Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
В основе сюжета быстро, как под диктовку написанной, поэмы Блока, — пародийно переосмысленная история призвания апостолов Христом. При этом, пародийность не определяет подспудную тему поэмы и не лежит в её основе. Главное событие поэмы — убийство Катьки красноармейцем — связано с кровью. Остальной сюжет импрессионистичен, но все нити его стянуты к кровавому пятну, композиционно расположенному в центре текста. Кровь, пролитая двенадцатью, является одним из главных элементов поэмы (можно догадаться, что с этого момента герои будут проливать её и в дальнейшем), но, вопреки мнению самого Блока, не основным. Главный мотив, им не замеченный, — бесцельность. Обратим внимание на отсутствие действия и цели у двенадцати. Сюжет с убийством Катьки возникает внезапно, без причины, и так же внезапно пропадает. Намёк на цель и на смысл возникает только с появлением того, кого автор именует Христом.
Но Христос ли это? И вправду ли Он призывает идущих за Ним на какое-либо деяние? Обратимся к ходьбе патруля — двенадцать человек призваны наблюдать за порядком в городе. Но сами они и вызывают беспорядок, ведь революция несёт хаос. Нужен кто-то высший, кто бы их направил. — Такой организующей доминантой является фигура в венчике, которой Блок вкладывает в руки кровавый флаг. Эта призрачная фигура не ведёт своих апостолов к новым кровавым деяниям, — она просто присоединяется к ним по ходу их движения, по-видимому, для того, чтобы задать этому движению правильное направление. Благодаря ей, со временем, из апостолов хаоса и крови они станут вестниками правды и любви.
Двенадцать — участники революционного кровавого пира. — Но и настоящий, не призрачный, Христос говорит не о мире, а о мече: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её». (Мф. 10:34-35). Из хаоса, в который время от времени погружается человечество, неизбежно должна сформироваться новая реальность. — Христос берёт на Себя всю тяжесть преступлений революции и исправляет дело рук человеческих. Об этом, наверное, и должен свидетельствовать финал поэмы Блока.
История создания.
Поэма «Двенадцать» была написана быстро — за месяц, причём, добрая половина её — и того быстрее, всего за пару дней, по какому-то странному, даже для Блока, наитию. В записной книжке Блока 1918 года, где подробно и поэтапно описывается процесс создания поэмы, есть запись: «Страшный шум, возрастающий во мне. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его – призывы к семейному порядку и православию)».
Сочиняя поэму, Блок всецело предался музыке революции (поэма написана спустя два месяца после октябрьского переворота). Блок, приняв её внутрь себя, вглядевшись и вслушавшись в неё, попробовал выразить то, что услышал и увидел. Музыка, которая вела поэта за собой в «Двенадцати», — нашла своё выражение в звуке: сложнейшая полифония текста определяется воем вьюги и мёртвым звуком засыпающего пространство снега. И ещё: разрозненными, невидимыми, потусторонними — демоническими — голосами. Авторский голос звучит только в двух первых строфах поэмы, определяющих цветовую гамму. — Дальше в повествование врывается стихия, выраженная в звуке, и Блок, всегда признававший за ней главенствующее значение, самоустраняется.
В этой звуковой какофонии, упорядоченной поэтом, можно обнаружить интересную закономерность: доносящиеся из вьюги нейтральные реплики, не несущие никаких отрицательных значений и констатирующие реальное положение жизни тех лет, выделены у Блока в виде прямой речи; выкрики же, вроде тех, которые слышатся в конце второй и седьмой, а также в начале восьмой главы, например: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь» или «Уж я ножичком полосну, полосну!» и т.п., принадлежат, по видимому, тёмным демоническим силам, стремящимся навязать эти мысли персонажам поэмы. Сходным образом происходит и центральное событие поэмы — убийство Катьки, заканчивающееся горьким покаянным вздохом: «Ох ты, горе-горькое! / Скука скучная, смертная!» А дальше, возглас из заупокойной службы: «Упокой, Господи, душу рабы твоея», после которого ещё раз, как выдох, повторяется слово: «скучно!».
Очевидно, Блок хорошо понимал, о чём пишет, за исключением одного — внезапно для него возникшего в финале Христа, дающего повод понимать патруль из двенадцати как ведомых Им апостолов. До этого появления они не воспринимались таковыми: обычный патруль на улицах Петрограда, состоявший, по свидетельству очевидцев (среди которых — Джон Рид), из двенадцати человек. Вспомнил также Блок и поэму Н. Некрасова об атамане Кудеяре и двенадцати разбойниках. В черновике поэмы поэт сделал запись, что Христос: «… был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых со Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощён. В этом недооценённом моменте создания — последующие недоразумения, породившие, как почти поголовное неприятие поэмы после её опубликования бывшими соратниками Блока, так и принятие со стороны большевиков (впрочем – не поголовное: некоторые партийные бонзы приняли её в штыки).
Сам Блок политическое значение поэмы отрицал: «…те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Это признание не помешало ему перед смертью озаботиться сожжением всех её экземпляров: этого он требовал и от жены, и от всех оставшихся верных ему людей.
