Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Мы с вами читаем одиннадцатую главу.
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
(Ин. 11:1-2)
Сразу нужно сказать, что в Священном Писании встречается имя Мария несколько раз и о нескольких личностях говорится. Здесь же говорится о Марии не той, которая была блудница, а той, которая была из Вифании, о ней дальше будет ещё сказано в 12-ой главе, как она помазала ноги Христа.
Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
(Ин. 11:3-14)
Вот такие события разворачиваются перед нами, где говорится о том, что Иисус, помедлив некоторое время, всё-таки приходит в Вифанию по приглашению Марфы, Марии и Лазаря. Это были две сестры и брат Лазарь. И как сказано, Иисус любил Лазаря, более того, Он называет его другом, как мы увидим в дальнейшем. Но интересно, надо заметить, что Христос медлит и не идёт сразу по первому зову: пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдём опять в Иудею. Интересно здесь то, что Христос медлит, Он об этом объяснит немного позже. Иудеи должны были удостовериться, что Лазарь, действительно, мёртв, это был никакой не сон, как Он об этом говорит и в этом отрывке. Но интересна реакция учеников. Когда Христос говорит: пойдём в Иудею, то ученики говорят: зачем нам туда идти, нас совсем недавно там хотели побить камнями, Твоей жизни была угроза. Но Христос отвечает им: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. О чём здесь речь? Дело в том ,что Христос здесь говорит, что пока есть свет, то есть пока есть жизнь, которая дана здесь каждому человеку на земле, необходимо ходить во свете. А кто есть истинный свет, Он об этом сказал прежде, говоря: Я есть свет. И апостол о Нём свидетельствовал: пришёл свет, в котором нет тьмы, и тьма не объяла Его. Поэтому здесь Господь даёт Своим ученикам и нам в том числе такое предупреждение: пока есть эта жизнь, а срок этой жизни отмерен у каждого человека. В этом смысле Он говорит такую притчу-пословицу, которая, как замечают некоторые экзегеты, была в ходу у иудеев, что каждой жизни есть предел.
Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Почему они так говорят: если уснул, то выздоровеет? Дело в том ,что в древности, да в прочем как и сейчас, бывает, когда у человека ослабляется иммунитет, ему говорят: тебе надо хорошенько отдохнуть, надо хорошенько выспаться. И тогда люди это понимали, что иногда человеку, когда силы физические на исходе, тоже надо отдохнуть. И многие люди замечали, что человек после сна становился бодрее, здоровее. Поэтому ученики так говорили. Но Христос говорил о смерти его.
Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер. Что мы знаем о тех приготовлениях, которые там были и о погребальном обряде в иудаизме? Дело в том, что в Иудее человека хоронили быстро, поэтому Иисус Христос уже идёт туда. Обычно это всё совершалось одним днём, потому что в Иудее слишком жарко, нельзя было держать покойника дома. При этом приготовления были похожими на то, что у нас делается сегодня. Но нельзя было во время, пока покойник находился, ни есть, ни пить. Приглашали специальных людей, которых мы увидим в дальнейшем здесь, которые оплакивали покойных. Это были специальные такие плакальщики. В Иудее эта традиция была также очень строгой. Только после того, как похоронят человека, тогда подавали кушанья, это обычно были три основных блюда: вино, чечевица и яйца. Причём, яйца круглые. Некоторые спрашивают: а почему круглые яйца? Круглое яйцо и чечевица обозначали, что всякая жизнь как круглое яйцо катится, всякая жизнь катится и склонна к тому, что когда-нибудь закончится.
Помните, как Мария Магдалина пришла к императору Тиверию, а он был любитель собирания всех различных обрядов, каких-нибудь экзотических традиций, которые были в той или иной культуре. И он знал эту иудейскую традицию, что на поминках подавали круглые яйца, и они обозначали то, что каждой жизни есть конец. И здесь интересное есть замечание, что когда Мария Магдалина подала ему это яйцо, то оно в его руках покраснело, и это означало, что жизнь уже не катится здесь под наклон, как было представление о ней, а она побеждена воскресением Христа.
