Екклесиаст. Глава 9. - Андроник (Пантак) иеромонах

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Екклесиаст. Глава 9.

Андроник (Пантак) иеромонах Екклесиаст. Глава 9.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Библейский портал "Экзегет.ру" представляет.

Здравствуйте, дорогие друзья. В рамках проекта библейского портала Экзегет продолжаем чтение книги Екклесиаста или Проповедника - читаем главу 9.

Деление Библии на главы появилось в Средневековье, оно не всегда точно отражает законченность мыслей. Поэтому 9-я глава как бы продолжает мысль, которая началась в конце 8-й, когда Екклесиаст говорит, что человек не может познать всего того, что создано Богом. 9-я глава начинается словами, которые заканчивают эту мысль:

На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их — в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.

(Еккл. 9:1)

Обращая сердце для исследования, Екклесиаст находит, что действия людей подчиняются некоторым промыслу Божиему. Здесь не говорится о предопределении людей, но сказано, что человек "человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним" - обстоятельства жизни человека устраиваются Богом. Любовь или ненависть могут появиться в сердце совершенно неожиданно для нас.

Промысел Божий - это удивительное чудо, которое, скорее, нужно не познавать умом, но которому нужно уметь доверять. Если этого доверия нет, то человек приходит к пониманию, что все бессмысленно, бесполезно и хаотично. Например, приходит понимание ложное - о том, что все заранее за нас предопределено, а моя воля, мои собственные изъявления личности не имеют никакого смысла.

Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

Это‐то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем.

(Еккл. 9:2-6)

Эта продолжительная мысль возвращает нас к теме суетности, тщетности того, что происходит "под солнцем". Если для человека нет вечности и нет общения с Богом, тогда все, чем человек занимается, становится чепухой.

Если ты считаешь, что с днем твоей земной кончины заканчивается вся твоя жизнь, то нет разницы - быть добрым или злым, приносить жертвы или не приносить жертвы. В пространстве, где нет Бога, нет смысла в религии.

Это‐то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим.

(Еккл 9:3)

То есть люди злятся, безумствуют, суетятся. В конце концов, отходят к умершим. Мертвые, все их чувства, которыми они жили - любовь, ненависть, ревность - исчезают. Никакой материальной прибыли мертвому человеку уже не нужно.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

(Еккл 9:4)

Если человек в какой-то момент осознает, что его жизнь не заканчивается смертью, тогда ему лучше, чем человеку, который уже умер - мертвый уже не может ничего исправить. Момент памятования о смерти важен для тех, кто еще живет - есть возможность переосмыслить свою жизнь, поставить себе честные вопросы о вечности, успеть как-то к этой вечности подготовиться.

Здесь обыгрывается размышление над состоянием человека, который предполагает, что Бога не существует. В этом случае смерть - это трагедия! Человек всю свою жизнь наполнял какими-то чувствами, действиями. А тут все это заканчивается. Все оказалось впустую.

Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

(Еккл. 9:7)

Если невнимательно прочитать этот стих, то кажется, что здесь написано - бери от земной жизни все. Но на самом деле, здесь Екклесиаст предполагает другую мысль. Здесь появляется имя Божие - Проповедник входит в пространство, где есть Бог. И он говорит, что дела, которые относятся к земной жизни, закончатся со смертью человека - пользы от них никакой. Но если Бог благоволит к делам твоим, вот тогда только ешь и пей, живи земной жизнью с весельем и радостью.

Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

(Еккл. 9:7)

Пользуйся благами, если Господь благоволит твоим делам. Господь благоволит делам человека, когда человек исполняет волю Божию, когда человек живет с пониманием, что есть Его промысел о моей жизни и о мире. Часто бывает, что некоторые люди переживают: "Можно ли стремиться к какому-то достатку? Как жить, когда все хорошо, когда не происходит каких-то бедствий или искушений?".

Надо поставить себе вопрос о том, стараюсь ли я исполнять заповеди? Если да, то нужно радоваться и наслаждаться всем тем, что Господь дает нам в жизни - в этом не будет никакого греха. Не будет никакого непочтения к Богу, - если мы волю Божью ставим вперед всего остального, - пользоваться тем, что нам дал Господь.

Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

(Еккл. 9:8-10)

Весь этот текст обращен Екклесиастом к человеку, который живет по воле Божьей:

Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

(Еккл. 9:7)

Если человек живет по заповедям Божьим, то ему нужно радоваться, нужно находиться в состоянии праздника - говорит Проповедник и советует носить светлую одежду, помазывать голову елеем. Светлую одежду носили и головы помазывали обычно в дни праздников. Если Бог благоволит твоим делам, если ты исполняешь волю Божью, то вся твоя жизнь должна превратиться в праздник.

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

(Еккл. 9:9)

В нашей земной жизни есть необходимость утешения в браке. Семейной жизнью жизнь в браке вполне праведно наслаждаться, если человек осознает, что впереди у него вечность. Все это праведно потому, что Господь устроил это в утешение для человека в дни его земной жизни. Он дает человеку жену. Он благоволит к его делам. И Он устраивает много поводов для того, чтобы порадоваться, повеселиться в земной жизни. Этими проводами нужно пользоваться.

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

(Еккл. 9:10)

Екклесиаст здесь обращается к человеку, осознающему, что впереди есть вечность. И поэтому он советует не терять время - после смерти ты уже не сможешь восполнить недостаток в добрых делах и в духовной жизни.

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

(Еккл. 9:11,12)

Здесь снова он обращается к теме суеты. Даже получив определенные навыки, определенные умения, человек не всегда получит результаты, к которым стремится, ибо есть еще и случай, стечение обстоятельств.

И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их.

(Еккл. 9:11)

Тогда бессмысленно всем этим заниматься? Но это так лишь в том случае, если человек осознает свою жизнь только во временном контексте.

Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

(Еккл. 9:12)

В Священном Писании есть разделение людей на сынов человеческих и сынов Божьих. Сыны Божии стараются угождать Богу, познавать Его волю. А сыны человеческие - это люди противоположные сынам Божьим, которые заботятся лишь о земных вещах. Если человек живет полностью в материальном, то рано или поздно запутывается, словно в силках, в жизненных обстоятельствах.

Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:

город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;

но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом бедном человеке.

И сказал я: мудрость лучше силы, и, однако же, мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

(Еккл. 9:13-17)

Скорее всего, как считают многие толкователи, Соломон описывает реальный случай спасения города. "Он спас своею мудростью этот город; и, однако же, никто не вспоминал об этом бедном человеке" - тут два значения. Одни считают, что никто не вспоминал об этом человеке до того, как он спас город. А другие считают, что он совершил этот подвиг, и про него забыли.

Скорее всего, здесь уместны оба понимания. Если человек считает, что все ценное, находится в этом, земном мире, если для него мнение Бога менее важно, чем мнение людей, тогда вся его мудрость не имеет никакого значения. Потому что ты целый город можешь спасти - про тебя все равно постепенно забудут.

Мудрый человек для Екклесиаста - это человек, который умеет жить по заповедям Божьим. Мудрец же спасает город, выказывая тем любовь к ближним. И для него не будет расстройством, что со временем про него забудут.

Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

(Еккл. 9:18)

Часто бывает, что у нас есть искушение встречать по одежке. Но не всегда статус показывает реальную мудрость человека. Мудрость - это не просто знание, а умение. Она в том, чтобы жить по Божьим заповедям. Есть очень интересный момент, о котором говорит Екклесиаст:

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

(Еккл. 9:17)

Если мудрый человек что-то говорит, он говорит это спокойно. Если его послушают, всем будет хорошо. Если не послушают - в конце концов, это не его проблема. Это спокойствие приносит больше пользы, чем бесполезные крики начальника. Получается, что один мудрец может больше, чем огромное воинство.

Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

(Еккл. 9:18)

Один человек может спасти целый город или, наоборот, погубить какое-то хорошее дело.

Необходимо еще раз вспомнить, что такое глупость для Екклесиаста. Человек гневливый, который поступает по движению своей страсти - это человек глупый, который или не знает законов духовного мира, или знает, но не живет по ним. Человек глупый есть человек неправедный, который заключает всю свою надежду в этом, земном мире. Человек, который допускает прегрешения против Бога, своей глупостью, гневливость или нечестием может разрушить и очень хорошее дело.

Конец этой главы заставляет нас задуматься над своей жизнью. Если мы невнимательно относимся к своей душе, мы можем навредить себе, близким, тем добрым делам, которыми занимаемся. Но если мы свое сердце обращаем к познанию мудрости, познанию и исполнению воли Божией, тогда польза будет нам и всем, кто нас окружает в тех обстоятельствах, которые посылает нам Господь. На этом мы заканчиваем чтение девятой главы.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий