Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Евангелие от Иоанна. Глава 1.

Олег Стеняев протоиерей Евангелие от Иоанна. Глава 1.
Эпизод в Библии:

Евангелие от Иоанна отличается от трех синоптических: «благой вести» в изложении Матфея, Марка и Луки.

Прежде всего, три первых Евангелия совпадают по содержанию. В них многие темы, повторяются, причем часто действия происходят в одном и том же хронологическом порядке. Повторимся, Евангелие от Иоанна в значительной мере отличается от синоптических, как по стилю, так и по характеру изложения. Здесь меньше повествовательных линий, но больше именно духовных рассуждений. Это Евангелие, которое как бы парит над всем земным. Неслучайно, символом евангелиста Иоанна является орел, который взлетает над этим миром, бросая на него взгляд сверху вниз.

Целью написания Евангелия от Иоанна являлось свидетельство о Божестве Иисуса Христа. Необходимость в этом была продиктована тем обстоятельством, что в конце I – начале II вв. получили широкое распространение гностические секты, которые отрицали Божество Иисуса Христа или представляли новозаветные события в превратном свете. Поэтому, с самого начала, Евангелие от Иоанна торжественно провозглашает:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». (Ин. 1:1–2).

Это синодальный перевод. Тот же текст в Вульгате Блаженного Иеронима переводится на русский язык несколько иначе. Он будет звучать так:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово то было Бог. Оно было в начале у Бога». (Ин. 1:1–2).

Далее говорится:

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничтоо не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин. 1:3–5).

Греческий термин «логос», переведенный на русский язык как «слово», использовался многими философами для обозначения первопричины, силы, которая создала всю Вселенную.

Известный античный мыслитель Филон Александрийский соединил этот образ «логоса»-первопричины с иудейской концепцией «слова». Филон был иудейским философом, однако он пользовался почитанием и у христиан. Существовало предание, согласно которому Филон Александрийский был крещен самим апостолом Павлом.

Само предчувствие того, что Бог явится в этот мир, как воплощенный логос, имело место как в эллинской философии, так и в иудейской, которую, в частности, представлял Филон Александрийский.

Симеон Новый Богослов в своем 57-ом слове пишет:

«Говоря так, что вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог, Иоанн Богослов открывает таинство нераздельной Троицы и Бога называет Отца, Словом – Сына, жизнию – Духа Святаго, Который есть и свет; и опять все Три Лица, Отец, Сын и Дух, суть единый Свет, который светит во тьме, то есть в мире сем. Ибо Богу присущ всюду, во всей целости бытия, и, будучи Светом, все просвещает, и тьма Его не объемлет, то есть нечистота греховная отнюдь не приближается к Нему, мир не препятствует Ему светить и просвещать, но и не познал Его, и не обрел Его, и не узрел Его».

Итак, вот эти слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Здесь Слово – это Бог Сын, а Бог – Бог Отец. Все через Него начало быть. Мир творится Словом Божьим. Бог создает этот мир десятью речениями: «Да будет свет, и стал свет» (Быт. 1:3) и так далее. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь». Симеон Новый Богослов говорит, что жизнь — это указание на действие Святого Духа, о котором в Книге Бытия сказано:

«И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2).

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:4–5).

Действительно, действием Духа Святого, Его призывающей благодати происходит просвещение рода человеческого и выведение его из тьмы неведения в чудный Божественный свет.

И далее, после этого предисловия, следует свидетельство об Иоанне Крестителе. Кстати, Предтеча, – наверное, единственный пророк, о котором существуют предсказания. Пророк, о котором пророчествует Слово Божие – это именно Иоанн Креститель. И мы читаем первую главу Евангелия от Иоанна, с шестого по восьмой стих:

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете». (Ин. 1:6–8).

Иоанн Креститель был удивительным пророком. Христос называет его большим из всех пророков. Предтеча – достойное завершение всего Ветхого Завета. Аналогичным образом, Пресвятая Дева Мария – зрелый плод на древе дома царя Давида, является достойным завершением царской династии. Иоанн Креститель же – это достойное завершение священнического дома ветхозаветной Церкви. Его отец, как мы знаем из Евангелия от Луки, был священником.

Итак, Иоанн Креститель – это пророк, который свидетельствует о Свете. В данном контексте, Свет – это Христос. Почему Христос есть Свет? Далее мы читаем:

«Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18).

И видеть не может.

«Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18).

То есть, Христос являет, как бы высвечивает характер Бога Отца в Сыне. В Нем мы познаем подлинное намерение Бога Отца относительно рода человеческого. Сын и приходит в этот мир во имя Отца, а не во имя Свое. А Иоанн Креститель именуется человеком, который послан от Бога для свидетельства.

