятница Девы Марии произойдет в тот момент, когда Христос скажет апостолам: «Не расходитесь, ждите, когда Дух Святой сойдет на вас». «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с…Мариею, Матерью Иисуса…», – говорится в Книге Деяний (Деян.1:14). Она, уже получивши Святого Духа, являлась залогом того, что и другие смогут пережить встречу с Ним. И когда Дух Святой в День Пятидесятницы сходит на апостолов, Богородица сподобляется второго излияния Святого Духа.

А кого дважды приобщают к такому освящению? Мы получаем Духа Святого в Таинстве Святого Миропомазания, когда после Крещения священник помазует нас со словами: «Печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго, печать дара Духа Святаго». И теперь смыслом жизни крещеного и миропомазанного христианина становится раскрытие печати дара Духа Святаго в своей жизни. Это то, что старец Серафим Саровский называет «стяжанием благодати Духа Святого». А когда человека помазывают миром во второй раз, и он сподобляется второго получения Духа Святаго? Когда он становится царем. Царя дважды помазывают миром: первый раз, когда его крестят еще младенцем; и второй раз, когда он восходит на престол. Дева Мария, которая сподобилась двух Пятидесятниц, стала настоящей Царицей Небесной. Мы чествует Ее выше «Ангел и Архангел, Херувим, Серафим».

Представляется вполне очевидным, почему Богородица пребывает выше Ангельских Сил. Никто из «Ангел, Архангел, Херувим, Серафим» не может обращаться ко Второму Лицу Святой Троицы со словами «Сын Мой возлюбленный». Это может делать только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. И мы также говорили о том, что никто из Ангел, Архангел, Херувим, Серафим не может любить второе Лицо Святой Троицы родительской любовью. Это могут лишь Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.

Таким образом, мы выясняем, что в Пресвятой Деве Марии богоподобие было восстановлено наиболее полным образом. Бог создал человека по образу и подобию Своему. В грехопадении же люди омрачили образ Божий и лишились Божественного подобия. В Деве Марии, которая является залогом спасения всех христиан, мы как бы видим всецелое восстановление.

Итак, архангел сказал Богородице, что Ее родственница, Елизавета, уже шестой месяц как беременна. И Мария, для того, чтобы убедиться в этом и укрепить Свою веру, начинает действовать.

Евангелист Лука пишет:

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин» (Лк. 1:39).

Как мы уже выяснили, Нагорная страна находилась довольно далеко от Иерусалима.

«И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» (Лк. 1:40).

Она приветствует Елизавету, свою дальнюю сродницу.

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк. 1:41).

Удивительное событие! Дева Мария приветствует человека, и этот человек лишь от ее приветствия исполняется Духа Святаго. И ребенок, который во чреве Елизаветы, взыграл от радости, услышав голос приветствия Матери Сына Божия. Таким образом, здесь встречаются не только Мария и Елизавета, но происходит встреча между Сыном Божиим, который пребывает во чреве Богородицы, и Иоанном Крестителем, находившимся во чреве своей матери, праведной Елизаветы.

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

«И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42).

Елизавета переживает свою Пятидесятницу, которую приближает для нее Дева Мария. Исполнение Святым Духом – это, наверное, самое чудесное, что может происходить в жизни каждого верующего человека. Что это за исполнение Святым Духом? Дух Святой – это Дух Божественной любви. Апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). Поэтому, когда любовь Духа Святаго наполняет, переполняет человека, он испытывает духовный восторг.

И Елизавета восклицает:

«И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43).

Елизавета называет Марию Матерью Господа, то есть Богоматерью. А как такое может быть? Разве Бог может родиться? Безначальный Бог, который является Причиной существования всего сущего. Его бытие не обусловлено никакой причиной. Как такое может быть? Дело в том, что во Христе Иисусе, в чреве Девы Марии, происходит встреча истинного Божества, Сына Божия, с истинным человечеством, Сыном Человеческим. То есть в чреве Девы Марии происходит такая встреча, такое соединение между Божеством и человечеством, что отныне Божественное и человеческое во Христе соединены в единую ипостась, неразлучно, нераздельно, неизменно, хотя и неслиянно (согласно определению Халкидонского Собора 451 г.). Это единство не нарушится даже когда Христос будет лежать во гробе телом, а душою сойдет во ад.

Богословы будут рассуждать: а если во Христе Божество и человечество соединены в единую ипостась, то, когда человеческая душа Христа вышла из тела и сошла во ад, с кем пребывало Божество: с душою, которая освещала ад сиянием Божества, или с телом? Или, может быть, покинув тело, Оно осталось с душою? Святые отцы говорят: Божество не отделяется ни от тела Христа, ни от Его души. Христос исповедуется нами как Богочеловек, истинный Бог и истинный человек.

Поэтому приветствие Марии как Матери Господа, как Богоматери означает, что в Духе Святом Елизавета проникла в эту догматическую тайну, что отныне во Христе Иисусе Божественное и человеческое неразлучны, нераздельны, неизменны и неслиянны.

«И откуда это мне (восклицает она), что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк.1:43–44).

«И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк. 1:45).

Тексты, которые мы читаем разве дошли до нас не от голоса Девы Марии? Когда Мария рассказывала об этом апостолам Матфею, Павлу, Луке. Эти тексты исходят из сердца Пресвятой Девы Марии, и через повествовательные линии мы слышим Ее глас. И неужели от гласа Девы и мы не переживем радость от Духа Святого? Конечно, всякий раз, читая Святое Евангелие, мы испытываем это чувство соприкосновения с Божественной любовью.

«И сказала Мария (Богородица приходит в состояние духовного восторга): величит душа Моя Господа (как бы поет Дева Мария) (Лк. 1:46).

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).

Здесь Дева Мария подчеркивает, что Господь является Спасителем и ее бессмертной души. О чем это? Согласно вероучению Римской Католической Церкви, Дева Мария Сама не нуждалась в спасении. Якобы и зачата Она была (от Иоакима и Анны) без всякого греха. Однако, Православная Церковь не признает этого догмата, настаивая на том, что, хотя у Богородицы не было никакого личного греха, ее природа оставалась под влиянием греха первородного. И то, что в Лк. 1:47 Дева Мария называет Господа Спасителем, косвенно это подтверждает.

«Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48);

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; (Лк. 1:49)

и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк. 1:50).

Мы, православные христиане, и принадлежим к тем родам, которые ублажают Пресвятую Деву Марию, как Она пророчески изрекла: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды». И Деву Марию ублажают, прославляют многие-многие поколения христиан на Западе и на Востоке.

Далее Богородица исполняет гимн радости:

«Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; (Лк. 1:51)

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лк. 1:52).

Здесь Дева Мария уже пророчески созерцает миссию Христа.

«Алчущих исполнил благ (то есть все это произойдет в Ее Сыне, во Христе), и богатящихся отпустил ни с чем; (Лк. 1:53)

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, (Лк.1:54)

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк.1:55).

Мария созерцает и прошлое, и будущее.

И далее мы читаем:

«Пребыла же Мария с нею (то есть с Елизаветой) около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лк. 1:56).

Я помню, когда я служил в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, у нас был дьякон, отец Вячеслав, который любил читать это Евангелие: «Пребысть с нею же три месяцы», и он давал свое очень интересное истолкование этого отрывка. Я не могу его не вспомнить. Он говорил: «Сейчас, если к нам в гости кто придет, мы сидим и ждем с нетерпением, когда же он уйдет. И если он засидится, мы начинаем намекать, что время позднее, может погода изменится, или что-то еще. А вот тогда-то в гости как ходили: “Пребысть же с нею три месяцы”. Вот это настоящие гости».

Действительно, любовь удерживает людей рядом друг с другом. И речь идет не только о любви этих удивительных созданий: Елизаветы и Марии, но и о любви Сына Божия к своему Предтече, Иоанну Крестителю. Поэтому, две женщины с трудом могли распознать как свои собственные чувства, так и чувства тех, которые находились в их чреве и проявляли радость еще нерожденными,. Чудо. Это был удивительный диалог, общение в любви и в слове.

И далее мы читаем:

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына (Лк. 1:57).

И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею (Лк. 1:58).

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею» (Лк. 1:59).

По Закону Моисееву на восьмой день совершалось обрезание. И мы с Вами на восьмой день после Рождества Христова отмечаем праздник Обрезания Господня.

«На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном» (Лк. 1:60).

Исполненная Духом Святым, Елизавета понимает, что только такое имя можно дать младенцу. Кстати, в Библии, в Ветхом Завете мы видим, что имена своим детям давали матери, и часто, они делали это, находясь в пророческом озарении. Так что имя являлось предсказанием последующей судьбы человека.

«И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем» (Лк. 1:61).

У евреев было принято называть младенцев в честь какого-то родственника, имя которого было на слуху.

«И спрашивали знаками у отца его (то есть у Захарии, который по-прежнему был под наказанием немоты), как бы он хотел назвать его» (Лк. 1:62).

«Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились» (Лк. 1:63).

«И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1:64).

То есть любое наказание, которое проистекает от Господа, имеет целью исцелить человека и вернуть его в нормальное состояние.

Иногда наказание проистекает от Девы Марии, но оно имеет ту же самую цель. Однако, это не всегда удается сделать полностью.