Интересно вот ещё что. Был такой раввин Гамалиил 2, он жил примерно во втором веке до Рождества Христова. Раньше иудейские погребения сопровождались пышными обрядами, покойных людей одевали в богатые одежды, возлагали на них много драгоценностей, в руки вкладывали драгоценности. Вот Гамалиил 2 упразднил это, сам одел на себя обычную льняную одежду, рассказал как его надо обмотать и лёг во гроб. И его так в бедном состоянии похоронили. Это немаловажное замечание, потому что мы увидим, что Лазарь был погребён именно по той традиции. И Христос был погребён по той традиции, которую ввёл этот раввин.
и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
(Ин. 11:15-16)
Многие усматривают в этом тексте особенно порывы Фомы, некоторую такую смелость апостола Фомы, который впоследствии усомнится, что Христос являлся ученикам после воскресения, но тем не менее потом Его и исповедует удивительным словосочетанием: Господь мой и Бог мой. Это удивительное утвердительное исповедание, что Христос — истинный Бог, пришедший во плоти в этот мир. Но здесь некоторые экзегеты усматривают и другое, Фома здесь как бы в отчаянии говорит. Потому что мы помним, что ученики говорили: зачем мы идём в Иудею, нас там хотели побить камнями. Знаете, если перевести на человеческие понятия, что там происходило между учениками и Христом, то была такая ситуация, когда лидер говорит: надо идти. Другие говорят: нет, зачем, там же опасность. И кто-нибудь один говорит в неком отчаянии: но а что, пойдём тогда и умрём уже что-ли, что нам остаётся делать? Многие экзегеты, блаженный Августин в частности, усматривают именно это, что это было такое трусливое отчаяние.
Почему Фома называется и Фома, и Близнец, у него как бы два имени? Дело в том, что было тогда в традиции, когда Рим уже правил Израилем, и был свой римский прокуратор, то были двойные имена. Фома — имя иудейское, а Димус, Близнец — это греческое имя.
Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
(Ин. 11:17-19)
То, о чём я сказал ранее, что иудеи приходили. Но не надо думать об иудеях, что они были во времена Христа все злыдни, потому что мы увидим, многие иудеи, некоторые даже из начальствующих, уверуют во Христа. Поэтому были те, которые искренне сочувствовали, были те, которые лицемерили, а были те, которые приходили на похороны, чтобы как-то подзаработать или поесть, даже не сочувствуя людям. Разные люди.
Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
(Ин. 11:20-27)
Интересный такой здесь диалог между Христом и Марфой. Мы знаем Марфу, как деятельного такого человека. Из Евангелия от Луки мы знаем, что она, действительно, всё спешила сделать и послужить Христу. И тут мы видим, что Мария остаётся дома, а Марфа идёт навстречу Господу, и тогда она, как Иоанн Златоуст говорит, с нотками сожаления, некого упрёка Спасителю, говорит: если бы Ты был здесь, пока он ещё болел, то он бы не умер. Но Христос её останавливает и говорит: ничего страшного в этой смерти, он воскреснет. Марфа говорит: знаю, что воскреснет в последний день воскресения из мёртвых. На самом деле очень интересно, что у Марфы есть такое представление о воскресении из мёртвых, хотя в ветхом завете у многих пророков мы встречаем представление о смерти такое, что все шли в шеолу. Ещё не было Рая, и все: и праведники, и грешники шли в состояние ада. Об этом нам свидетельствует и притча в Евангелии от Луки о богаче и Лазаре, что есть лоно Авраамово, где праведники находились в более таком облегчённом состоянии, ожидая первого Пришествия Христа.