В греко-римском античном мире и в еврейском обществе «свидетельство» было, по преимуществу, юридическим, правовым понятием. Пророк Исайя, наверное, первым использовал его в пророчестве о конце времен, когда спасенный Богом народ будет свидетельствовать о Господе перед остальными народами накануне Суда. В Книге порока Исайи мы об этом можем прочитать в десятом стихе сорок третьей главы и восьмом стихе сорок четвертой главы.

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Евангелист вначале, сказав нам о Боге Слове то, что было особенно нужно, далее последовательно и по порядку переходит к соименному с ним проповеднику Слова, Иоанну. А ты, слыша, что он послан был от Бога, не принимай его слов (то есть слов Иоанна) за человеческие. Все он вещал не от себя, но от Пославшего его. Поэтому называется он и ангелом (вестником)». По-еврейски, «ангел» – «mal`ak», то есть «вестник», так как дело вестника – ничего не говорить от себя. Однако, это особенность каждого пророка. И в Писании сказано, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет 1:21).

Иоанн Креститель свидетельствует о самом Слове – «Логосе», через которого сотворены небо и земля. О Христе прямо сказано, что мир творится Им, через Него и для Него. То есть Христос есть подлинный смысл человеческой истории.

Как писал Карл Барт: «То, что выражается словами Христа:

“Я есмь Альфа и Омега, начало и конец” (Откр. 1:8).

Он смысл, подлинный мистический смысл существования этого мира, в котором мы с вами живем».

И далее рассказывается о том, как Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины. Читаем девятый стих:

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1:9).

Божественный свет – это действие самого Божества, ибо Сам Бог есть Свет. Свет – одно из имен Бога.

Слово «свет», по-еврейски звучит «ор». В иврите «ор» является корневой основа слова «Тора» – Закон, поэтому слово Тора правильнее переводить как «просвещение», или как учение, потому что учение выводит человека из мрака неведения в свет познания.

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть» (Ин. 1:9–10).

Мир твориться Словом Божьим.

«И мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10–11).

Таким образом, мы видим, что в самом начале Евангелия от Иоанна, Христу именуется Словом и Светом. Особенно значимым для иудеев являлось понятие «свет» – «ор», потому что они хорошо знали, что это корневая основа слова «Тора» – Закон. Христос есть исполнение всего Закона. Он – Слово, Которое стало плотью. Ведь Христос прямо говорит о Себе, что Он пришел не нарушить, но исполнить Закон. Никто из людей никогда не смог исполнить Закон Божий от начала и до конца. Единственный, кто это делает, в том числе нас ради человек и нашего ради спасения, – это сам Сын Божий, Который называется здесь и Словом, и Светом.

«Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11).

Конечно, нам христианам из разных народов было бы удобнее это прокомментировать так, что Спаситель пришел к еврейскому народу и еврейский народ Его не принял. Однако, на самом деле, неприятие Христа не является этнической особенностью только еврейского народа. Спаситель изгоняется из этого мира с того самого момента, как проповедь о Нем начинает звучать. Неприятие вести о Христе – это та реальность, которой жили первые христиане, особенно первые три первых столетия нашей эры, когда были беспрецедентные гонения против верующих в Иисуса Христа, против свидетелей, верных проповедников Истины.

Иисус Христос называет своих учеников свидетелями, но не «свидетелями Иеговы». Он говорит:

«Вы – свидетели Мои» (Ис. 43:12; 44:8).

Иисус не говорит: «вы свидетели об Отце». Есть один и неповторимый свидетель об Отце. Это Его Сын. А верующие в Иисуса Христа могут свидетельствовать о том, что сотворил Спаситель в их жизни. И вот апостолы, которые были самоочевидцами Слова, свидетельствовали о Нем, о том, что они видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками.

Кто-то однажды мне задал вопрос: а есть ли сборники проповедей апостолов, которые дошли бы до нашего времени? Конечно есть. Это, прежде всего, четыре Евангелия. Проповедь апостолов – это и есть Евангельские истины. В том виде, в каком они излагаются у четырех евангелистов, – это типичная апостольская проповедь. Евангелия свидетельствуют о том, что видели, слышали и осязали ученики Иисуса Христа. А мы можем свидетельствовать о том благотворном воздействии Евангелий на нас самих.

И далее говорится:

«А тем, которые приняли Его» (Ин. 1:12).