Тем, кто бывает на Афоне, иногда показывают «греховные мощи». Все мы понимаем,что мощи – это останки Святых. Но на Афоне есть и «греховные мощи»: это правая рука одного монаха, который, оказавшись в состоянии ожесточения, взял нож и ударил им в икону Божией Матери. Этот монах служил в монастыре во имя Девы Марии на Афоне, но дьявол стал раздражать этого монаха и внушать ему мысли против братии.

Братия также высказывали неудовольствие его состоянием, и, в какой-то момент, его отлучили от трапезы. Монах так разозлился! Он побежал в храм, остановился у иконы Божией Матери и стал кричать: «Я в этом храме служу! Я в этом монастыре молюсь! А меня куска хлеба лишили!». Монах взял нож, (он был заведующим по хозяйству, эконом) и ударил им в лик Божией Матери. Его кровь потекла по иконе, а рука вся почернела и от нее стало исходить зловоние. Монах рухнул на землю. Вокруг него собрались братия, и стали умолять Божью Матерь, чтобы Она простила его.

И этот человек понял, что это было каким-то бесовским замешательством. Он стал молиться, поститься, и Божья Матерь явилась ему и сказала, что прощает его, но рука монаха останется в таком же черном и зловонном состоянии. И когда он умер, братии его похоронили, а как принято на Афоне, через несколько месяцев они выкопали посмотреть останки (ну, возможно, это было не несколько месяцев, а более значительный период времени). Это были нормальные останки, кости, (на Афоне земля очень быстро принимает остатки тела), и только рука не истлела, оставаясь черной и зловонной. И на Афоне ее так и сохраняют как напоминание для тех нечестивцев, которые не почитают святыни. И даже сейчас, когда эту руку показывают, она сохраняет черный цвет, и от нее исходит зловоние. Это напоминание о том, что да, Божья Матерь может простить неправильное отношение к Ней, но люди, пренебрегающие святыней, не останутся без наказания, в той или иной степени.

Читаем книги Нового Завета, мы видим, что апостолы очень мало говорят о Божией Матери, почти не проповедуют о Ней. Блаженный Феофилакт объясняет это тем, что о Богородице мы можем говорить только верующим людям. Это как бы та часть нашего благовествования, которая доступна только своим. И апостолы умалчивают многие вещи. Например, об Успении Божией Матери мы ничего не узнаем из Нового Завета, только из Предания. И это свидетельство того, что далеко не всем апостолы вверяли эти тайны, связанные с Пресвятой Девой Марией.

Итак, Захария разрешается от своей немоты и становится здоровым человеком. Это чудо поразило всех:

«И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской (Лк. 1:65).

Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? (то есть Иоанн Креститель) И рука Господня была с ним

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа (видите: прощенный, он исполняется Духа Святаго) и пророчествовал, говоря: (Лк. 1:67)

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, (Лк. 1:68)

и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, (Лк. 1:69)

как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих» (Лк. 1:70).

Действительно, библейские пророки предсказали буквально все о Христе, так что мы даже называем некоторых из них «ветхозаветными евангелистами». Есть такая традиция: пророка Исаию называть пятым евангелистом, потому что в его книге содержится столько пророчеств о Христе, сколько мы не находим у других.

«Что спасет нас от врагов наших (вот миссия Христа – Он Спаситель) и от руки всех ненавидящих нас; (ненавидящие нас – это злые бесы и демоны) (Лк. 1:71)

сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, (Лк. 1:72)

клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам» (Лк. 1:73).

Авраам является отцом всех верующих. Не только еврейского народа. Аврааму было предсказано, что в семени его благословятся все народы земли.

«Небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, (Лк. 1:74)

служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк. 1:75).

И в конце этой главы и нашей сегодняшней беседы мы слышим другое пророчество Захарии:

«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего (Захария обращается к своему рожденному сыну, пророчествует), ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1:76).

Захария говорит о своем сыне как о Предтече.

Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, (Лк. 1:77)

по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, (Лк. 1:78)

просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лк. 1:79)

Младенец же (то есть Иоанн Креститель) возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1:80).

Таким образом, сегодня мы с вами вступили в мир Евангелия от Луки, в эту часть Новозаветного Откровения, и мы слышали пророчества Захарии, Елизаветы, Девы Марии, удивительные историю о зачатии Иоанна Крестителя и Благовещении Пресвятой Богородицы. Поэтому возрадуемся в сердцах наших о том, что голос Девы Марии достиг наших ушей, ибо Евангелие детства Иисуса происходит из сердца Богородицы, которая впоследствии поведала об этих событиях евангелистам, записавшим все эти свидетельства о ранних годах земной жизни Иисуса. И мы находим их в Евангелии от Матфея или в Евангелии от Луки.

Оставить комментарий