Евангелие от Иоанна. Глава 9. - Андрей Иванович Солодков
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Евангелие от Иоанна. Глава 9.
Приблизительное описание лекции:
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
(Ин. 9:1-7)
Видим здесь такое чудо, которое произошло с этим человеком. Но самый главный вопрос, который задают ученики своему Учителю Иисусу Христу: почему он родился слепым, и родился от рождения таковым. Вопрос сам по себе звучит не очень правильно. Кто согрешил: он или родители его. Если он слеп от рождения, он ещё не мог сам согрешить. Но Христос говорит: не согрешил никто. В этом есть промысел Божий. Ученики Христовы тоже думали о людях, что они грешные, и причиной каких-либо страданий является именно грех, который приобретён человеком. Это, в общем-то, правильная точка зрения, но иудеи рассматривали одну сторону — то, что они хотели видеть, а чего они не хотели — они умалчивали. Дело в том, что грех, действительно, порождает страдания. Но сказано в Священном Писании: страдающий плотью, перестаёт грешить. Почему этот человек, многие спрашивают, был наказан и был слеп от рождения? Неужели только для того, чтобы Бог прославился? Или Бог нуждается в каком-то нашем страдании, чтобы мы, люди, возносили Ему славу? Конечно же, нет. Этот человек сохранялся Богом, как пишет блаженный Августин, для того, чтобы если бы он был зрячим, то он бы согрешил и был бы лишён Царствия Божия. Так как Господь сохранял его до определённого времени, оставлял его слепорождённым, то когда он уверовал во Христа, он обрёл сразу два порядка зрения: зрение физическое и зрение духовное.
Промысел Божий часто нами, человеками, не всегда понятен, но Бог, будучи Любовь, всегда старается сохранить нас как в этой этой жизни, так и для жизни будущего века. У всех у нас есть нательные крестики, на которых написано «Спаси и сохрани». Господи, спаси нас в Царствие Божие и сохрани в этой жизни, пока мы идём и находимся на пути к Нему. Есть в Священном Писании книга Иова, о нём сказано, что человек был праведным весьма, молился всегда за своих родных и близких, детей. Но вот, в один день у него отнимается всё богатство, во второй день отнимаются и дети, которые были, в третий день отнимается его здоровье. Но если внимательно читать эту книгу, то мы видим, что когда Иов молился Богу, Богу всегда отвечал на его молитвы. Но показывается и промысел Божий. Как сказано: пришли Ангелы Божии на Небе, меж ними пришёл сатана и сказал Господу: Тебя Иов любит только лишь по одной причине. Конечно, он такой богатый, что бы богатым людям не любить, что бы богатым людям в храм не ходить? У них много времени, они могут себе позволить многие вещи. И тогда дьявол указывал на причину любви к Богу из-за его богатства. И богатство было отнято, но Иов прославил Бога.
Дальше дьявол подходил, сказано, опять. Опять на Небе собираются Ангелы и меж ними пришёл сатана. И тогда Бог говорит: видел ли ты праведника Моего Иова, он любит Меня не потому, что у него богатство, он прославил Меня, хотя богатство у него отнято. Тогда дьявол говорит: ну, подумашь, богатство, главное в жизни кто? И сегодня многие люди так рассуждают: главное в жизни — дети. Вот наши дети, ради них живём. И дьявол знает эту уловку и говорит: попробуй, отними детей, и посмотрим, прославит ли он тебя? В один день, сказано, крыша дома обрушилась и дети у него погибли, которые собирались вместе, за которых он молился. Казалось бы, с точки зрения человеческой — несправедливость. Но дальше происходит ещё больше.
Опять приходят на Небе Ангелы, опять приходит меж ними сатана и говорит: ну, подумаешь, богатство, подумаешь, дети. Самое главное, чего мы друг другу всегда желаем? Есть даже такая поговорка, любой застольный тост произносится: главное — здоровье, которое не купишь, в кредит не возьмёшь, люди сочинили целые байки. Итак, дьявол знает эту уловку людей, не надеющихся на Царствие Божие, что они желают главное здоровья, подольше здесь пожить на земле. Конечно, в этом нет ничего плохого но у Бога о каждом из нас есть Свой промысел, и Он знает: кого в какое время призвать. Поэтому здесь отнимается у Иова и здоровье. Сказано, что он был покрыт язвами, проказами от темени до пят. Так, что сел на навозную кучу, и друзья, которые пришли к нему, его не узнали. Такое страшное было его состояние. Но при всём при этом Иов прославил Бога. Тогда в четвёртый раз приходит сатана и говорит: ну, подумаешь, богатство, подумаешь, дети, подумаешь, здоровье. Душу мне его отдай. И тогда было молчание. Господь изгнал сатану и вознаградил Иова и богатством, и детьми, и здоровьем в несколько раз.
То есть этот человек был рождён слепым по той причине, что Бог знал: если бы он был зрячим, то он не наследовал бы Царствия Божия. А так Бог его сохранил таким недугом. С точки зрения человеческой, казалось бы, болезнь. С точки зрения Божией — для сохранения в Царстве Христовом. Итак, мы видим, что дальше Господь делает брение, посылает его, он идёт в купель Силоам, умывается и становится зрячим. Некоторые говорят: для чего Господь делал брение? Многие отцы Церкви видят в этом, как в книге Бытия рассказывается о том, что Господь взял прах, то есть глину, дунул в лице человека дыхание жизни, и стал человек душою живою. Так и здесь Христос берёт брение, делает из него плюновение, говорит незрячему человеку, чтобы он пошёл к купели. Для чего идти к купели? Можно было бы и сразу исцелить. Но здесь Господь опять, будучи сердцеведцем, проверяет его намерение сердца. То есть как бы испытывает его послушание и приучает его к тому, что любящим Бога и слушающим Его слово всё будет содействовать ко благу. Этот человек, действительно, проявляет послушает, идёт, умывается в купели Силоам и становится зрячим.
Здесь также некоторые отцы Церкви, например, Иоанн Златоуст, которые видят и другую сторону. Он говорит: человек материален, для человека многие вещи будут непонятны, если они будут совершаться только в области духовной, то есть нужно нечто и от самого человека. Как говорит тоже святитель Иоанн Златоуст, что Бог нас без нас не спасает. Поэтому здесь этот слепорождённый человек проявляет послушание Богу и получает за это награду. То есть он идёт к купели Силоам.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
(Ин. 9:8-9)
Люди его узнавали. Господь ему как бы сотворил глаза, потому что, многие исследователи говорят: он настолько был поражён слепотой, и это не то, что катаракта или что-то такое, но у не было и глаз. То есть, естественно, если мы посмотрим на человека, у которого нет глаз, или у него такая травма, то когда у него будут глаза, у него даже вид лица поменялся, и многие о нём спорили: тот или нет.
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
(Ин. 9:10-11)
Удивительно, он рассказывает всё с точностью, как с ним произошло. Некоторые отцы Церкви такой аллегорической школы, например, Климент Александрийский, видят здесь весь народ израильский. Что народ израильский до Христа был слеп, а купель Силоам называется «посланный» и представляет собой крещальную купель. Поэтому здесь отцы александрийской школы видят призыв народу израильскому, никак не могущему отлипнуть своим умом от ветхого завета, всё таки прийти к крещальной купеле, чтобы прозреть. Мы знаем, что такое чудо случилось и с князем Владимиром, Крестителем Руси. До некоторого времени, когда у него были сомнения: креститься-не креститься, то Господом он был поражён в некой мере слепотой. Но потом, когда он понял, что вера истинная — вера православная, вошёл в купель и прозрел. Нечто подобное происходило и с апостолом Павлом, когда он шёл в Дамаск, чтобы гнать христиан. Господь ему явился, он на какое-то время ослеп, но когда его крестил Анания, тогда будучи предстоятелем Церкви, то он прозрел каким-то чудом. Три дня был слеп, потом прозрел. То есть о прозрении в Священном писании, в истории Церкви, в истории России есть такие интереснейшие факты. Это говорит о том, что всем нам предлагается прозреть в крещальной купели и не надо медлить.
Я хочу даже обратиться к тем людям, которые колеблются: креститься-не креститься. Крещение даёт прозрение, крещение даёт восприятие в вере, в крещении мы получаем благодать для того, чтобы воспринимать Христа в присущем Ему свете, а не в свете рациональных наших фантазий или надумок о Христе и о Православии. Когда человек принимает крещение, он по-другому начинает видеть мир, прозревает его душа, духовные очи его открываются, и он бывает способен уже возрастать во Христовой вере. Поэтому не стоит ждать. Некоторые говорят так: нет времени. Мы все заняты, мы куда спешим, бежим. Надо сказать, что если мы сегодня говорим, что нет времени, завтра может не быть сил, а послезавтра может не быть нас. Поэтому всякому промедлению здесь, может быть, будет к месту поговорка — оно смерти подобно. Чем дальше мы идём в этой жизни, тем ближе приближаемся к тому, что уже когда-то возвратного пути не будет, а жизнь даётся один раз здесь на земле. Если в этой жизни мы не примиримся со Христом, то другой такой возможности не предвидится.