Прежде всего, речь идет о Святом семействе: Деве Марии и Иосифе Обручнике, затем – об апостолах.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

В Иисусе Христе мы усыновляемся Богу Отцу и становимся чадами Божьими не по природе, ибо, по природе, у Бога один Единственный, Единородный (на древнеславянском «чадородный») Сын. Мы являемся детьми Божьими по благодати. Благодать (по-еврейски «хэсэд»), – это незаслуженная милость. Именно милость. Если вы получаете зарплату, – это милость? Нет. Зарплата – долг работодателя по отношению к вам. Если что-то является милостью («хэсэд») – это всегда незаслуженное. Человек не может заслужить любовь Божию в том объеме, в котором она нам предлагается. Речь идет о том, чтобы не просто быть прощенными грешниками (некоторые понимают спасение, как амнистию от Бога, которая ничего существенно не меняет в нашей природе). Нет, амнистия – это поблажка, которая дается грешнику, но он остается таким же уголовником по всем своим дурным наклонностям. А нам предоставляется возможность и власть, как мы прочитали, быть «чадами Божьими».

И апостол Павел выражает это словами о том, что мы должны ходить в обновленной жизни. То есть, мы спасаемся не де-юре, а именно де-факто, когда по мере того, как свет Христов проникает в нас, мы начинаем меняться. И вот, перемены от Бога, которые мы переживаем в нашей жизни – это действие силы Божьей. Когда это действие касается нас, то нам сообщается власть быть чадами Божьими.

Далее. Тринадцатый стих:

«Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13).

Имеется в виду идея двух рождений. Первое наше рождение было «от крови». Как сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). «От хотения плоти, от хотения мужа» происходит первое рождение. А рождение человека по Духу – это рождение от Бога. Оно никак не связано с плотью.

И когда Христос в этом же Евангелии от Иоанна будет беседовать со старцем Никодимом, Он скажет ему: тебе надо родиться свыше. Старец удивится и переспросит: как можно родиться свыше? Что я должен опять залезть в живот к матери, а потом вылезти? На что Христос скажет: рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух. Все мы пережили рождение от плоти, и нам необходимо пережить рождение от Духа, рождение свыше.

Христос так и говорит:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16),

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Далее торжественно провозглашается:

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Ин. 1:14).

Как я уже сказал, Христос есть наиболее полное воплощение Закона Божия. Он рождается по Закону, живет по Закону, пришел не нарушить, но исполнить Закон и умирает по Закону.

Известно, что Господь был распят и умер, в соответствии с Законом.

И давайте вспомним то, что мы уже обсуждали: почему Он умирает на кресте? Потому что в Законе Божием сказано:

«Проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13; Втор. 21:23).

Спаситель повис на древе и взял на Себя проклятие наших грехов. Он истекает кровью, потому что в Законе говорится о том, что не бывает прощения грехов без пролития крови. Господь умирает на кресте, потому что Закон Божий устанавливает за грех смерть. А Он взял на себя все наши грехи, все наши преступления.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает такое истолкование на четырнадцатый стих Евангелия от Иоанна:

«Сказав, что принявшие Слово родились от Бога и сделались чадами Божьими, предлагает причину и основание такой неизреченной почести. Причина та, что само Слово сделалось плотью, и Господь воспринял на Себя образ раба. Будучи истинным Сыном Божьем, Он сделался Сыном человеческим, чтобы сынов человеческих сделать чадами Божьими. Высокое в общении с уничиженным, нисколько не теряет собственного достоинства, а уничиженное возвышается через то, из своего унижения. Так это совершилось и во Христе. Он через такое снисхождение нисколько не унизил собственного естества, а нас, сидящих всегда во мраке и уничижение, возвел к неизреченной славе. Так царь земной, когда внимательно и благосклонно беседует с бедным и нищим, то нисколько не стыдит себя самого, а бедного делает через то, для всех лицом заметным, почетным и значимым».

На самом деле, ни греческие философы, ни еврейские раввины, учителя не могли постичь, как Слово («логос») могло стать плотью. Начиная с Платона, греческие философы утверждали, что идеал – это то, что недоступно взору и имеет вечное бытие. Недоступное взору и имеющее вечное бытие никак не связано с плотью.

Большинство иудеев были настолько убеждены в невозможности превращения человека в Бога, что не допускали даже мысли о том, что Всевышний мог стать человеком.

На самом деле, эта тайна до конца непостижима и нами, христианами. Мы не можем до конца проникнуть в нее. Как Божество снисходит к нам настолько, что Он – Творец Вселенной становится одним из нас?

Однако, на самом деле, уже сам факт сотворения мира есть действие Божественного самоуничижения. Ведь Бог абсолютно самодостаточен. И когда Господь творит мир из небытия, Он делает это от избытка своей Божественной любви. И, в некотором смысле, творя мир, Он как бы «отстраняется», отходит в сторону, предоставляя возможность существовать разумным существам – Ангелам и людям, которые могли подчиняться Ему или не подчиняться, признавать Его власть над собою или не признавать.