Но здесь Марфа говорит о втором Пришествии Христа. Что мы знаем об этом в Священном Писании? Ну например, в Ветхом Завете псалмопевец Давид говорит: ибо в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя? Или например: что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу, будет ли прах славить Тебя, будет ли возвещать истину Твою? И множество псалмов, и книга пророка Исаии, 38 глава. 18 стих: ибо не преисподня славит славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не поспешающий в могилу уповает на истину Твою. То есть мы видим, что у ветхозаветного человечества не было такого ясного представления о воскресении из мёртвых, того, которое теперь есть у нас. Весь взгляд у ветхозаветного человека был на то: что произойдёт, и как мы избавимся от смерти? Мы сегодня в более благодатном состоянии, потому что мы знаем: это уже произошло, и наша надежда более надёжная что-ли, что Христос уже победил смерть, Он воскрес, и теперь смерти нет. Тем не менее в Ветхом Завете мы находим и другие слова — те, которые исповедует Марфа. Она говорит: знаю, что в последний день будет воскресение из мёртвых. И, например, если привести книгу Иова, 19 глава, 25-27 стихи, где Иов восклицает: я знаю, Искупитель мой жив.
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
и я во плоти моей узрю Бога.
Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его.
(Иов. 19:25-27)
Хочу напомнить, что книга Иова — одна из древних книг. Она по своему написанию, по датировке считается древнее Моисеева пятикнижия, это примерно 1800 год до Рождества Христова. Поэтому уже в этой книге есть чёткое указание на второе Пришествие Христово и на воскресение, где сказано: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Не говорится о каком-то аморфном состоянии, не говорится просто о душе, отделившейся от тела. А именно о плоти, о чём говорит апостол Павел в Послании к Фессалоникийцам: не хочу оставить вас, братья, в неведении об умерших. И далее говорит: и Сам Христос говорит: узрит Его всякое око.
И далее Христос развеевает её слова и говорит, что Он имеет власть исцелять. И говорит о Себе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. То есть это словосочетание, мы с ним много раз встречаемся в Евангелии от Иоанна, когда Христос о Себе говорит: Я есмь Тот, Кто Я есть. По другому он говорит: Я есмь Сущий. То, что Он и раньше говорил: Я и Отец — одно. Здесь Христос говорит, что Он имеет власть и воскрешать, и что делает Отец, то делает и Он.
Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
(Иов. 19:28-31)
Действительно, опять же среди иудеев считалось, что душа человека находится до четырёх дней, это, наверное, было связано с заповедью о субботе, о дне покоя, что после четвёртого дня уже душа отходит и уходит в шеолу. Такое мы встречаем истолкование у талмудистов, что четыре дня считалось, что ещё и тело не совсем разлагается. После четырёх дней считалось, что уже нельзя подходить к трупу, это уже будет осквернение, до четвёртого дня было можно. Поэтому здесь говорится, что она пошла в четвёртый день, чтобы последний раз оплакать на гроб, как подумали иудеи, и это было дозволено законом.
Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. (Иов. 19:32)
То есть она фактически повторяет те же слова ,которые Марфа сказала.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился (Иов. 19:33)
Интересно, почему Христос возмутился духом? Это словосочетание мы встречаем и в других текстах Священного Писания. Оно в большей степени переводится как «посмотрел строго», то есть о некой строгости, внутреннем таком напряжении. Почему сказано, что Христос возмутился и восскорбел? Я уже выше сказал об этом, что среди иудеев были разные люди. То есть Он увидел среди людей, которые последовали за Марией, в большей степени лицемерных, которые искали какую-то свою выгоду. Наверняка, они могли вытянуть какую-нибудь милость такую, такое было как тогда, так и сегодня. Поэтому, когда Иисус это видит, Он посмотрел строго, возмутился.
и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
(Иов. 19:34-35)
А почему здесь указывается, что Иисус прослезился, возмутился, восскорбел? Такие, казалось бы, слова, которые указывают больше на человеческую природу. Мы говорили, что Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Но тем не менее, это ещё говорится потому, что очень многие люди тогда, иудеи, а особенно в дальнейшем придут эллины и греки, они не верили в то, что Бог может как-то чувствовать или сочувствовать. По их понятиям, Бог всегда должен был за что-то наказывать. А Евангелие от Иоанна — это позднее Евангелие, 98 год, и многие экзегеты, историки, исследователи рассматривают его как преддверие некой полемики с Филоном Александрийским. Именно преддверием, потому что Филон Александрийский писал чуть позже. Но Евангелии от Иоанна также рассматривается как Евангелие, которое адресовано грекам. Если Евангелие от Матфея адресовано иудеям, Евангелие от Марка адресовано в большей мере римлянам с таким языческим и юридическим сознанием, поэтому в нём нет родословной и других вещей, и очень краткое изложение, схематичное. Евангелие от Луки адресовано больше язычникам, где рассматриваются какие-то обряды, некие праздники. То Евангелие от Иоанна, как говорят некоторые, адресовано больше грекам, и имеет такой философский язык.
