Екклесиаст. Введение. - Андроник (Пантак) иеромонах

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Екклесиаст. Введение.

Андроник (Пантак) иеромонах Екклесиаст. Введение.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Библейский портал «Экзегет.ру» представляет.

Здравствуйте дорогие друзья. В рамках проекта Библейского портала «Экзегет» мы начинаем чтение Книги Екклесиаста или Проповедника. Сегодня сотворим некоторый пролог к этой книге.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!». Слова, знакомые многим, – даже тем, кто не читал Книгу Екклесиаста. Они вошли в культуру, в традицию. Когда мы слышим словосочетание «суета сует», оно находит отклик в душе, и наша мысль начинает двигаться в определенном направлении. Мы принимаемся за изучение вопросов, которые раньше себе не задавали.

Книга Екклесиаста – текст, в котором задается много вопросов. И перед тем, как переходить к основным ее темам, стоит сказать об авторстве. Книга, традиционно, – и в ветхозаветной, и в новозаветной традиции, – приписывается царю Соломону. И лишь в XVII веке у некоторых протестантских библеистов появились какие-то серьезные сомнения по этому поводу.

Но, опираясь на традицию, мы продолжаем считать Екклесиаст книгой царя Соломона, несмотря на то, что ее списки достаточно поздние. В самом тексте прямым текстом говорится о том, кто был его автором. Имя такового не упоминается, но говорится о том, что это слова «сына Давида» и «царя в Иерусалиме». История знает лишь одного сына Давида и царя в Иерусалиме. Речь идет о Соломоне. Книга Екклесиаста, или Проповедника, – как бы, его прощальная и покаянная речь.

Конечно, это не покаяние царя Давида в пятидесятом псалме и не сокрушение перед Богом, не ниспровержение себя в прах перед величием Господа ввиду своего греха. Это, скорее, раскаяние философа. «Покаяние» здесь стоит понимать именно в смысле греческого слова «метанойя» –перемена сознания, ума, образа мыслей. Книга Екклесиаста – это, как бы, переосмысление всей жизни Соломона.

Но, что же такое вообще «Екклесиаст». Слово имеет греческое происхождение. На еврейском «кохелет» – это человек, который проповедует в собрании («кахал», «экклесия» – это собрание). Так вот, Екклесиаст – «человек, проповедующий в собрании», или, по-другому – «собиратель». О чем могут говорить эти значения слова «кохелет»?

Во-первых, Соломон, будучи царем в Иерусалиме, имел некоторую заповедь от Бога. В Ветхом Завете есть разные законы и установления – по отношению ко взрослым людям, мужчинам, женщинам, священнослужителям, а также к царям.

Так вот, Соломон, будучи царем, должен был исполнять следующую Божественную заповедь – собирать один раз в семь лет народ, читая и толкуя Тору. И вот, в один из таких дней, – скорее всего, в последний день своей жизни, – Екклесиаст призывает людей и произносит ту речь, которую мы прочитаем в тексте этой книги.

Что еще обозначает слово Екклесиаст? Соломон был «собирателем» многих вещей. Он накапливал богатства, у него был скот, множество жен. Соломон обладал материальными благами, но, в первую очередь, он был «собирателем мудрости». И вот, как собиратель мудрости, царь предлагает то сокровище, которое накопил за свою жизнь, всем слушающим.

О том, что Соломон был одним из мудрейших людей на земле, мы узнаем из Священного Писания. Господь обращается к нему и говорит: «Проси, чего хочешь, и я дам тебе» (2Пар. 1:7). И Соломон, вместо того, чтобы пожелать власти, или богатства, просит у Бога мудрости. И Всевышний отвечает на эту просьбу очень благосклонно: Господу нравится, что Соломон просит мудрости для того, чтобы справедливо судить народ и просит это не для себя, а для того, чтобы помогать окружающим его людям и мудро управлять государством.