Кстати, об ангелах нигде не сказано, что они созданы по образу и, тем более, по подобию Божьему. Так сказано только о человеке. А человек? Почему он имеет свободную волю? Потому что Бог абсолютно свободен и ничем не ограничен, даже собственным Законом. Будучи Законодателем, Он выше закона. И, когда Господь создает человека, Он делает его свободным. И именно это уподобляет человека Богу. Однако, это опасный дар для человека, ведь неизвестно, как человек распорядится данной ему своей свободой.

Далее мы читаем стихи с пятнадцатого по восемнадцатый.

«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» (Ин. 1:15).

Кстати, в некотором смысле, Христос, всей Своей земной жизнью, и даже смертью, следует за Иоанном Крестителем. Поэтому, Иоанн Креститель говорит:

«Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня» (Ин. 1:15).

Во-первых, Иоанн Креститель рождается и умирает раньше Иисуса Христа, и, по смерти, сходит во ад раньше Спасителя, проповедуя там о том, что скоро в шеол сойдет Христос и отблистает ад сиянием Божества. Иоанн действует как Предтеча во всех отношениях: в рождении, смерти, в схождении во ад, и, как на берегу Иордана он проповедовал о грядущем Христе, так и во аде проповедовал и приуготовлял души праведников ко встрече со Спасителем. Когда Христос сошел во ад, Иоанн Креститель приветствовал Его вместе с ветхозаветными святыми, царями, пророками. Христос облистал шеол сиянием Божества и вывел из него праведников. И на иконе Воскресения Христова (давайте вспомним этот канонический православный образ) мы видим Иоанна Крестителя, который после Христа выходит из ада в окружении патриархов, пророков Ветхого Завета.

«Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» (Ин. 1:15).

«Прежде меня». Христос является Безначальным Сыном Божиим.

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:16–17).

Далее говорится:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

И, вы помните, однажды, апостол Филипп обратился ко Христу со словами:

«Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8).

На что Христос ответил:

«Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14:9).

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем…» (Ин. 1:18).

Что это означает? Все, что есть у Отца, имеет и Сын.

«..Он явил» (Ин. 1:18).

То есть, в Боговоплощении Иисуса Христа постигается Бог, ибо Христос являет образ Отца, раскрывает Его характер, показывает Его подлинное намерение. И золотым стихом Библии являются известные слова, которые прежде всего характеризуют Бога Отца:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:16).

Далее говорится о том, как Иоанн Креститель продолжает свое свидетельство о Христе. Собственно, «свидетель», по-гречески, «мартирас». Это же слово означает «мученик». Есть и славянское, русское слово «мученик». Оно означает всякого страдающего человека, даже всякого, испытывающего боль. На греческом языке и семитских диалектах это слово означает исповедание самими страданиями.

«И вот свидетельство...» (Ин. 1:19).

Эту фразу можно перевести как «и вот мученичество».

«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» (Ин. 1:19).

Почему священники и левиты так интересовались тем, что делает Иоанн?

Евфимий Зигабен – византийский ученый и монах двенадцатого века пишет:

«То есть, свидетельство это было дано, когда иудеи послали и так далее. Первосвященники и священники иудейские, знавшие необычайные события, которые случились при рождении Иисуса Христа, получив затем доказательства Его мудрости, когда, будучи двенадцатилетним отроком, Он сошелся с учителями, слушал и спрашивал их, как сказал Лука, удивлялись и начали завидовать Ему. Услышав потом, что и Иоанн к приходящим креститься говорит многое и великое об Иисусе Христе (а они понимали, что все это Иоанн говорит о Нем), они еще более смутились и послали из Иерусалима священников и левитов, то есть служителей, спросить его: ты кто еси? Сделали так не потому, что не знали этого, так как всем было известно то, что случилось при его рождении, обрезании и наречении имени, когда все говорили, что убо отроча сие будет. Но коварно притворяются незнающими и не говорят: “Кто ты”? – Но: ты кто еси, выражая этим, что если если больше тебя Тот, о Котором Ты проповедуешь, то Ты кто? Ты, к которому мы все устремились, о котором составили себе высокое понятие и пред которым так сильно благоговели. Они безрассудно предполагали, что хотя Иоанн пренебрегал славой во всех других отношениях, однако и он, как человек, испытает то, что свойственно человеку, и из славолюбия скажет, что он Христос, и таким образом, уменьшится молва об Иисусе Христе, против которой предпринимались все меры. Поэтому-то послали не просто кого-либо, а священников и левитов, и притом из Иерусалима, как более враждебных и коварных, чем из всякого другого места той земли».

Итак, вопрос: «Кто ты?». Это вопрос, связанный с самоуничижением. Они как бы спрашивали: вот ты говоришь о Христе: Он больше меня, Он был до меня. А кто ты? Что ты сам из себя представляешь? На самом деле, нечто подобное священники и левиты могли высказать и Самому Иисусу Христу, Который свидетельствует об Отце, говорит об Отце, молится Отцу. «А Ты Кто?».