Поэма была написана в январе 1918 года, в феврале опубликована в газете эсеров «Знамя труда», а в мае вышла отдельной книгой.
Отношение автора к вере.
Блок обладал чрезвычайно чутким поэтическим слухом, улавливающим духовные эманации. Можно назвать это его свойство религиозностью, но религиозностью особого рода. До сих пор остаётся загадкой, почему наряду с светлыми духами, возникают в его поэзии сероватые призраки тёмной духовности? Нужно заметить, что в своих заблуждениях Блок был искренен (он всегда был чрезвычайно искренним, без малейшей доли лукавства человеком).
Блок, при его огромном духовном потенциале, всю жизнь чуждался канонической православной церкви. Формальной церковности он не понимал и не любил. Хотя принимал и любил священное и святое, духом зная, как, при обилии молящихся, пуста порой бывает подлинная Церковь: «Пусть церковь тёмная пуста, / Пусть пастырь спит; я до обедни / Пройду росистую межу, / Ключ ржавый поверну в затворе / И в алом от зари притворе / Свою обедню отслужу». По воспоминаниям поэтессы Надежды Павлович, Блок вместе с ней посещал Казанский собор, ставил свечи у чудотворного образа Казанской Божьей Матери, подарил ей первый том «Добротолюбия», собрания христианской мудрости, и посоветовал читать книги о православных обителях.
Поэт слышал некий гул – в воздухе, внутри себя. Он называл этот гул музыкой революции и передал его в поэме «Двенадцать». По окончании поэмы поэт перестал писать, и на вопросы о молчании отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?».
Он начал медленно умирать. Умирал тяжело, перед смертью громко кричал: «Боже! Прости меня!». Преподобный Нектарий Оптинский, старец, славный прозорливостью, после долгой молитвы за Александра Блока, сказал поэтессе Надежде Павлович: «Напиши матери Александра, чтобы она была благонадёжна: Александр — в раю».
Биография.
Александр Александрович Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Мать его, Александра Андреевна, урождённая Бекетова, дочь ректора Санкт-Петербургского университета А.Н. Беке́това, сразу же после рождения сына разорвала отношения с мужем. В 1889 году она вышла замуж за Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха, оставив сыну фамилию первого мужа.
С 1890 по 1898 год учится во Введенской гимназии. В 1897 году в Петербурге знакомится с Владимиром Соловьёвым, а в имении деда Шахматово — с Любовью Менделеевой, дочерью гениального учёного. Вместе с нею Блок поставил несколько любительских спектаклей.
В августе 1898 году Блок поступает на юридический факультет Петербургского университета, затем переводится на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое оканчивает в 1906 году. Знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым. Троюродный брат поэта и племянник философа, Сергей Михайлович Соловьёв, впоследствии священник, становится близким его другом.
В 1903 году Блок женится на Любови Менделеевой, героине первой его книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Произведения тех лет выдержаны в русле символизма, отход от которого ознаменован драмой «Балаганчик» (1906). Далее следуют циклы «Город», 1904—1908), «Снежная маска»(1907), «Страшный мир» (1908—1916).
В 1909 году происходят два тяжёлых события в семье Блока: умирают ребёнок Любови Дмитриевны и отец Блока. Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию, путешествует по Франции, Бельгии и Нидерландам.
Блок приходит к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913, цикл «Ямбы», 1907—1914, поэма «Возмездие», 1910—1921). Осмыслением судьбы России ознаменован цикл «Родина» (1907—1916). Драма «Роза и Крест» (1912) понравилась К.С. Станиславскому и В.И. Немировичу-Данченко, но так и не была поставлена.
7 июля 1916 года Блок служит в инженерной части Всероссийского Земского Союза.
После революции 1917 года, которую поэт принял, как неизбежное стихийное явление, поэт отказывается от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. Весной 1917 года работает в «Чрезвычайной следственной комиссии для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц, как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок трудится над рукописью отчёта Чрезвычайной следственной комиссии. Он был опубликован в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), а затем вышел под названием «Последние дни Императорской власти» (Пг., 1921).
После публикации поэмы «Двенадцать» (1918) власть начала широко использовать имя поэта в своих целях, вопреки его воле, назначая и выбирая на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Поэт видит в революции смерть, что отразилось в дневниках и переросло в отвращение к жизни. Он болеет. Развивается астма, учащаются психические срывы, зимой 1920 года начинается цинга, он перестаёт писать: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Рождается одно стихотворение «Пушкинскому Дому» (1920). В январе 1921 года Блок отзывается на годовщину смерти Пушкина речью «О назначении поэта» (в Доме литераторов).
Весной 1921 года Блок просит выдать ему выездную визу для лечения заграницей. Усилиями Л.Б. Каменева и А.В. Луначарского, разрешение было дано 23 июля 1921 года. Но так как состояние Блока ухудшилось, Горький просит визу и жене Блока. 1 августа виза Л.Д. Блок была дана. А 7 августа 1921 года Блок умер в своей последней петроградской квартире на 41-м году жизни и, после панихиды, похоронен на Смоленском кладбище Петрограда.
Автор текста: Виталий Яровой.