Поэтому здесь и употребляются именно эти слова. У греков, например, было такое представление как и у иудеев, что Бог не может никак сочувствовать. Например, это представление к ним пришло из некоторых их философских школ, но в большей мере оно получило своё развитие, когда Александр Македонский завоевал Индию. Там он познакомился с индуизмом, системой кармы. А карма безличностна, поэтому бог безличностен, весь мир воспринимается как механизм, никакого сочувствия и мольбы к Богу быть не может. Поэтому здесь евангелист Иоанн делает акцент на эти стороны, что Бог — Он любящий, об этом он сказал и скажет, Бог есть Любовь. О том, что Бог и сочувствующий, и милующий, и сострадающий. И в тоже время и наказывающий. Что в Боге есть все качества и ничто Ему не чуждо, что есть у человека, кроме, всегда об этом говорится, кроме греха. Он был подобен нам во всём кроме греха.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
(Иов. 19:36-37)
Мы помним, здесь они упоминают историю о слепорождённом.
Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. (Иов. 19:38)
Видите опять делается акцент, что Бог может скорбеть и сочувствовать человеку, и это действительно так.
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. (Иов. 19:39)
Зачем Иисус Христос просит отвалить камень? Мы видим, что здесь он от иудеев не получает никакого противления. Как я сказал выше, до четвёртого дня можно было зайти и прикоснуться, это не считалось осквернением. Но Марфа Его предупреждает, что последний день. Может быть, уже заходило солнце, она знала, какой будет гнев иудеев. Она предупреждает, что уже все сроки прошли, что смерть настоящая.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
(Иов. 19:40-42)
Очень важное здесь такое словосочетание, когда Христос говорит: Я ничего не делаю того, что не знает Отец Мой, Я ничего не делаю от Себя, Я делаю всё, потому что Я единосущен Отцу. И здесь он говорит: Я делаю это не потому, что Я нуждаюсь в той силе от Тебя, что я Человек, а чтобы эти люди уверовали в Тебя.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
(Иов. 19:43-45)
Видите, разные были люди и среди иудеев.
А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
(Иов. 19:46-48)
Чувство патриотизма и безопасности своего народа здесь перехлёстывает иудейское самосознание. И они говорят: этот Человек много творит чудес, Он бунтовщик, если оставим Его там, то римляне опять придут, начнут свои карательные операции. Потому что Он ещё называет Себя, как они слышали, царём, и много народа следует за Ним. А раз много народа следует, значит большая популярность, а где большая популярность всегда множество завистников. И всегда есть опасения у власть имущих, как тогда, так и сегодня, что если есть какое-то волнение, то надо его каким-то образом пресечь. Самый простой способ — тот, который к сожалению был и в России в 90-хх годах: нет человека — нет проблем. Вот они примерно так рассуждают, что человека надо просто убрать. Так это и будет.
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
(Иов. 19:49-51)
Видим ,что евангелист Иоанн делает здесь замечание: он сказал это не от себя, а потому что был первосвященником. Иногда люди, не совсем поступающие по воле Божией как этот первосвященник, мягко говоря, изрекают пророчества. Мы помним с вами Валаама, который за мзду хотел проклясть народ израильский, его даже ослица остановила, когда его наняли за деньги, чтобы он произнёс проклятие, и заговорила человеческим голосом, потому что он шёл против воли Божией. Но когда он взошёл на гору, чтобы проклясть, то Бог вмешался Своим удивительным промыслом, и вместо проклятия он произносит пророчество. Если вы помните из книги Чисел: вижу Его, Он не близко, но уже близко, вижу Его — Спасителя мира. То есть он изрекает пророчество о Христе, о Его первом Пришествии. Поэтому здесь Каифа как бы предсказывает. Евангелист Иоанн делает на этом такой акцент и говорит, что он, будучи первосвященником, произнёс это пророчество, что Иисус умрёт за народ.