Единственный, кто придет во имя свое – это антихрист. Антихрист не придет во имя дьявола. Он будет трепетать Бога, ненавидеть своего отца – дьявола и бояться святых.

Христос говорит:

«Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». (Ин. 5:43).

Поэтому, наше свидетельство – это свидетельство о Христе. И, если кто-то ждет от христианина чего-то, помимо свидетельства о Христе, он обманывается.

В Писании сказано о христианах:

«Вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого» (2Кор. 3:3).

Мы называемся христианами, потому что не мыслим свою жизнь вне Христа.

Апостол Павел восклицает:

«А мы проповедуем Христа распятого» (1Кор. 1:23).

Кого интересует человеческая философия, эрудиция, человеческие знания – все это пустое. Апостол Павел почел все это за сор, ради превосходства во Иисусе Христе.

И далее мы читаем двадцатый стих:

«Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Ин. 1:20).

То есть, священники и левиты провоцировали Иоанна на некие действия, которые граничили бы с отречением от Истинного Христа, но он не поддался на их провокации. Иоанн объявил и не отрекся, что он не Христос.

«И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:21–23).

То есть, Иоанн Креститель действительно, был истинным пророком Божьим, о котором пророчествует само Библейское откровение. Однако, он и больше, чем пророк. Он глас, вопиющий в пустыне.

Церковь последних времен будет «Церковью в пустыне», и это тоже будет глас, вопиющий в пустыне. И в Апокалипсисе мы видим, что жена убегает в пустыню. Церковь – жена, убегает в пустыню, и вслед ей дьявол пускает источник воды (вода символизирует Слово Божие). Под этим источником можно понимать неправильные переводы Библии, всякие ереси, различные имитации Божественного Откровения, чтобы отравить «Церковь в пустыне», Церковь последних времен.

«Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев» (Ин. 1:23–24).

Кстати, на самом деле, фарисеи были довольно близки к христианам, с точки зрения вероучения и нравственных норм. Остальные религиозные и политические течения Иудеи эпохи Второго Храма имели гораздо меньше общего с христианством. Например, саддукеи не верили в загробную жизнь, в Ангелов. Сторонники Ирода Антипы, Иродиады вообще вели какой-то распутный образ жизни и даже пытались это как-то оправдывать.

Из всех видов ритуального омовения во дни Христа наиболее важным является крещение, которое на Иордане совершает Иоанн Предтеча. Такое крещение, с полным погружением в воду, совершалось над прозелитами, которые принимали иудаизм, как над мужчинами, так и над женщинами.

И в наше время, если человек принимает иудаизм, его полностью погружают в воду. Иногда это делают трижды, иногда – одним погружением.

Однако, удивительно, что Иоанн Креститель совершает крещение над жителями Иерусалима, Десятиградия, Иудеи. Он как бы показывает этим людям, что они еще даже не стали иудеями. Ведь само слово «иудей» означает «восхваляющий Бога», а они даже еще не родились свыше. Они как бы не существуют, в духовном смысле. И это был вызов иудаизму того времени. Поэтому, когда Иоанн крестил, его иногда спрашивали: что же ты крестишь? если ты не пророк, если тебе не даны какие-то чрезвычайные поручения, напрямую от Бога.

И здесь мы тоже об этом читаем:

«И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1:25).

Им трудно понять действия Иоанна, так как его статус еще не установлен.

«Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1:26).

А в Евангелии от Матфея Иоанн говорит о Христе: «Он будет крестить вас духом святым и огнем» (Мф. 3:11). Имеются в виду огненные языки, которые, как видимые знаки действия Духа Святого, почили над головами апостолов, когда они переживали Пятидесятницу.

Читаем двадцать седьмой и двадцать восьмой стихи:

«Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Ин. 1:27–28).

«При Иордане». Имеется в виду Перея – территория, подвластная Ироду Антипе.

Иосиф Флавий – иудейский писатель, живший в первом веке нашей эры. Его настоящее имя – Йосе́ф бен Матитья́ху. Он, кстати, был священником Иерусалимского Храма. Иосиф Флавий сообщает, что Иоанн Креститель был заключен в крепости Махерон, в том же районе. Поэтому можно предположить, что именно здесь он совершал свое служение и крестил людей, а, впоследствии, был арестован. Какое-то время он находился в заключении. Есть точка зрения, что, возможно, речь идет о крепости Масада, где во время Иудейской войны, оборонявшие это место евреи совершили массовое самоубийство, чтобы не сдаться в руки римлян.

Следующая тема – Христос, как Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса» (Ин. 1:29).

Происходит то, что в русской художественной традиции называется «явлением Христа народу». И все, наверное, помнят картину художника Иванова на эту тему.

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1:29).