И тогда Бог обещает царю, вместе с мудростью, благоденствие, богатство и власть, при этом, правда, не обещая ему долголетия. Мы знаем, что в Ветхом Завете Господь дарует «многие лета» только тем людям, которые придерживаются заповедей Божьих. Поэтому, Соломон дожил до шестидесяти лет, сорок из которых он правил Иерусалимом.

Шестьдесят лет – не сказать, чтобы это очень мало для эпохи Соломона, но не так, чтобы очень много, потому что сын Давида прожил свою жизнь неровно. Несмотря на то, что в начале его жизни мы видим духовный подъем: он строит Храм Божий и произносит в этом Храме вдохновенную молитву. Но к концу жизни Соломон уклоняется в многоженство, в идолослужение. И лишь перед смертью царь осмысляет свою жизнь, возвращая свои мысли, действия и желания обратно – ко Господу Богу.

Примечательно, что число дней жизни Соломона Господь не может продлить в силу некоторых неправильных поступков царя. В Библии неслучайно говорится об этом. Ведь Священное Писание сообщает о тех событиях, которые в действительности имели место быть. Библия – книга реальной жизни. Поэтому, личность Соломона здесь представляется сложной, что делает чтение Книги Екклесиаста особенно интересной. Ее основная тема – суета и бессмысленность того, что происходит в мире.

Екклесиаст говорит, что все суета – «хавэл». Однако еврейское слово «хавэл» – это не та «суета», к которой мы привыкли. Речь не идет об огромном усилии, которое мы предпринимаем для того, чтобы чего-то достичь или сделать.

«Хавэл» – это, скорее, «пар», – то, что выходит изо рта и легко растворяется в воздухе. Этот пар мы видим, когда выходим на мороз. И для того, чтобы он появился, нам не нужно предпринимать никаких усилий. Все просто: мы теплые, на улице холодно, и поэтому возникает тот пар, который очень быстро исчезает. И вот, Екклесиаст говорит, что все в этом мире подобно такому пару.

Если читать Книгу Екклесиаста без правильного понимания, без «ключа», то, кажется, что автор говорит о том, что все бессмысленно: и повседневные дела человека, и религиозная жизнь, и нравственность, и мудрость. Все вышеперечисленное, казалось бы, не имеет значения, будучи «паром», суетой. Однако если осознать глубину мысли Соломона, мы увидим, что это не совсем так.

В течение всей своей книги Екклесиаст ищет какого-то приобретения, пользы, прибыли, остатка. То есть, он как делец, ищет то, что осталось бы с ним навсегда. В еврейском языке это обозначается словом «итрон» – польза.

Несколько раз по ходу повествования Проповедник спрашивает: «Какая польза человеку от всех трудов, которыми трудится он под солнцем?». Итак, какая польза? Что останется у тебя в сухом остатке, когда ты умрешь и сойдешь в могилу? Что пребудет с тобой? Так спрашивает Екклесиаст. Его не устраивает состояние, при котором он ничего не сможет унести в вечность, и он ищет, что же можно унести с собой?

И вот, этой пользой, приобретением, в конце концов, становится Господь и жизнь с Богом в вечности.

Кроме того, Екклесиаст обозначает, как бы, два мира – «под солнцем» и с Богом. В его книге мы часто встречаем такие выражения: «Нет ничего нового под солнцем». Еще он говорит о «суетности всего под небом». Это очень важно.

Ключевая мысль, которую доносит до нас Соломон: «Есть мир, в котором человек, как бы, говорит, что Бога нет». То есть, он живет, как будто Бога не существует в вечности. И в этом смысле, если человек мыслит подобным образом, то никакого «итрон», никакого приобретения у него не останется. Все, чем он занимался в этой земной жизни, исчезнет как пар. Человек сойдет в могилу, и ничего с ним не останется.

Если же мы не живем в пространстве под солнцем и под небом, не закрываемся от Бога и считаем, что вечность существует, если мы общаемся с Богом и стремимся исполнять его Святую Волю, тогда все, чем мы занимаемся в нашей жизни, перестает быть суетой и становится осмысленным, включая и повседневные дела.