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
(Ин. 9:12-16)
Здесь начинается спор о Христе, распря уже в народе, между народом и фарисеями. Фарисеи выдвигают свой главный постулат. Они настолько обожествили субботу, это время от заката солнца в пятницу до заката в субботу, что уже не хотели видеть явного такого чуда. Представляете себе: человек не видел никогда, и вдруг он стал видеть. Что у него происходило в душе? Но этой радости человеческой они не хотели замечать, они хотели исполнять только лишь свою букву закона, о чём апостол Павел скажет: буква убивает, Дух животворит. Эта буква над ними сидела как Домоклов меч, и они не могла ничего сделать с этим, не могли это преодолеть, потому что не было в их сердце покаяния, обращения к Богу, к Мессии, пришедшему к ним.
Вот, что по этому поводу пишет святитель Николай Сербскиий: «Фарисеи не только не обрадовались тому, что слепой нищий, сидевший у их храма, прозрел, но даже почувствовали себя оскорбленными и разгневались. Ведь их храм давно уже превратился в караульную будку Субботы, так же как и вся вера их превратилась в поклонение богине Субботе. Они не спрашивают исцеленного слепца с соучастием: "Как ты смог прожить столько лет слепым?" — они грубо набрасываются на него, вопрошая, словно стражники: "Как ты посмел прозреть в субботу? И как Тот, Кто тебя исцелил, посмел сделать сие в субботу?" Не от Бога Этот Человек, — говорят они, — потому что не хранит субботы. Для них, таким образом, от Бога тот человек, который всю субботу спит, никуда не выходя из своей комнаты, чтобы не оскверниться каким-нибудь шагом, делом или прикосновением; а не Тот, Кто в субботу даровал зрение слепорожденному! И по их полуночной логике, первый святит день субботний, а Второй — нет!»
Удивительное выражение святителя Николая Сербского о субботе. Действительно, он говорит, что они превратились в какую-то караульную будку субботы. И ещё он говорит, что они начали поклоняться именно этому времени, богине Субботе. Есть сегодня, я говорил несколько раз, такое направление как секта адвентистов седьмого дня. Действительно, мне кажется, слова святителя Николая Сербского обращены напрямую к ним. Не надо быть караульной будкой субботы, надо радоваться, что люди идут к Господу. Не надо поклоняться этой богине временной, ведь в Послании к Евреям апостола Павла сказано: посему для народа Божия ещё остаётся субботство. Заметьте, не «суббота», а «субботство». Что значит «субботство»? Покой. Где мы находим покой теперь, с пришествием Христа? Сам Христос нас призывает и говорит: придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас. И найдёте покой душам вашим во Христе и со Христом. Истинный шаббат.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
(Ин. 9:17-18)
Неверие их возрастает и они ищут факты. Вместо того, чтобы поверить. Например, есть сомнение Фомы — это другое сомнение, сомнение исследовательское. Здесь они стараются сделать всё для того, чтобы опровергнуть очевидный факт, что человек был слеп, от рождения причём, не притворялся, ничего подобного не было. И они не хотят этому верить и начинают искать его родителей, чтобы утвердиться в своём неверии.
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
(Ин. 9:19-21)
Мы видим, что даже родители настолько уже боялись этого судебного, по сути, натиска иудеев, что говорят: мы не знаем, действительно, это наш сын, действительно, родился слепым, от рождения не было у него глаз, а как теперь это произошло не знаем. Говорят: совершеннолетний, спросите у него сами.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
(Ин. 9:22-25)
Они здесь говорят: воздай славу Богу. Этим самым они хотят его принудить к лжесвидетельству. Они хотят ему сказать: воздай славу Богу, всё от Бога, и если даже с тобой это чудо произошло, то это сделал с тобой Бог, но не этот Человек. То есть не Христос, не Мессия, на Которого ты говоришь, что это Он сделал. Воздай, прославь просто Бога и скажи: я не знаю этого Человека, как со мной это произошло. Есть такие вопросы. Я как преподаватель знаю. Когда приходят студенты сдавать экзамен, если, например, студент какое-то время не ходил а отсутствовал по неуважительной причине, то преподаватель ему может задать вопрос не наводящий, а вопрос испытывающий. Ты не ходил, ты не учил, почему тебя не было, но если ты самостоятельно готовился — да, отвечай. А в другом случае видно, что студент хороший, ходил, но не совсем ему даётся познание, где-то он может ошибаться, но видно его стремление, его желание, видно, что он хочет это понять, и здесь преподаватель чаще задаёт наводящий вопрос. То есть вопросом человека можно сбить с толку, а можно, наоборот, направить в нужное русло. На самом деле дьявол поступал именно так с первыми нашими прародителями. Помните, он задавал вопрос: правда ли сказал Бог, что нельзя есть ни от какого древа в Раю? То есть в одном вопросе звучало сразу две лжи. Бог говорил, во-первых, что только от одного древа нельзя вкушать, а не от всех. И Бог не может как абсолютная правда говорить ложь. Здесь точно также. Они понуждают его, они его как бы наставляют: воздай славу Богу, но этот Человек грешный, он не может творить чудеса. Что же отвечает он?