Евфимий Зигабен предлагает такой комментарий этого стиха:

«Назвал его Агнцем, напоминая про образы Закона и пророчества Исайи, и как бы так говоря: “вот Агнец, прообразованный в Законе и возвещенный Исаией”. Затем присоединяет и особенное преимущественное Его (Христа) свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или Божий, то есть Божественный, по причине своего Божества».

Евфимий Зигабен истолковал этот отрывок так: вот Агнец Божий, то есть Тот, Кто послан от Отца в жертву. И другое возможное истолкование: под Агнцем Божьим имеется в виду то, что Агнец – Божественного происхождения. Он и Бог, и Жертва одновременно.

И в православном чине литургии, в тайной молитве священника, которая читается за Царскими вратами, говорится о Христе: что есть Он – Тот, Кто приносит Жертву, что есть Он – Тот, Кто является самой Жертвой, что есть Он – Тот, Кто принимает Саму эту Жертву.

Откуда берется тема о Сыне, как об Агнце Божьем? Давайте вспомним: в Книге Бытия рассказывается о том, как Бог повелел патриарху Аврааму принести в жертву своего Сына Исаака. И Авраам, встав рано утром, наколол дрова, взял своего сына, двух отроков и отправился к тому месту, которое позже указал ему Бог. И когда он пришел к этому месту, и поднялся вместе со своим сыном Исааком на гору Мориа (позже на этом месте, известном сегодня как Храмовая гора, был построен Иерусалимский Храм). Сегодня скала, на которой совершалось это жертвоприношение Исаака, находится под золотым куполом мечети, которая красуется на этом месте. Когда Авраам хотел принести в жертву Исаака, Ангел остановил его и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Быт. 22:12). Ангел указал Аврааму другую жертву. Это было жертвенное животное, которое запуталось рогами в кустах. Ангел сказал: «Бог усмотрит Себе Агнца». Мол, ты Авраам, ограничься вот этой заменой, а Бог усмотрит Себе Агнца. И это место было названо Иегова-ире. Бог усмотрит Того, Кто станет Агнцем для искупления грехов всего мира.

И когда Иоанн Креститель увидел Христа, грядущего на Иордан, он вспомнил это событие и, указывая на Христа, он так и говорит:

«Вот Агнец Божий…» (Ин. 1:29).

То есть вот Тот, Кого Бог усмотрел. Который от начала берет на себя грехи всего мира.

И мы читаем тридцатый стих:

«Сей есть Тот, о Котором я сказал: за мной идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:30).

Речь идет о предвечном существовании Сына Божия.

«Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).

Что значит: «Я не знал Его»? Иисус Христос и Иоанн Креститель были, в общем-то, близкими родственниками. Здесь имеется в виду то, что Иоанн не постиг до конца тайну Богочеловечества Христа. В Ин. 1:31 говорится о том свидетельстве о Христе, которое являет Иоанн Креститель на Иордане в момент Крещения Спасителя, когда Дух Святой является в виде голубя и слышен глас Бога Отца. Тогда уже возникает полнота свидетельства о Сыне Божием.

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1:32).

То есть, для Иоанна великим свидетельством о Христе становится событие, связанное с Крещением Господним. Предтеча слышал глас Бога Отца из осеняющего облака, Который свидетельствовал:

«Сей есть Сын мой Возлюбленный» (Мф. 3:17; Мк. 1:11; Лк. 3:22).

Многие течения иудаизма того времени разделяли представление о том, что Дух Божий примерно за 500 лет до нашей эры покинул нашу землю. Согласно этому представлению, Его действие было завершено с написанием последней книги Ветхого Завета. И хотя иудеи ожидали Мессию, они считали, что видимое действие Духа уже не может возобновиться. Времена пророков, в их понимании, прекратились с завершением корпуса ветхозаветных книг.

И вот Иоанн свидетельствует о Христе, над которым он видел Духа Божия, сходящего в виде голубя. Образ голубя взят из Книги Бытия. После окончания Всемирного потопа голубь являлся символом примирения человека с Богом. Когда эта птица появилась в Ковчеге с оливковой ветвью (ковчег — это прообраз Церкви), Ной понял, что Бог решил примириться с родом человеческим. После этого, Бог засвидетельствовал, что такого потопа уже никогда не будет.

Иоанн Креститель говорит:

«Я не знал Его» (Ин. 1:31).

То есть Предтеча не имел личного опыта постижения того, что Иисус есть Сын Божий.

«Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:33–34).

Мы знаем, что когда апостол Петр исповедует в Кесарии Филипповой Иисуса Сыном Божьим (шестнадцатая глава Евангелия от Матфея), Сам Христос говорит ему:

«Не кровь и плоть открыли тебе это, но Отец Мой, который на небесах» (Мф. 16:13).