И мудрость, и наша духовная, религиозная жизнь – все это наполняется смыслом лишь в том случае, если мы выходим из пространства «под солнцем» и входим в открытое пространство – начинаем «ходить перед Господом», не скрываясь от Него, как некогда сделал Адам в раю, спрятавшись от Бога в кустах. Итак, вот это приобретение, остаток.

Неслучайно Соломон происходил из иудейского народа, что он ищет «остаток». Так вот, сын Давида, как бы, доносит до читателя следующую мысль: поиск остатка и способность его найти – и есть мудрость. Для Соломона это и умение исполнять волю Божью, и пользоваться благами, которые приходят человеку от ее претворения в жизнь.

Заповеди Господни, или воля Божья – это некие правила жизни в духовном мире. И подобно тому, как материальный мир существует по законам физики, так и духовный мир так же живет по своим нормам. И когда Господь сообщает человеку Свою волю, Он просто открывает человеку законы духовного мира. И мудрый человек умеет их услышать и правильно использовать, получить от этого приобретение.

Мы говорим о мудрости, основываясь не только на Книге Екклесиаста, но и на другом тексте, автором которой являлся царь Соломон – на Книге Притчей, где он много рассуждает о том, что такое мудрость. И вот, согласно обеим указанным книгам, мудрость есть умение жить по воле Божьей и пользоваться благами, которые от этого происходят.

А глупость, соответственно, наоборот, не есть состояние ума, то есть разума, или состояние сознания. Речь идет о распутстве, гневе, других проявлениях низменных стремлений человека, следовании своим инстинктам в пику духовной жизни. Все это называется глупостью, потому что, таким образом, человек нарушает закон духовного мира, и сталкивается с разрушительными последствиями собственных действий.

Для Екклесиаста поиск истинной мудрости, опять же, связан с поиском Бога. И, в конце концов, только то, что имеет отношение к Всевышнему, под покровительством Господним перестает быть суетой, исчезающим паром.

В Книге Екклесиаста рассматривается еще одна очень важная тема, о которой стоит кратко упомянуть. Соломон употребляет понятия «добро» и «зло», но говорит о них не так, как все остальные книги Библии (согласно которым, добро есть нечто абсолютное, что исходит от Бога, а зло – то, что противно Всевышнему). Екклесиаст говорит о добре и зле именно в отношении того, что является благом для человека. Добро – то, что приносит гармонию и мир в его душу. Зло – то, что эту гармонию расстраивает.

Так вот, Екклесиаст ищет, что было бы человеку хорошо. И если Соломон даже не взлетает мыслью к пользе от вечного бытия, он находится в поиске того, что привносило бы в его душу гармонию в этой суетной, земной жизни, и находит, что человеку хорошо только тогда, когда он исполняет волю Божью и существует по законам духовного мира. В этом, собственно, и заключается мудрость человека – жить так, чтобы тебе было хорошо, чтобы в душе была гармония. А возможно это только в бытии с Богом.

Еще до Рождества Христова еврейские мудрецы хотели исключить Книгу Екклесиаста, а вместе с ней и Песнь Песней Соломона, из Библии. Их аргументация была такова: у нас есть Закон – это слово Божье, которое Господь даровал Израилю через Моисея; есть исторические книги, описывающие жизнь еврейского народа и показывающие промысел Всевышнего в его жизни; есть книги пророков, которые так же слышат глас Господень, транслируют слова Всевышнего и толкуют историю Израиля, как историю деяний Божьих.

Слова Закона в Книге Екклесиаста – это, как бы, речь самого Соломона, а не Бога. Здесь он говорит не о промысле Господнем в истории Израиля и не транслирует Откровение Божие, как один из пророков. Поэтому, Книгу Проповедника хотели убрать из Библии. Однако, сам Соломон указывает на то, что его слова тоже исходят от Бога, говоря в конце книги: «Слова мудрых – от единого пастыря» (Еккл. 12:11).