и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. (Иов. 19:52)
То есть за весь мир.
С этого дня положили убить Его. (Иов. 19:53)
Нет человека — нет проблем. Они так рассуждали, не зная о том, Кто Христос.
Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. (Иов. 19:54)
Мы видим, что Христос избегает опасности, потому что не пришло ещё Его время. Но это нам хорошая подсказка: не надо всегда лезть на рожон. То есть не надо самому искать страдания. Удостоился креста — не бегай креста, как говорили отцы Церкви, но сам специально не ищи. Удостоился — неси.
Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
(Иов. 19:55-57)
Тогда, действительно, на праздник собирались все, не только иудеи, приходили люди разных национальностей, прозелиты, те, которые хотели принять иудаизм через прозелитизм. Потому как единственным местом поклонения был Иерусалим. Даже сегодня современные иудействующие, я по своему миссионерству общаюсь с ними, они говорят, что если они не в Иерусалиме встречают Песах, то есть Пасху, то первый тост произносят: сегодня здесь ,а в следующем году обязательно в Иерусалиме. Такая привязанность в этому месту, к Иерусалимскому Храму, которого в общем-то нет, есть его разрушение, но тем не менее город Иерусалим для них остаётся свят. Только одного им не хватает — принять Христа как своего Спасителя, тогда будет полный порядок в их жизни. Но это дело выбора свободы каждого человека. А нам здесь важно заметить, что они приходят в Иерусалим. И каждый иудей тогда должен был прийти на Пасху, совершались обряды. Например, было даже подсчитано, сколько жертв приносилось агнцев. Агнец всегда был прообразом Христа, он должен был быть без пятна и порока. Это был прообраз Мессии, Который должен будет умереть за род человеческий. На десять человек нужно было принести одну овцу или одного агнца. И вот в одном году было подсчитано двадцать пять с половиной тысяч агнцев, это значит где-то около двух с половиной миллионов людей собиралось тогда на этот праздник.
Итак, мы видим, что главное событие здесь — это, конечно, воскрешение Лазаря из мёртвых. Что мы знаем о жизни Лазаря после его воскресения? Двенадцатая глава будет начинаться тем, что он возлежал с Иисусом Христом на Пасхе. Но его жизнь, действительно, достаточно интересна. После Своего воскресения он прожил ещё тридцать лет, только потом умер второй раз. И он был епископом на острове Кипр. До сих пор есть его мощи, в девятом веке мощи были перенесены в Константинополь, потом были вывезены, когда был Крестовый поход в 1291 году, в Испанию. Но тем не менее в 1979 году, когда начались раскопки на месте, где хотели построить новый храм, потому что храм сместился на очень большое расстояние от того места, где был ранее, обнаружили ковчег, в котором было написано: Лазарь четверодневный. То есть было понятно, о ком идёт речь, мраморный такой, из камня сделанный сосуд, и в нём были мощи, причём кости и глава. То есть это такая древняя традиция: не все мощи всегда перевозились с того места, где человек упокоивался и был епископом этого города тем более, а какая-то часть. Даже сейчас, когда греки, например, привозят с горы Пояс, то не надо думать, что они привозят весь Пояс. Есть малый Пояс, есть большой, часть они оставляют, а часть привозят. Когда привозят другие мощи, тоже часть оставляют, часть привозят. Это такая христианская осторожность. Мы историей христианства научены, как мощи пропадали в связи с ограблением, например. Поэтому неизвестно, что произойдёт, и можно лишиться святыни. Это традиция, как видно, древняя и сохранялась. Поэтому сейчас каждый человек может поехать, если есть такая возможность, на Кипр, насколько я знаю, там даже виза не нужна. Можно приехать и приложиться к святыне этого четверодневного Лазаря, которого воскресил Сам Господь Иисус Христос.