И вот Отец Небесный, через свидетельство о Сыне, прикоснулся к сердцу Иоанна Крестителя, и Предтеча свидетельствует о Христе уже как о Сыне Божьем.

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его» (Ин. 1:35).

Учителя того времени обычно обучали учеников, а те, в свою очередь, впоследствии, сами становились учителями. Практика рекомендовать своего ученика другому учителю отсутствовала. Аналогичным образом, и у нас не принято, например, менять духовника. И что делает Иоанн Креститель по отношению к двум своим ученикам? Он предлагает им покинуть учителя (то есть себя), и перейти в число учеников Христа. Это акт умаления собственного авторитета. Как говорил сам Иоанн:

«Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

«На другой день опять стоял Иоанн и двое учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1:36).

То есть, вот Тот, Который более меня. Это как бы свидетельство того, что ученики Иоанна должны теперь стать учениками Иисуса.

«Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:37).

И они становятся учениками Христа.

«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?» (Ин. 1:38).

Это, своего рода, косвенный вопрос. Ученики хотели посетить дом Иисуса. Подобные вопросы в древности являлись проявлением вежливости. Рассматриваемые события происходят около десятого часа. По обычному счету это означает около четырех часов дня, – возможно слишком поздно, чтобы ученики могли добраться домой до наступления темноты. И воспитанный человек должен был пригласить их на ночлег к себе. По другой системе исчисления времени, что, в данном случае, маловероятно, десятый час мог означать десять часов утра. Однако, скорее всего, речь идет о 19. 00, а не о 10.00. В описываемый период времени тогда в Иудее использовались две системы исчисления времени: римская и еврейская.

И это важно помнить, потому, что, во время наших будущих бесед о Воскресении Христовом мы увидим: в этой части Писания присутствует момент, когда жены-мироносицы отправляются помазать Иисуса миром, возникает некое несовпадение между евангелистами: одни называют одно время, другие – другое. Один евангелист использует римское время, так как он в большей степени обращается к людям, воспитанным в римской культуре, а другой придерживается еврейской традиции.

«Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите» (Ин. 1:38–39).

«Иди и виждь». Бог предоставляет нам возможность на опыте убедиться в том, что Он нам предлагает.

Каждый человек, который интересуется православием, Евангелием, именно на личном мистическом опыте может убедиться в правоте того пути, который он избирает, и Бог найдет форму, как это сделать. «Иди и виждь». То есть, Истина предлагается нам как то, что мы переживаем в своей собственной жизни. На еврейском языке есть несколько слов, которые, собственно, означают «знание». Например, слово «хохма», которое означает мудрость, в таком человеческом понимании, интеллектуальность. Слово «даат» предполагает именно опытное постижение. Например, сказано:

«Познал Адам Еву» (Быт. 4:1).

В данном случае используется слово «даат». Человек может через «даат» познать присутствие Бога в этом мире, когда он начинает искать Его. А главное, когда Бог выходит к нему на встречу, то сам находит человека.

Мы несколько раз с вами вспоминали эти слова. Данную тему развивает Блаженный Августин. Однако, эти слова принадлежат его учителю – Амвросию Медиоланскому:

«Не пытайся найти Бога, пока Он Сам тебя не найдет».

Бог предоставляет человеку возможность «идти и виждь». «Даат». То есть если ты хочешь убедиться в чем-то, Бог предоставит и такую возможность. И мы помним, что, когда апостол Фома выдвинул даже какие-то условия, в каком случае он станет верующим в Воскресение Христово, Господь поспешил ему предоставить исполнение этих условий.

«Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли у видели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра» (Ин. 1:39–40).

То есть, когда-то Андрей был учеником Иоанна Крестителя, а теперь он становится учеником Иисуса Христа.

«Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос» и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты ¬– Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:41–42).

Кифа, по-арамейски, а Петр, по-гречески, означает камень. В то время были широко распространены разные прозвища, и в раввинских школах учителя часто давали какие-то имена-характеристики своим ученикам. Имя-характеристика ¬– это имя, которое дается в неком пророческом озарении. Оно, как правило, очень точно характеризует того или иного человека. В Ветхом Завете Сам Бог меняет имена людям. Мы помним, как имя Аврам было изменено на Авраам. Сара, по-еврейски, «Сарай», становится Саррой. И имя Иаков меняется на Израиль. Расширение имени означает приумножение духовных качеств. Имя меняется, когда меняются духовные свойства человека.

Например, синодальный перевод не передает этого, но Ионафан – сын царя Саула, который дружил с Давидом, до встречи с сыном Иессея имел имя, данное ему при рождении, а после встречи с царем Давидом происходит расширение этого имени, в нем появляется дополнительная буква еврейского алфавита. Синодальный перевод, к сожалению, этого не показывает. Дружба с праведным меняет духовные качества Ионафана, и он становится другим человеком.