Есть еще один очень интересный момент, связанный с Книгой Екклесиаста. Само это слово в еврейском языке женского рода, что представляется странным. Ведь, Соломон – мужчина. Почему же тогда «кохелет» – женского рода? Так вот, в еврейском языке к женскому роду часто относятся абстрактные понятия. И в этом смысле, «кохелет» можно перевести как «в собрании проповедующий людям», «научающий премудрости». То есть, «кохелет» – и «собиратель», и сама «научающая премудрость».

И в контексте чтения Священного Писания, в контексте Нового Завета, мы знаем, что премудрость Божия – это Христос, Сын Божий. Таким образом, название книги символически указывает на ее пророческий характер. Слова Проповедника сказаны Самим Христом через Соломона.

По какой еще причине они так важны? Человеку необходимо осознать суетность всего бытия, если в нем нет Бога. Без этого, он не начнет стремиться к духовной жизни, не войдет в контекст вечности. Если мы не осознаем тщетность всего, что нас окружает, без наполнения его Божественным светом, мы не вступим в новый период жизни.

Итак, эта книга, которая осталась, – промыслом Божьим, – в библейском каноне, рассматривалась первыми христианами одним из важнейших текстов Библии. Он входил в число нескольких первых учительных книг, с которых у древних христиан начиналось знакомство со Священным Писанием.

Почему же эта книга так важна? В ней дается основание для начала духовной жизни. Здесь, в этом тексте, Екклесиаст помогает человеку «отлепиться» от всего земного и устремиться к Богу, при этом, не теряя все земное, – то есть, не уходя в пустыни, в пещеры, а сохранив свою бытовую религиозную жизнь. Проповедник предлагает просто наполнить ее правильным содержанием.

В начале Книги Екклесиаста звучат слова:

«Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме»

(Еккл. 1:1).

Выражение «слова» обозначает так называемый «жесткий» текст. Повествование в Священном Писании бывает таким, что оно начинается словами: «Сказал Бог». И такое начало: «сказал…», – указывает на «мягкий текст». Однако, если тот или иной пассаж начинается с выражения «слова Божьи», или «слова…» кого-то еще, тогда за этим обязательно следует «жесткий», – неудобный, поучающий текст. Первый стих говорит о том, что книга будет тяжелой, и Вам может не понравиться то, что в ней написано.

И Екклесиаст сразу начинает с таких слов:

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1:2).

«Хавэль хавэлим». «Суета сует». Мы уже говорили, что суета – это «пар». Но на современный русский язык это слово скорее можно было бы перевести как «чепуха» или «ерунда». Фразу «Хавэль хавэлим» дословно читается как «чепуха, все чепуха». И Соломон неслучайно начинает книгу с этого. Он, как бы, дает человеку встряску – для того, чтобы тот оглянулся.

Далее, эта тема раскрывается подробно в третьей главе Книги Екклесиаста, где, как бы, дается ключ к пониманию того, что являясь суетой, а что нет. Соломон говорит: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить» (Еккл. 3:14). То есть то, все, что делает человек, бессмысленно, а то, что делает Господь, – остается в вечности. И если Бог будет твоим Сотрудником по жизни, то только в этом случае вся она будет наполняться смыслом.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1:2).

Слово «суета» используется одной фразе пять раз подряд. Естественно, это неслучайно. Ведь, Соломон был одним из мудрейших людей того времени, и конечно же, он знал законы написания текста и предполагал, что его слова будут прочитаны.

Число пять указывает на Пятикнижие Моисеева и указывает на пять видов ветхозаветных жертв. По большому счету, Екклесиаст, как бы, говорит, что все, чем занимались его современники, включая религиозную жизнь, – суета, прах, если это не будет наполнено смыслом.

Но в этом тексте понятие «суета» употребляется не только пять раз, но и семь, потому что дважды оно употребляется во множественном числе. Исходя из ветхозаветной традиции толкования текстов, если слово употребляется во множественном числе, то его, как минимум, два. Поэтому, получается, что «суета» используется в Еккл. 1:2 семь раз.

На что же указывает число семь? Прекрасно понимая, что его слова будут услышаны, Екклесиаст вкладывает это число в первую фразу своей книги. Число семь указывает на дни творения. То есть, Соломон, как бы, говорит: «Все, что сотворено Богом в этом мире, – суета, если не наполнить это смыслом».