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? (Ин. 9:26)
То есть ответь теперь так, что это не произошло. Есть же такие вопросы: что это он сделал с тобой, воздай славу Богу — такие очень лукавые звучат к нему вопрошения.
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
(Ин. 9:27-34)
Он уже говорит им их словами. То есть вы говорите, что он грешник, а учите так. На самом деле слепорождённый был первым изгнанным из синагоги иудеем. Мы видим, как смело свидетельствует он о Христе. Он говорит: я не знаю, Кто этот Человек, но грешников, как вы говорите, Бог не слушает. Интереснейшие слова, которые здесь. Как же тогда сказано в Священном Писании, что Христос пришёл спасать не праведников, но призвать грешников к покаянию. Действительно, Бог не слушает людей, которые упорствуют в своём грехе. Ошибаться может каждый, но зачем же упорствовать? Но Бог слышит грешников кающихся. А здесь этот слепорождённый человек уже как бы и обличает фарисеев: вы без покаяния, поэтому ваши представления о грешнике как о нераскаянном, и вы как раз такими являетесь, что вас и Бог не слышит. Я не знаю, говорит, Кто Он, но Он сделал меня зрячим.
Вот, что по этому поводу пишет святитель Иоанн Златоуст, говоря о родителях и ожесточении против истины, что фарисеи творили этот целый процесс. Хотя было очевидно, что чудо произошло, но они всячески старались обвинить этого слепорождённого и Христа в неправомерных действиях и нарушении субботы. Вот, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, когда родители отослали их к самому исцеленному, они снова позвали его – во второй раз. Тут не говорят ему прямо и бесстыдно: откажись от того, что Христос исцелил тебя, но хотят устроить это под видом благочестия. "Воздай, – говорят, – славу Богу», то есть, сознайся, что Он этого не делал».
Далее святитель Иоанн Златоуст говорит о смелости веры этого человека, который исповедовал Христа: «Замечаешь ли смелость нищего пред книжниками и фарисеями? Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми. Слова нищего значат: вы не внимаете моим словам; поэтому я не стану больше говорить, не буду отвечать на ваши частые и пустые вопросы, потому что вы спрашиваете не для того, чтобы узнать, но чтобы надругаться над моими словами».
И ещё блаженный Августин интересно пишет: «Потому фарисеи, когда, слушая Его речь, сказали: Неужели и мы слепы?». Это будет сказано уже в конце главы:
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
(Ин. 9:39-41)
Что означают эти слова, это горделивое состояние? Когда человек видит свои грехи и упорствует греху — это как раз состояние, которое в Священном Писании называется хула на Духа Святого. Дух Святой, благодать Святого Духа побуждает человека к исправлению. Человек видит и хочет исправиться, но его высокое положение, как, наверное, у этих фарисеев, книжников не позволяет ему сделать этот шаг к Богу и признать, что он нуждается в Спасителе. Вот как раз по этому поводу пишет блаженный Августин: «Потому фарисеи, когда, слушая Его речь, сказали: Неужели и мы слепы, были подобны тому, кто вошел в храм и сказал Богу: Благодарю Тебя, что я не такое, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, словно говоря: «Благодарю Тебя, что я не слеп, но вижу, как и прочие люди из рода самого мытаря». Что же они сказали: Неужели и мы слепы? А Господь им: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас. Не сказал: грех приходит. Но: остаётся. Ибо он был, если мы не раскаемся, Он не снимет, и грех не снимется, но останется».
Вернёмся к 35-му стиху, когда Христос находит этого человека, который был изгнан иудеями.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
(Ин. 9:35-38)
И тогда уже иудеи начинают роптать, видя, что он принимает Себе честь и поклонение как Бог. Поэтому эти слова Его исповедания очень важны и для нас. Как сказано в Священном Писании: все мы блуждали как овцы. Каждый из нас совратился на свою дорогу, но Христос призвал нас в свой чудный свет. Поэтому каждому из нас хорошо бы поучиться у этого слепорождённого человека, который так открыто исповедовал Христа, не боясь ни людей, которые Его обвиняли, но с точностью свидетельствовал то, что с ним произошло, и как он прозрел. Это и есть настоящее миссионерское служение, это и есть настоящее исповедание веры.