Далее говорится о том, как Филипп и Нафанаил становятся учениками Христа. И это уже окончание сегодняшней главы.

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мной» (Ин. 1:43).

Галилея имела в те времена очень дурную репутацию. О ней говорили: «Галилея языческая», так как население в этом было смешанным. В Галилее проживали как евреи, так и греки, и сирийцы. И, среди тамошних евреев, было немало тех, которые ассимилировались в языческих иноплеменных общинах.

Иосиф Флавий описывает, как некоторые еврейские юноши проделывали очень болезненную операцию, чтобы скрыть свое обрезание.

В каком случае необходимо было скрывать обрезание? Языческие юноши, греки и римляне приходили на стадионы, чтобы нагишом бегать, и болельщики оценивали, во-первых, строение их тел (язычники большое значение предавали красоте человеческого тела) и, во-вторых, их спортивные качества. А когда на арене появлялся обрезанный, над ним начинали смеяться. Некоторые юноши переносили какую-то изуверскую операцию, во время которой половые органы подтягивались, затягивались и подшивались, чтобы галилеяне внешне могли выглядеть как люди необрезанные. То есть, репутация галилеян была не слишком позитивной.

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мной» (Ин. 1:43).

Ведь Христос и пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных.

«Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета» (Ин. 1:45).

Ученики еще не были посвящены в тайну Непорочного Зачатия Господа Иисуса Христа от Духа Святого и Девы Марии, поэтому, пока, для них, Иисус – это сын Иосифа, плотника из Назарета.

«Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).

Ну что это за такое место? Назарет – это Галилея языческая. Не самое лучшее место. Если Мессия должен явиться, Он родится где-то во дворце, в Иерусалиме, но никак не в Назарете.

«Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри» (Ин. 1:46).

«Иди и виждь». А кто произнес эти слова раньше? Христос. Филипп цитирует слова Христа. Он действительно стал учеником Христа и использует Его слова. Апостол Петр пишет (это имеет значение для всех нас, христиан):

«Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1 Петр. 4:11).

Если кто-то вам что-то предлагает, а вы не можете понять, что это такое. А вы спросите: а где об этом сказано в Писании? То есть если само Слово Божие воплощенное – Христос, говорит: «иди и виждь», Филипп повторяет эти слова: «пойди и посмотри».

«Иисус, увидев идущего к нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:47–48).

Этот аргумент оказывается решающим для Нафанаила. Что же происходило под смоковницей? На эту тему существует несколько версий, и одна из них озвучена Святыми отцами: Нафанаил молился в этот самый день, именно под смоковницей, чтобы Бог указал ему «Хамашиаха» – Христа, Мессию, Спасителя мира, обетованного пророками. Нафанаил молился в полном уединении. Свидетелей его молитвы, усердий его сердца не было, и когда он приходит к Иисусу Христу, Спаситель рассматривает «его сердце» и дает ему оценку. Он говорит:

«Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». (Ин. 1:47).

Однако, Нафанаил может усмотреть в этих словах просто лесть по отношению к себе. Но Христос продолжает:

«Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48).

О чем это? Христос слышал твою последнюю молитву, Он слышал мою последнюю молитву, Он видел каждого из нас под той «молитвенной смоковницей», молились ли мы в своей квартире, в храме, или в часовне. Спаситель слышал движение твоего и моего сердца, под какой бы смоковницей мы бы не пытались обрести одиночество, скрыться от других. Бог, Который есть сердцеведец, знает все наши молитвы, все наши чувства, любое движение в нашей душе.

После этого Нафанаил уже ни в чем не сомневается и отвечает Иисусу. Читаем сорок девятый стих:

«Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49).

Нафанаил говорит на иврите: Равви (Рабби)! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Он исповедует Иисуса, как Сына Бога, как Истинного Учителя, как Царя царей.

«Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Ин. 1:50).

То есть, когда Нафанаил станет учеником Христа. Иисус всегда предлагает опытно убедиться в правильности того пути, который мы избираем, следуя за Ним.

«И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51).

Итак, сегодня мы с вами изучили первую главу Евангелия от Иоанна. Я призываю всех молиться о том, чтобы цикл бесед состоялся до конца, чтобы Господь дал мне сил, здоровья, а вам ревности в обучении, дабы мы смогли вместе насладиться этим текстом, используя комментарии Святых отцов и учителей, которые предлагают разные назидания, объяснения по поводу трудных мест Писания, потому что никто не может понять пророчества сам по себе и от себя. Однако, мы будем стараться смотреть на эти тексты вместе со Святыми отцами, чтобы постигать действия Христа.

Ведь апостол Петр так и говорит о Нем:

«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

Спаси вас Христос!

Preloader
Preloader

Оставить комментарий