Кроме того, число семь указывает на семь возрастов человека, которые были известны в ветхозаветной традиции: детство, подростковый возраст, юношество, взрослость, жизнь с женой, детьми и старость. Во всех этих этапах жизни нет смысла, в том случае, если человек существует без Бога. Именно об этом и говорит Проповедник.

Если наполнить эту ветхозаветную фразу уже новозаветным смыслом толкования, то из пяти слов («суета») получается не только семь, но и девять. Мы знаем, что когда в Ветхом Завете, когда говорится о едином Боге, речь идет о трех Божественных Ипостасях. То есть, в библейских текстах мы часто встречаем выражение: «и сказал Бог». Но, на самом деле, там написано «и сказал Боги». И этих Божественных Лиц – три.

Поэтому, Новый Завет дает нам представление о том, что один может быть равен трем. Например, первая заповедь из десяти ветхозаветных, дословно звучит так: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2–3). Множественность указывает на Ипостаси Святой Троицы. Если мы представим себе, что эту фразу можно наполнить новозаветным смыслом, то получается, что слово «суета» во множественном числе будет читаться как «три суеты». И тогда получается, что в Еккл. 1:2 это слово употребляется девять раз.

Число девять указывает на момент, в который суета у человека может закончиться. Оно символизирует «девятый час» – время смерти Спасителя, время, когда произошло искупление. Этот переломный момент в истории человечества, когда Христос пострадал за людей на кресте, дал возможность наполнить смыслом всю человеческую суету.

Именно с момента Крестной Смерти и Воскресения Спасителя, у человека появилась возможность наполнить и религиозную, и бытовую жизнь тем содержанием, которое предлагает Соломон.

Кроме того, число девять указывает на дары и плоды Святого Духа, о которых говорит Апостол Павел: любовь и радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость и воздержание. Если человек во все дни своей земной жизни «ходит перед Господом» и старается в своей душе взрастить эти плоды Духа Божьего, тогда вся суета в его жизни заканчивается и претворяется в осмысленное «делание» пред лицом Господа.

Девять в ветхозаветной традиции так же обычно указывает на Суд Божий, потому что в ряду простых чисел оно является последним, заключительным. И вот, как раз именно к этому Суду Божьему просит нас обращаться Проповедник. Он часто просит читателя вспоминать о том, что, в конце концов, Господь будет судить все наши поступки. И за все хорошее Он обязательно даст человеку воздаяние. Но при этом, все зло, которые человек совершил в жизни, – если он даже пытался его скрыть – будет явлено перед Богом в последний день, в день Суда.

Итак, прочитав только первую фразу книги, мы уже видим, сколь много в ней разных смыслов. Следует отметить, что слово «хавэл» (суета) здесь употребляется не только в форме существительного. Это же слово может одновременно использоваться в повелительном наклонении, указывающем не на положительное исполнение, а на отрицательное. То есть, здесь, как бы, сказано: не суетись, а, наоборот: исключи суету из своей жизни.

Это начало Книги Екклесиаста – очень сильное и очень интересное. Когда Соломон говорит: «суета сует», он не просто утверждает, но и одновременно с этим советует: исключи всю эту суету, и тогда ты увидишь вечность и сможешь обратиться к Богу, удали из своего поля зрения все суетное, временное, то, что не приносит остатка в вечности; в этом случае, ты встретишься с вечностью, с Богом, и уже не пожелаешь никуда идти.

Итак, мы начнем читать Книгу Екклесиаста, помня о том, что суетность наполняет как нашу повседневную, так и религиозную, нравственную жизнь, если она проходит без Бога. И только с Господом, лишь в хождении перед Ним, в контексте вечности, все наши дела начинают приобретать смысл, наполняться Божественной жизнью и Божественным светом.

А закончить наш пролог стоит последними словами Книги Екклесиаста:

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;

ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13–14).

Preloader
Preloader

Оставить комментарий